Труд
24 февраля 2000 года
Космический корабль многоразового использования "Буран" - российский собрат американских "Шаттлов" - прибыл на днях в далекую Австралию. Три с лишним месяца добирался он из подмосковного города Жуковский до порта Сидней. Перелет по космической орбите занял бы у "Бурана" менее получаса, но нынешний путь его пролегал по водным просторам земного шара. Сначала на огромной барже космический корабль проплыл по Москве-реке, а затем - до Санкт-Петербурга. Баржу приходилось притапливать, чтобы ценный груз не задел за арки московских мостов.
Из Питера "Буран" был доставлен морем в Швецию, где довольно долго ожидал океанского лайнера. Затем длительное путешествие - Балтийское море, Атлантический океан... Космического великана (стартовая масса - 105 тонн, длина - более 36 метров, высота - 16,5 метра) перевозили, естественно, со снятыми крыльями. Они будут смонтированы с помощью наших специалистов непосредственно в Австралии. Размах каждого крыла - 24 метра (на самом деле 24 метра - это общий размах крыла - webмастер).
"Буран", доставленный в гавань Сиднея, имеет заводской номер 002. Всего было изготовлено около десятка космических "челноков": два корабля - для запусков на орбиту, один - для полетов в атмосфере и еще пять или шесть макетных образцов для статических и динамических испытаний на Земле. Австралийская фирма, заключившая договор аренды с научно-производственным объединением "Молния", получила на два года как раз летный "атмосферный" экземпляр. Он был оборудован дополнительными двигателями, позволявшими взлетать непосредственно с аэродрома, чего космический вариант "Бурана" делать не может (его выводит на околоземную орбиту ракетоноситель "Энергия"). Это единственный такой экземпляр. Именно на нем Игорь Волк и Римантас Станкявичюс, как и другие пилоты из специально созданной группы, проводили испытания в воздухе, отрабатывали схему посадки, словом, учили "Буран" летать. Отныне 002-й станет экспонатом, рассказывающим о былых достижениях нашей страны.
Первый и единственный полет "Бурана" состоялся 15 ноября 1988 года. Он проходил без экипажа - полностью в автоматическом режиме. Совершив два витка вокруг Земли, стотонная махина с фантастической точностью вышла на глиссаду снижения, приземлившись на посадочной полосе Байконура. Отклонение от осевой линии составляло всего лишь около метра... Это был действительно огромный успех.
Разработки космического самолета, который мог бы возвращаться на Землю, используя самолетные крылья, начались еще в 1965 году. В общей сложности было затрачено свыше 15 миллиардов рублей (порядка 10 миллиардов долларов, хотя этот расчет и является весьма приблизительным). В реализации неординарного проекта участвовали 1200 предприятий, на которых трудились более миллиона человек. Главным заказчиком первоначально являлось Министерство обороны. Думаю, военные возлагали на многоразовые корабли, способные доставлять 30 тонн полезного груза на орбиту, немалые надежды - конечно, в том случае, если бы американцы реализовали свой нашумевший тогда проект "Защиты от звездных войн". Однако до этого дело не дошло, и встал вопрос: нужно ли нам и дальше тратить огромные средства на программу "Буран"?
Дело осложнялось тем, что для отправки экипажа на этом корабле нужно было дооснастить его многими системами (в том числе и спасения), которых при беспилотном полете не требовалось. А финансирование российской космонавтики стремительно сокращалось. И в 94-м программа "Буран" была фактически как бы неофициально закрыта. Второй российский космический корабль многоразового использования, так и не слетав на орбиту, до сих пор стоит в огромном зале монтажно-испытательного корпуса на Байконуре. Там же находится и еще один "Буран". А в столичном Центральном парке посетители совершают увлекательный "полет" в земных условиях на третьем корабле...
В начале 90-х годов научно-производственное объединение "Молния" заключило договор аренды с фирмой "Земля-Космос-Земля", потому что находилось в критическом финансовом положении. Зарплату платить было нечем. Кроме того, "Буран" занимал огромную площадь в зале статических испытаний, которая была крайне необходима для текущей работы. Кое-кто предлагал разрезать корабль и сдать его в утиль. Однако и это требовало немалых расходов.
В результате нашли оптимальный выход: отдали в аренду "Буран", который был установлен в столичном парке имени Горького. А в прошлом году был заключен договор с другой фирмой - австралийской - об аренде еще одного многоразового корабля с заводским номером 002. Этот "Буран" австралийцы хотят использовать в том числе и для привлечения туристов на летние Олимпийские игры в Сиднее. Пусть эти уникальные корабли, говорят в НПО "Молния", будут "пропагандистами" наших космических успехов...
Прокомментировать ситуацию я попросил известного летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Бориса ВОЛЫНОВА, который после двух тяжелейших орбитальных полетов был в течение длительного времени командиром отряда космонавтов:
- Откровенно говоря, я ощущаю горький привкус от того, что наш великолепный корабль "Буран" не летает в космос, а служит для развлечения праздной публики - будь то в Австралии или в московском центральном парке. Обидно еще и потому, что система "Энергия-Буран" выгодно отличается от американских "челноков". "Шаттл", например, не поднимется с Земли без многоразового корабля, который является как бы частью ракетной системы, а наша "Энергия" может стартовать и без "Бурана", выводя в космос любой 90-тонный груз. "Буран" можно было бы использовать для доставки на орбиту, например, уникальных блоков, при сборке международной космической станции и для других целей.
Помню, с каким энтузиазмом готовились экипажи для полетов на "Буране". В 1980-м была создана специальная группа, в которую вошли пятеро пилотов: Игорь Волк, Олег Кононенко, Анатолий Левченко, Римантас Станкявичюс, Александр Щукин. Позже Кононенко, Станкявичюс и Щукин погибли при испытаниях авиационной техники, а отличавшийся отменным здоровьем 47-летний Левченко неожиданно умер после космического полета от опухоли головного мозга. В 1983-1984 годах в специальную группу "бурановцев" вошли еще шестеро, потом еще двое... Но совершить орбитальный полет на этом корабле им так и не пришлось.
Обидно, что удивительный космический самолет, в создание которого было вложено столько сил, таланта, денег (это действительно чудо техники), будет теперь просто экспонатом. А ведь там, что ни деталь, то почти все - "ноу-хау". Как-то мне показали огнестойкую облицовочную плитку, которая предохраняет носовую часть "Бурана" от перегрева. Величиной с обыкновенный лист бумаги, толщиной 6 или 8 сантиметров. Так вот, я спокойно держал в руке один конец этой плитки, а другой в это время был раскален до 800 градусов. Если б кто такое мне рассказал, не поверил бы. Очень прискорбно, что все это оказалось ненужным нашей стране. Не пора ли проанализировать, осмыслить просчеты и ошибки, которые затормозили развитие отечественной космонавтики? Пришло время для серьезных выводов.
С мнением Бориса Волынова согласны не только все космонавты, но и очень многие работники космической отрасли.
Виталий ГОЛОВАЧЕВ.
Web-master: ©Вадим
Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru