Работы над проектом МАКС ведутся ОАО
"НПО Молния" со времени завершения
разработки ОК "Буран". В 1988 году большой
кооперацией (около 70 предприятий авиационной и
космической промышленности) разработан эскизный
проект в 220 томах.
В подтверждение проектных технических
характеристик выполнен большой объем
экспериментально-исследовательских работ по
аэродинамике, газодинамике, прочности элементов
конструкции и другим направлениям.
Изготовлены натурные макеты хвостовой части орбитального
самолета и внешнего топливного бака. Прошел
летные испытания первый экземпляр базового
самолета Ан-225 "Мрия". Практически завершена
разработка конструкторской документации по
орбитальному самолету и топливному баку.
К настоящему времени на разработку МАКС
израсходовано около $1,5 млрд. в текущих
ценах.
Полноразмерный макет внешнего топливного бака МАКС в цехе Южного Машиностроительного завода, г.Днепропетровск, Украина. |
После распада СССР конструктивно-технологический макет внешнего топливного бака Многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС) остался на территории незалежной Украины, в цехах НПО "Южное". Несколько лет назад НПО "Молния" - головной разработчик МАКС - профинансировало уникальную транспортную операцию - доставку бака в Россию, на территорию своего субподрядчика - Экспериментального машиностроительного завода имени В.М.Мясищева. О сложности и всех перипетиях этой операции мы еще расскажем, но сейчас важно другое: бак стал мешать коммерческой деятельности ЭМЗ, занимая место на открытой площадкена территории ЛИИ в подмосковном г.Жуковске, где складировались нерастаможенные легковые автомобили. В этой ситуации прежнее руководство ЭМЗ (бывший генеральный конструктор Валерий Новиков) сначала выставило НПО "Молния" счет за коммерческую (!) аренду занимаемой автостоянки (!), а когда "Молния" отказалась его оплачивать, смогло "убедить" военного заказчика в ненужности макета бака. После "разрешения" военпреда бак был сразу разрезан, и 12 тонн чистого алюминия (макет был тяжелее штатного бака в силу своих технологических особенностей) были мгновенно распроданы. |
Слева представлен уникальный
трехкомпонентный (!) маршевый двигатель РД-701 разработки НПО "Энергомаш"
(Подробности)
Работа двигателя протекает в два этапа: на
первом реализуется режим на компонентах
керосин-жидкий кислород-жидкий водород, затем
после выработки запасов керосина на больших
высотах осуществляется стадия наиболее
энергетически выгодных компонентов топлива
жидкий кислород-жидкий водород. Таким сочетанием
режимов работы достигается оптимальность
характеристик двигателя во время всего полета.
На сегодняшний день РД-701 является
единственным трехкомпонентным двигателем в
мире.
Характеристики (числитель - работа на первом
режиме, знаменатель - на втором): тяга, тс - 204.1/80.9,
удельный импульс - 415/460 сек.
Справа - фотография (фото предоставлено НПО "Молния", публикуется впервые) технологического макета хвостовой части фюзеляжа пилотируемого орбитального самолета (вариант ОС-П 1994 г.) Многоцелевой авиационно-космической системы в зале статических испытаний НПО "Молния". Хорошо видна компоновка хвостовой части самолета с вертикальным оперением (килем), обтекателем поворотного механизма подвижных консолей крыла и блоком маршевых двигателей РД-701.
Справа
- технологический макет
первого варианта орбитального корабля МАКС в
сборочном цехе НПО "Молния". Обращает на
себя другая компоновка двигательной установки в
хвостовой части фюзеляжа (три
кислородно-водородных ЖРД НК-45 разработки
Самарского НПО "Труд" с пустотной тягой по
90т каждый ). Также отличительной чертой этого варианта является одноместная
кабина экипажа - все последующие варианты были уже двухместными.
Фото (инвентарный N1576)
предоставлено НПО "Молния", публикуется
впервые.
Одной из важных особенностей МАКС является динамически-огневое разделение второй ступени (связки орбитального самолета с внешним топливным баком) и первой ступени (самолета-носителя Ан-225 "Мрия") в полете (см. рис. справа). Проведенный большой объем исследований режима разделения позволил выбрать оптимальные параметры, которые после патентования являются эксклюзивными "know-how" НПО "Молния".
Ан-225 "Мрия" уже неоднократно испытан в качестве транспортной платформы при воздушной транспортировке орбитального корабля "Буран", и в настоящее время под украинским флагом используется для международных коммерческих перевозок.
Высокая степень реализуемости Многоцелевой авиационно-космической системы обеспечивается научно-техническим заделом:
Очевидно, что в дальнейшем, при создании авиационно-космической системы с посадкой крылатого аппарата "по-самолетному" на ВПП аэродрома, необходимо использование как самолета-лаборатории, так и аналога для отработки аппаратуры и системы посадки , а также для тренировки летчиков (как это было реализовано на аналоге БТС-02 ГЛИ в программе ОК "Буран"). Так, для системы МАКС предварительными проработками предусматривается создание самолета-лаборатории на базе самолета-истребителя Су-27 (см. справа), а также аналога орбитального самолета.
История проекта МАКС, как и вообще история
развития авиационно-космических систем в нашей стране, таит в себе еще очень
много загадок. Вот одна из них - одноместный космический ударный разведчик, продувочная
модель которого показана ниже. Изображение этого аппарата публикуется впервые.
Это один из самых первых вариантов орбитального самолета
системы 9А-10485. Форма самолета с фюзеляжем большого удлинения и характерным
длинным тонким носом обусловлена попытками конструкторов получить
уникально-большую боковую дальность при планирующем спуске в атмосфере - до 5000
км.
Надеюсь, придет время, когда мы сможем подробнее
рассказать об этом интересном орбитальном самолете. И об этом
Поэтому пока напишем так:
Страница на
реконструкции
Переход на: |
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru