Транспорт России (г.Москва)
22 ноября 2004 года,
N 047
МАКС - будущее космонавтики
Проект, который обещает затмить и "Шаттл",
и "Буран"-"Энергию", и "Союз"
Возможно, кто-то еще помнит старый полуфантастический фильм "Барьер неизвестности". Там к фюзеляжу тяжелого бомбардировщика крепился крохотный самолетик, больше похожий на ракету. Он стартовал с поднявшегося на большую высоту носителя и разгонялся до суборбитальных скоростей. В фильме, по сути, и были воочию показаны идеи академика Г.Лозино-Лозинского - только его машина должна была летать выше и быстрее. В космосе.
В 1960-е годы во главу угла, естественно, ставились военные аспекты космических программ, и "Боры" Лозино-Лозинского - первые прототипы воздушно-космических самолетов - рассматривались прежде всего как перехватчики вражьих (то бишь американских) спутников. Еще более совершенной моделью должна была стать "Спираль", макет которой активно готовился к летным (в том числе и в космосе) испытаниям во второй половине 1970-х годов. Но тут грянул гром...
А прогремел он на космодроме мыса Канаверал. Взлетел первый "шаттл", и мгновенно прозвучала команда: "Работы над "Спиралью" свернуть, все силы бросить на комплекс "Буран"-"Энергия".
Г.Лозино-Лозинский с самого начала был против этой затеи.
комментарий web-мастера: Что значит "был против"?! Ему поручили разработать "Буран", возглавив специально созданное НПО "Молния", и он принял это назначение, став Главным конструктором корабля. |
Во-первых, он никогда не забывал об основном предназначении многоразовой системы - военном. "Буран" мог стартовать только с Байконура и не из защищенной шахты, а с открытой площадки. При этом не было никаких сомнений, что главный советский космодром входит в число наиболее приоритетных целей для американских стратегических ракет, поэтому если бы разразилась большая война, то он был бы уничтожен в первую очередь при взаимном обмене ядерными ударами. А потому ни один "Буран", а не то что все пять (обратите внимание: у американцев 4 "шаттла", у нас - 5, типичная логика того времени), не успел бы даже оторваться от земли. "Спираль" же крепилась к тяжелому самолету, который мог подняться с любого аэродрома или из гражданского аэропорта с достаточно протяженной взлетной полосой.
Второй аспект - экономический. Начнем с того, что грузоподъемность "Бурана" в 30 тонн была явно взята с потолка (впрочем, и американцы вряд ли смогут связно объяснить, какие именно двадцатитонные грузы они собирались регулярно выводить в космос своими "шаттлами").
комментарий web-мастера: Если это не может объяснить автор - Александр Мазин, то это совсем не значит, что "американцы не смогут". Да будет известно "ведущему научному сотруднику РАН", что габариты грузового отсека и грузоподъемность шаттла выбиралась под геометрические и весовые габариты секретного спутника оптико-электронной разведки KH-II (военного прототипа космического телескопа "Хаббл") и разрабатывавшихся в 1970-х гг. криогенных межорбитальных буксиров. |
Стоимость 1 кг забрасываемого на орбиту "шаттлом" груза изначально составляла около $20 тыс., и окупиться эта система могла лишь при более чем 100 запусках в год - цифра явно нереальная. Для сравнения: стоимость вывода в космос того же килограмма обычной одноразовой ракетой-носителем составляет около $12 тыс. С системой "Буран"-"Энергия" дела обстояли еще хуже: если в "шаттле" сгорал лишь основной топливный бак, стыкующийся с двигателями многоразового корабля, то в советском комплексе терялась вся ракета-носитель "Энергия" со всеми ее двигателями стоимостью сотни тысяч, а то и миллионы долларов каждый.
К доводам Г.Лозино-Лозинского не прислушались - дескать, американцам виднее. С самого верха была спущена новая команда - приступать к отработке летающей модели "Бурана". И тогда академик пустился на хитрость, в которой признался лишь в 1996 г., незадолго до своей кончины.
Планирующий полет советского воздушно-космического самолета был своевременно зафиксирован американскими станциями слежения, но корабли США опоздали - первыми в точку приводнения вышли наши моряки. Американцам пришлось довольствоваться нечеткими снимками некоего крылатого объекта, сделанными с патрульного самолета "Орион" (впоследствии они обошли все специализированные журналы мира). А в Кремль полетели победные реляции об успешном испытании первого прототипа "Бурана".
Успех действительно был. Да только не модели "Бурана". На свой страх и риск Г.Лозино-Лозинского и его сотрудники вывели в космос, а потом вернули на Землю макет "Спирали". Что самое любопытное, никто из генералов и партийных боссов рангом повыше не заметили подвоха. Видно, образования маленько не хватило. А те, кто поумнее, похоже, предпочли промолчать. Но, увы, успехи успехами, а на теме "Спирали" был все же поставлен жирный крест.
комментарий
web-мастера:
С этого места статья является почти
дословной копией другой статьи А.Мазина "По "Спирали" -
в космос", опубликованной в "Красной звезде" 21 октября с.г. Это
напоминает "ильфо-петровского" поэта Ляписа-Трубецкого, продававшего свои
стихи сразу в несколько изданий - помните классические строки: "Служил
Гаврила хлебопеком, Гаврила булки выпекал"? Когда
нечего писать, приходится переписывать "себя раннего". Но мы не об этом, а
вот о чем: Говорить о том, что Глеб Лозино-Лозинский обманул "генералов и партийных боссов", а те "не заметили", значит передергивать факты, демонстрируя свою полную, мягко говоря, некомпетентность. Ай да Глеб Евгеньевич! А в ЦК все идиоты! А в ВПК (Комиссии Президиума Совмина) все сплошь кретины! Да и в Министерстве обороны (а это заказчик, который все оплачивал) одни лохи и профаны - ну никакого понятия: что там полетело, за что просят деньги. Да вот только промашка вышла у автора - полетами "БОРов" руководил первый заместитель начальника Главного управления космических средств (ГУКОС) Минобороны СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам, Председатель Госкомиссии Герман Степанович Титов. А под "оболванутого" "генерала и партийного босса" подходит генерал, он же секретарь ЦК, а затем и член Политбюро ЦК Дмитрий Федорович Устинов - он же министр обороны. Грустно читать такую галиматью, господин "ведущий научный сотрудник РАН Александр Мазин"... Для отработки теплозащиты "Бурана" была выбрана уменьшенная копия орбитального самолета "Спирали" в силу досконально изученной аэродинамики и подобия носовой части модели носовой части "Бурана". А с другой стороны, на масштабно уменьшенной модели самого "Бурана" отработать плиточное теплозащитное покрытие было невозможно из-за нарушения законов аэродинамического подобия. |
Работы же над "Бураном" шли вовсю, и ценой неимоверных усилий удалось-таки добиться своего. К 1989 г. было совершено по одному испытательному запуску "Энергии" и "Энергии" с "Бураном" в автоматическом режиме. Число построенных "Буранов" (часть из них, впрочем, в макетно-испытательном исполнении) достигло десяти. И вот тут во весь рост встал сакраментальный вопрос: а дальше-то что?
Воевать, по большому счету, стало не с кем. Подходящих гражданских грузов тоже не было - спутники становились все миниатюрнее, а со снабжением станции "Мир" вполне справлялись и "Союзы", к тому же по значительно более дешевой цене. И программа "Буран" не без оттенка скандальности канула в Лету.
Руки опустились у многих, но только не у Лозино-Лозинского. Годы не истощили его энергии, и ко второй половине 1990-х гг. уже были готовы концептуальные проработки комплекса воздушного старта МАКС - многоразовой авиационно-космической системы. Она стала лебединой песней академика, его творческим завещанием для более молодых сотрудников.
Что же представляет собой МАКС? Отчасти она повторяет идеологию "Спирали" со стартом с самолета-носителя, но состоит из принципиально новых элементов. Первый из них - сверхтяжелый Ан-224 "Мрия", способный поднять до 260 т и используемый вместо стартовых ускорителей. Второй - воздушно-космический самолет с подвесным топливным баком, нечто среднее по размерам и грузоподъемности между "Спиралью" и "Бураном", при производстве которого предполагается применить последние разработки НПО "Молния" и его смежников в области материалов (в частности, алюминиево-литиевые сплавы), новые трехкомпонентные кислородо-водородо-керосиновые двигатели, электронику на новой элементной базе. Например, если у "Бурана" система автоматической посадки весила 2,5 т, то у МАКС она не превысит 250 кг. В результате воздушно-космический аппарат должен получиться предельно легким, надежным и экономичным. Стоимость выводимой с его помощью полезной нагрузки не превысит 1-2 тыс. долл. за 1 кг, то есть в 5-6 раз меньше, чем у одноразовых ракет-носителей, и более чем в десять раз - в сравнении с "шаттлами". Срок самоокупаемости российской системы, по оценкам, составит всего 3,5 года при 50 запусках в год в беспилотном варианте, что вполне реально. Дальше уже остается получать чистую прибыль.
Младшим братом МАКС в ближайшее время станет отечественный туристический суборбитальный комплекс, основанный на той же идеологии. Только в качестве носителя он будет использовать высотный М-50 "Геофизика" (наш ответ на американский разведчик У-2), а основной ступенью - крошечный воздушно-космический самолет, рассчитанный на пилота и двух пассажиров. Но... в космосе он сможет пробыть лишь одну минуту. МАКС же имеет полноценную орбитальную ступень.
комментарий web-мастера: Высотный самолет М-50"Геофизика" разработки ОКБ им.Мясищева создавался не для высотной разведки, а для противоборства (уничтожения) в стратосфере с высотными разведывательными зондами потенциального противника, запускавшимися с территории стран NATO и заносимых высотными течениями в воздушное пространство СССР. Другие способы борьбы с высотными зондами были неэффективны - стоимость зенитной ракеты на порядки превышала стоимость зонда-мишени, а высота полета зонда существенно превышала статические полетные потолки истребителей-перехватчиков, да и скорость сближения перехватчика со свободно дрейфующим в стратосфере зондом серьезно затрудняла применение бортового вооружения. |
В случае успешной реализации проекта и достижения указанных выше экономических характеристик МАКС сможет существенно превзойти по своей конкурентоспособности одноразовые РН, в т.ч. и разрабатываемые, при запусках легких и средних искусственных спутников Земли (ИСЗ), а доля тяжелых спутников, по оценкам, в ближайшее десятилетие снизится до 17% и обеспечит сохранение позиций России в качестве одного из мировых лидеров в коммерческих запусках ИСЗ по мере исчерпания резервов существующих отечественных РН одноразового использования.
По последним оценкам, стоимость разработки МАКС в беспилотном варианте составит всего около 1-1,4 млрд долл., а сроки создания - 4-6 лет.
Александр МАЗИН,
ведущий научный сотрудник РАН.
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru