Конструкция

 

Конструктивно-компоновочная схема

 "Клипер" конструктивно состоит из следующих составных частей: возвращаемый аппарат (ВА) и агрегатный отсек (АО). ВА и АО представляют собой самостоятельные и функционально законченные изделия. ВА предназначен, главным образом, для размещения экипажа и обеспечения его функционирования как на этапах выведения и орбитального полета, так и на этапе спуска и посадки. АО предназначен, в основном, для размещения газов, пищи и воды, поддерживающих длительное функционирование экипажа, а также запасов топлива объединенной двигательной установки (ОДУ). ВА и АО функционируют совместно на этапах выведения и орбитального полета. Отделение ВА от АО производится после выдачи тормозного импульса для схода ВА с орбиты.

            Возвращаемый аппарат состоит из негерметичного фюзеляжа и герметичного модуля кабины (МК).

            Фюзеляж разработан в двух вариантах: "Несущий корпус" и крылатый. Количество циклов использования фюзеляжа еще предстоит определить (из-за его двухвариантности  и типа посадочного устройства).

            В носовой части фюзеляжа установлен носовой конус, в котором размещается блок двигателей причаливания и  ориентации (ДПО-Н) носового пояса объединенной двигательной установки (ОДУ) корабля. Спереди фюзеляж закрывается носовым коком, который устанавливается на передний шпангоут носового конуса. На фюзеляже с внутренней стороны установлены баки с запасами топлива, приводы аэродинамических органов управления, запасы сжатых газов, трубопроводы, а также специальное  посадочное устройство. Снаружи фюзеляж покрыт теплозащитными панелями.

            Модуль кабины выполнен в виде  тела вращения из алюминиевого сплава и представляет собой сварную  герметичную оболочку  объемом 20 м3, подкрепленную шпангоутами и продольными силовыми балками. МК является многоразовым (до 25 циклов использования). Кабина выполнена  полупогруженной. Нижняя ее часть находится внутри фюзеляжа и защищена им от воздействия высоких температур и скоростного напора. Верхняя часть закрыта теплозащитными панелями. В МК размещается  экипаж, бортовой  комплекс управления, пульты, радиоэлектронная аппаратура  и оборудование средств жизнеобеспечения, системы обеспечения теплового режима, системы электроснабжения, системы управления спуском, а также парашютный контейнер и полезный груз. На корпусе МК располагается посадочный люк (с левого борта) и четыре иллюминатора диаметром 230 мм (по два с каждой стороны).

            Агрегатный отсек конструктивно состоит из двух составных частей: копус и бытовой отсек (БО). АО является одноразовым.

            Корпус АО изготавливается из алюминиевого сплава и выполнен в виде клепаной конической оболочки  с силовым набором; с одной стороны он заканчивается шпангоутом для установки корабля на  переходной отсек с двигателями САС, а с другой – шпангоутом для соединения с ВА.

            На корпусе АО с внутренней стороны установлена система хранения и подачи топлива ОДУ корабля. Снаружи корпуса устанавливаются радиационный теплообменник системы обеспечения теплового режима, антенно-фидерные устройства и др. Корпус закрыт экранно-вакуумной теплоизоляцией (ЭВТИ). В6утри АО установлен бытовой отсек, который закреплен на корпусе АО и пристыкован к ВА.

            Корпус БО выполнен в виде сварной герметичной оболочки объемом 8 м3 , закреплен на корпусе АО и закрыт ЭВТИ. На корпусе БО с одного торца установлен стыковочный агрегат для стыковки  к орбитальной станции, а с другого – специальный стыковочный узел, при помощи которого он пристыкован к ВА. На корпусе БО установлены: четыре блока двигателей, включающих в себя маршевые двигатели и двигатели причаливания и ориентации (ДПО-Х) хвостового пояса ОДУ; антенно-фидерные устройства; аппаратура системы сближения; телекамера контроля стыковки. На БО имеется один иллюминатор диаметром 420 мм.

            Внутри БО размещаются спальные места, санитарно-гигиеническое оборудование, запасы системы жизнеобеспечения, агрегаты системы терморегулирования и др. Стык корпуса АО с ВА имеет механические, электрические и гидравлические связи.

 

Экипаж

Пилотируемый корабль "Клипер" способен доставить на станцию и возвращать на Землю до шести человек, При этом управление осуществляют два члена экипажа: командир и бортинженер.

            Космонавты в кабине размещаются в креслах в два ряда. В первом ряду находятся командир и бортинженер, а во втором – остальные члены экипажа. Во время динамических операций (старт, стыковка, спуск и посадка) космонавты облачаются в скафандры. Предполагается использование модернизированных скафандров "Сокол-КВ-2", которые сейчас применяются космонавтами на кораблях "Союз ТМА".

            Кресло является рабочим местом космонавта и обеспечивает переносимость нагрузок, действующих на него на всех этапах полета космического корабля. На "Клипере" предполагается использовать два положения кресел. В первом случае крсло располагается под углом 10o  к вертикали по направлению полета. Это положение является оптимальным для перенесения длительно действующих перегрузок при выведении. Второе же предназначено для возвращения корабля с орбиты и посадки, при этом спинка кресла располагается под углом 75о к вертикали. Выбранные  положения кресел экипажа обеспечивают физиологическую переносимость максимальных  перегрузок на всех участках полета корабля.

 

Бортовой комплекс управления

 

Бортовой комплекс управления (БКУ) представляет собой централизованно-распределенную структуру с информационным и математическим обеспечением, включающую в себя:  бортовые вычислительные средства (БВС); систему управления движением и навигации (СУДН); систему управления бортовой аппаратурой (СУБА); систему бортовых измерений (СБИ); средства отображения информации для экипажа (пульты).

            БВС  предназначены для выполнения следующих функций: вычисление и обработка алгоритмов СУДН, а также текущих навигационных параметров с корректировкой от датчиков СУДН;  получение необходимой информации, обработка по  заданным алгоритмам, выдача управляющих воздействий, хранение данных; обеспечение информационного обмена БВС с бортовыми системами; обработка телеметрии о состоянии бортовых систем, формирование обобщенной информации о состоянии  корабля и передача ее на средства отображения для экипажа и наземного комплекса управления (НКУ); поддержка обмена со станцией (в состыкованном состоянии).

            В состав ВБС входит: цифровая вычислительная машина (ЦВМ); блок устройств сопряжения, обеспечивающие обмен релейными и  аналоговыми сигналами с приборами БКУ; блоки электрического сопряжения аппаратуры. Для ПКК "Клипер" предполагается создание новой ЦВМ  на современной электронной базе.

            СУДН призвана решать задачи управления движением "Клипера" на всех участках полета: от момента отделения корабля от РН до посадки его на Землю. СУДН включается для проведения динамических операций: маневры сближения, причаливания, увод от станции, реализация спускового импульса, управление на участке спуска и парашютирования.

            СУБА обеспечивает управление бортовыми системами, агрегатами и элементами конструкции корабля.

            СБИ осуществляет телеметрический контроль  корабля на всех стадиях его наземной  подготовки и полета,  решая следующие задачи:  сбор и обработку параметров; передачу телеметрической информации на НКУ (в том числе через спутник-ретранслятор);  выдачу информации в БВС корабля для диагностики и управления, а также для контроля и отображения информации экипажу.

 

Радиотехническая система управления и связи (РСУС)

Эта система ответственна за обмен командно-программной информацией  между бортовыми абонентами и наземными вычислительными средствами; передачу телеметрической информации; радиосвязь экипажа с ЦУП.

            Обмен и передача информации  должны происходить как непосредственно на наземные пункты, так и через спутник-ретранслятор. Совместно с аппаратурой межбортовой связи орбитальной станции, при выполнении операций по сближению, стыковке и расстыковке. РСУС обеспечивает обмен цифровой информацией между БВС корабля и станции на дальностях от 30 км до стыковки   аппаратов, а также радиообмен экипажей корабля и станции.

            В состав РСУС входит  телевизионная система, которая позволяет контролировать процесс сближения и стыковки корабля со станцией (с использованием внешней телекамеры, установленной на АО).

 

Система электроснабжения

Система электроснабжения (СЭС) обеспечивает электроэнергией на постоянном токе бортовую аппаратуру и агрегаты корабля. Первоначально на "Клипере" предполагалось использовать СЭС с солнечными батареями (СБ), заимствованными с корабля "СОЮЗ ТМА". СБ предполагалось устанавливать на АО; во время выведения они должны были находиться в сложенном состоянии и закрываться сбрасываемым кожухом.

            Впоследствии в целях экономии массы от СЭС с солнечными батареями решено было отказаться. В настоящее время предусматривается установка в носовой части ВА электрохимического генератора (ЭХГ), в котором электрический ток генерируется при управляемом соединении кислорода и водорода, а образующаяся вода может использоваться в технических целях. Запас водорода для ЭКГ составляет "7 кг, а кислород используется из системы хранения компонентов топлива для ОДУ.

            ЭХГ разрабатывается в РКК "Энергия" на базе генератора, созданного для корабля "Буран". ЭХГ массой "200 кг имеет три батареи топливных элементов, тем самым обеспечивается трехкратное резервирование. Мощность одной батареи (канала) – 2.5 кВт;

Напряжение бортовой электросети – 27 В.

 

Средства жизнеобеспечения

СЖО  обеспечивают экипаж кислородом для дыхания, питьевой водой, пищей, медико-гигиеническими принадлежностями для удаления из гермоотсека углекислого газа, вредных примесей, сбора жидких и твердых отходов человека и бытовых отходов, а также должны защитить экипаж в случае разгерметизации или приземления в нерасчетной точке.

            Кроме перечисленных задач, СКО поддерживает заданное парциальное давление водных паров (влажности), а также выполняет функции контроля давления в герметичных отсеках, выравнивая его между отсеками, сброса давления из гермоотсеков  перед расстыковкой. В нештатной ситуации – при разгерметизации ВА – СЖО должны обеспечивать тепло-влажностный режим и необходимый состав газовой среды  для экипажа, находящегося в скафандрах (шесть человек) в течение трех часов.

            В состав СЖО входят: средства подачи газовой смеси (СПГС); средства обеспечения газового состава (СОГС); средства водообеспечения (СВО); средства обеспечения питанием (СОП); санитарно-гигиеническое оборудование; комплект индивидуального защитного снаряжения; средства медицинского обеспечения.

            Многие агрегаты и устройства СЖО для "Клипера" заимствуются с корабля "Союз ТМА" и российского сегмента (РС) МКС. В частности, в СОГС предлагается использовать систему "Воздух", которая сейчас эксплуатируется  на РС МКС. Система "Воздух" основана на использовании регенерируемых поглотителей углекислого газа и паров воды.

            СЖО корабля предусмотрены для шести членов экипажа во время выполнения транспортных операций к орбитальной станции в течение 5 суток, для целевых автономных полетов – в течение 15 суток.

 

Система обеспечения теплового режима (СОТР)

Данная система поддерживает тепловой режим корабля при его подготовке на техническом и стартовом комплексах совместно с наземными средствами, на участках орбитального полета, спуска и посадки. Температурные требования такие же, как для "Союза ТМА".

            Собранное тепло из гермоотсеков транспортируется к наружному радиатору на АО площадью 12-15 м2 , который осуществляет сброс тепла излучением в окружающее космическое пространство. Хладопроизводительность СОТР должна составлять до 2кВт. Надежность СОТР корабля обеспечивается дублированием гидравлических контуров и основных агрегатов.

            Заданный ресурс СОТР ВА (до 10 лет) поддерживается путем  плановой замены оборудования, дублирование гидравлических контуров, а также проведением профилактических работ, направленных на увеличение системы. Ресурс СОТР АО (до одного года) обеспечивается дублированием гидравлических контуров и электронасосных агрегатов.

           

Система стыковки

На ПКК "Клипер"  предлагается использовать модернизированную радиотехническую системы стыковки "Курс-Н" российского производства с использованием современной элементной базы (на кораблях "Союз ТМ" применялась система "Курс", которая изготавливается на предприятиях Украины).

            На БО корабля устанавливается стыковочный агрегат активного типа (такой же, как на "Союзе ТМА"), который обеспечивает жесткий и герметичный стык между кораблем и станцией, стыковку электроразъемов, а также расстыковку корабля и станции после окончания совместного полета.

 

Объединенная двигательная установка

Задачами объединенной двигательной установки на участке орбитального полета "Клипера" являются: сближение и причаливание корабля к станции при возможном одном отказе любого двигателя; построение ориентации корабля и выдача заданного тормозного импульса при возможных двух отказах любых двигателей.

            На участке спуска (после отделения АО) двигатели ОДУ, расположенные на ВА, используются совместно с аэродинамическими органами управления в системе управления спуском (СУС).

            На "Клипере" ОДУ включает 32 ЖРД двух типов. В качестве маршевых двигателей предполагается использовать в ЖРД тягой по 50 кгс; в качестве двигателей причаливания и ориентации (ДПО) – 24 ЖРД тягой по 24 кгс.

            Оба типа двигателей разрабатываются в РКК "Энергия". Двигатели работают на экологически чистых компонентах топлива: горючее – спирт этиловый 96%, окислитель – кислород. В 2004 г. были проведены первые огневые испытания данных двигателей. К концу 2005 г. планируется провести их отработочные испытания.

            На ВА располагаются 16 ДПО. В носовой части 12 двигателей (по шесть с двух сторон)  и в кормовой части ВА – 4 ДПО (по два с двух сторон).

            На АО размещаются 16 двигателей (8 маршевых в ДПО), объединенных в четыре двигательных блока. Каждый блок включает в себя два маршевых двигателя и два ДПО. В ДПО на АО образуют хвостовой пояс (ДПО-Х) ОДУ корабля.

            Система хранения и подачи компонентов топлива для ОДУ, располагающаяся  в АО и ВА, содержат "1350 кг кислорода и "750 кг спирта.

 

Комплекс средств приземления и посадки (КСПП)

Этот комплекс представляет собой функциональное объединение ряда систем, узлов, агрегатов и элементов конструкции ВА, обеспечивающих при совместной работе безопасную для экипажа посадку ВА при его спуске с орбиты или в случае аварии на участке выведения корабля. Отличительным требованием к КСПП  являются условия для возможности повторных применений конструкции и оборудования ВА при штатном функционировании систем КСПП.

            Указанные требования и особенности предопределяют производство посадки ВА (по схеме "несущий корпус") с применением следующих основных подсистем КСПП:

1.      парашютной системы для гашения вертикальной скорости снижения ВА до  значений, приемлемых для конструктивной реализации амортизационного посадочного устройства;

2.      посадочного устройства (ПУ) для гашения вертикальной и горизонтальной составляющих скорости парашютирования в процессе посадки до останова, с соблюдением заданного уровня нагрузок (перегрузом) на конструкцию и экипаж, обеспечением движения ВА по грунту без переворотов и без контакта конструкции корпуса ВА с грунтом; 

3.      кресел экипажа для его размещения и фиксации на всех участках полета, включая посадку, в оптимальных положениях по отношению к внешним нагрузкам и амортизацию ударного воздействия на экипаж до безопасных пределов при расчетных нештатных ситуациях.

 

В крылатом варианте наличие аэродинамических органов управления и колесного шасси позволяет выполнять посадку ВА на аэродром (подобно кораблю "Буран").

 

Парашютная система

Для использования в составе корабля "Клипер" (по схеме "несущий корпус") рассматривались четыре различных варианта построения парашютной системы: с двумя парашютными системами (основная и запасная), с "классическими" парашютами круглой формы и с парашютами с аэродинамическим качеством.

            В результате проведенного анализа для "Клипера" была выбрана парашютная система, включающая в себя: один блок вытяжных парашютов, один тормозной парашют и трехкупольный блок основных парашютов (парашюты без аэродинамического качества). При работе такой системы допускается отказ двух основных парашютов.

            В крылатом варианте ВА парашютная система не используется.

 

Посадочное устройство

Посадочное устройство (ПУ) ПКК "Клипер" (по схеме "несущий корпус") должно обеспечивать выполнение следующих основных требований: гашение вертикальной и горизонтальной составляющих скорости ВА; устойчивость (гарантированное  отсутствие переворотов) и целостность корпуса ВА. Применение парашютной системы обуславливает вертикальный тип посадки ВА.

            Рассматривались и анализировались четыре варианта ПУ:

1.      устройство типа "шасси", представляющее собой трехстоечные амортизированные опоры в виде "лыж";

2.      посадка на отводимую амортизированную часть сферического днища ВА с применением стабилизирующих ЖРД;

3.      ПУ "воздушная подушка";

4.      парашютно-реактивная система с применением "воздушного" амортизатора.

Проведенный анализ показал целесообразность использования на корабле четвертого варианта ПУ. Парашютно-реактивная система с "воздушным" амортизатором  включает в себя следующие устройства:

·        систему наддува стояночной опоры и формообразующие камеры амортизаторов от баллонов сжатого газа.

 

Циклограмма работы ПУ выглядит следующим образом. После отстрела люка (или раскрытия створок люка) ПУ производится наполнение воздушных амортизаторов. На высоте от 300 до 500 м начинается ориентирование ВА кормой по направлению ветрового сноса. На высоте 2-1,5 м по команде ГЛВ вводятся в работу ВТДУ и ГТДУ, которые уменьшают вертикальную и горизонтальную составляющие скорости ВА до величин, при которых возмущающие моменты уже не могут привести к переворотам ВА при работе воздушных амортизаторов. Остаточная скорость ВА после отрабатывания ВТДУ и ГТДУ парируются воздушными амортизаторами. Во время обжатия амортизаторов при достижении порогового значения давления сжатого воздуха внутри амортизаторов осуществляется автоматический отстрел парашютной системы.

Гашение вертикальной и горизонтальной скорости "в полете" практически исключает тормозной путь ВА, что является несомненным достоинством данной посадочной системы. Заимствование многих решений с корабля "Союз ТМА" существенно упрощает разработку и отработку ПУ. Достоинством такой посадочной системы является также простота конструкции и надежность функционирования.

В крылатом варианте ПУ представляет собой колесное шасси.

 

Теплозащитное покрытие

Выбор возможных материалов для использования в конструкции тепловой защиты корпуса ВА основывается на опыте применения теплозащиты покрытий (ТЗП) на орбитальном корабле "Буран" и кораблях "Союз". Для носового кока (максимальная температура превышает 1900оС) в качестве ТЗП выбран материал одноразового использования, который применяется для изготовления лобового щита "Союзов" и не требует специальной подготовки производства.

            Для тепловой защиты остальной поверхности корпуса ВА (до 1200оС) используется многоразовое покрытие. Этот материал обладает минимальным  удельным весом, хорошо отработан для данных тепловых потоков и прошел натурные испытания в составе орбитального корабля "Буран". ТЗП выполнена в виде панелей размером " 600х600 мм. Панельная сборка позволяет выполнять замену поврежденных поверхностей ТЗП.

Система аварийного спасения

Система аварийного спасения (САС) призвана обеспечить безопасность экипажа корабля в случае аварии ракетно-космического комплекса на старте и на участке выведения на орбиту.

            Для "Клипера" первоначально предполагалось использовать такую же схему САС, как на "Союзе ТМА". САС должна была располагаться сверху на носовой части корабля. При этом три силовые втулки для крепления двигательной установки (ДУ) САС к носовому шпангоуту ВА должны были проходить сквозь носовой кок корабля! Во время схода ВА в атмосферу силовые втулки должны были сгорать.

            Анализ возможности использования ДУ САС корабля "Союз ТМА" показал, что при аварии на старте ее энергетические характеристики не обеспечивают увод отделяемого головного блока (ОГБ) корабля "Клипер" на необходимую высоту для нормальной работы парашютной системы, так как масса ОГБ корабля "Клипер" значительно большое максимально возможной массы ОГБ "Союза ТМА" (примерно 8600 кг). В связи с этим для "Клипера" требовалось создать новую, более мощную ДУ САС. Наличие сгораемых втулок в носовом коке корабля (это самый теплонапряженный участок) также вносило определенные проблемы и требовало  дополнительных проработок и исследований.

            В итоге схему и устройство САС было решено кардинально изменить. Теперь ДУ САС для "Клипера" представляет собой 8 РДТТ, установленных на коническом переходном отсеке между кораблем и РН. Масса переходного отсека с 8 РДТТ составляет – 4 т.

            Изменение схемы САС привело к тому, что ДУ САС выполняет две функции:

  1. Аварийное спасение экипажа. САС взводится до старта после посадки экипажа и отведения башни обслуживания и отключается по окончании полета РН. В случае аварии РДТТ включаются все сразу и обеспечивают увод ОГБ корабля от РН на безопасное расстояние. Максимальная перегрузка во время работы САС составляет до 8g.
  2. Довыведение корабля на орбиту. В случае если САС не потребовалась, то после завершения работы второй ступени РН "Зенит-2SLБ" включаются РДТТ (по 4 шт.), которые суммарно обеспечивают выведение корабля на заданную орбиту. По завершении работы РДТТ происходит отделение переходного отсека.

 

Ракета-носитель

Первоначально РКК "Энергия" предлагала для выведения "Клипера" использовать ракету-носитель "Онега".

            Разработка проекта РН "Онега" была начата в "Энергии" с целью создания ракеты-носителя среднего класса  нового поколения для выведения КА массой до 15 т на низкие орбиты ИСЗ и массой до 2,3 т на геостационарную орбиту с космодрома Плесецк.

            Для выведения корабля рассматривалась возможность проведения пусков РН "Онега" с космодрома Плесецк (с наклонениями 62.8о и 64.8о ) и Байконур (с наклонениями 51.6о и 64.8о).

                В 2004 г. проект ракетно-космического комплекса "Клипер-Онега" был рассмотрен в Федеральном космическом агентстве. При этом было рекомендовано дополнительно рассмотреть возможность использования РН "Зенит-2SLБ", которая является модификацией применяющейся в настоящее время РН "Зенит-3SL" по программе "Морской старт".

            Принятие решения о возможности использования РН "Зенит-2SLБ" привело к тому, что стартовая масса "Клипера" может быть уменьшена с 14,5 т (выведение на РН "Онега") до 13 т (РН "Зенит-2SLБ").

Анализ траекторий спуска с орбиты и районов посадки

Расчетно-баллистический анализ траекторий спуска проводился для предпусковых орбит высотой от 200 до 500 км и наклонением 51.6о и 64.8о. Результаты расчета показывают, что реализуемый посредством управления углом крена номинальный   максимальный боковой маневр составляет до ±500 км, перегрузка составляет " 2,5g (при парировании нештатных ситуаций перегрузка может достигать 5g).

            Посадка ВА при спуске с орбиты должна производиться на заранее выбранные неотчуждаемые районы на суше. Радиус площади при управляемом спуске, определяемый рассеиванием точек посадки относительно центра в пределах 3s , оценивается:

Указанные размеры площадок обусловлены возможностью осуществления бокового маневра и применением современной системы управления, обеспечивающей среднеквадратичное отклонение от расчетной точки ввода парашютной системы £ 3 км (вместо – 10 км на корабле "Союз ТМ" и – 7,5 км на корабле "Союз ТМА").

В связи с вышеизложенным посадка "Клипера" предполагается на территорию России.

 

Реализация и финансирование проекта

В настоящее время научно-исследовательские работы по проекту "Клипер" ведутся за счет собственных финансовых средств РКК "Энергия".

            В марте 2004 г. было начато изготовление полноразмерного макета ПКК "Клипер". Он  предназначается для демонстрации в качестве выставочного образца, а также для конструкторско-технологического макетирования. 30 ноября 2004 г. макет впервые был представлен российским и иностранным журналистам.

            В 2005 г. были изготовлены две модели "Клипера" (в масштабе 1:5_ с фюзеляжем типа "несущий корпус" и в "крылатом" варианте, а также модель модуля кабины в масштабе 1:10. Данные модели демонстрировались на выставке ЕХРО-2005 в Японии и на авиакосмическом салоне в Ле Бурже в июне этого года.

            Проект ПКК "Клипер" поддержан руководством Роскосмоса и включен в проект Федеральной космической программы России (ФКП) на 2006-2015гг. Роскосмос и РКК "Энергия" заинтересованы в международном сотрудничестве при реализации проекта. На эту тему уже проводятся переговоры с ЕКА и Японией. Проектом заинтересовались и некоторые американские частные фирмы.

            После окончательного утверждения ФКП на 2006-2015 гг., которое ожидается в ближайшее время, предполагается приступить к этапу эскизного проектирования корабля с финансированием из государственного бюджета. На конструирование пилотируемого космического корабля "Клипер", полномасштабные наземные испытания различных макетов корабля и его бортовых систем, а также изготовление первого летного корабля и его запуск по предварительной оценке потребуется примерно 10 млрд.рублей (360 млн $) в ценах 2004 г.

            На разработку и создание корабля потребуется примерно 5 лет. Предлагается изготовить четыре летных корабля. Программой летно-конструкторских испытаний первые два запуска планируется выполнить в беспилотном режиме. При наличии требуемого финансирования первый старт "Клипера" может состояться в 2011 г.

           

 

У меня самого отношение к "Клиперу" двойственное. Мне больше нравились первоначальные прикидки по несущему корпусу. И очень жаль, что они не завязались. Публика думает, что крыло появилось в угоду Европе. Публика ошибается. Этот вариант не прошел по более прозаическим причинам. Если утюг пускать с Плесецка, то для посадки при аварийном запуске без возможности широкого бокового маневра придется пропалывать тайгу на больших участках. Наши баллистики насчитали до 40 просек большой длины и ширины. И в них еще надо попасть. Идеальный вариант с утюгом получался при пусках с Байконура на "Зените-2". Но при условии наличия аварийного полигона посадки в Манчьжурии. Лично мне больше нравится идея многоразового корабля, которую мы с моим приятелем как-то придумали. Большая фара с посадочными двигателями для точного выведения в район посадки с возможностью бокового маневра. И с парашютной системой для конечного торможения. И посадка в искусственное бетонированное озеро диаметром около километра. Оснащенное штатными плавсредствами, кранами и т.п. Даже если корабль утонет, он будет извлечен из воду краном несколько минут спустя. Может быть, это звучит по-дурацки, но мне нравится J . А крылья не нужны. Лишние они. Мало того, что они подвержены большим нагрузкам на спуске и их повреждение приводит к большим проблемам, так они еще и дают большую горизонтальную скорость. А пилоты у нас не как в США. Там ведь пилоты Шаттлов имеют такой налет на самолетах, какой нашим не то, что космонавтам, летчикам не снился. Как правило, количество освоенных типов – десятки. А у моряков еще сотни палубных посадок. Например, у Боба Кабана 350 посадок на авианосец. А у нас, после 6, а то и 12 месяцев в невесомости надо сажать утюг, пусть даже и с крылом, без возможности уйти на второй круг. А у него общий налет в лучшем случае 900 часов на трех типах, причем один из них L-39. И никакие тренировки на бортовом тренажере "Пилот" не помогут. А если мы говорим о системе автоматической посадки, то не будем говорить о "возможности посадки на любом аэродроме". Но это все мои личные, наверное, не самые технически обоснованные рассуждения.

 

За право быть включенными в Федеральную космическую программу на 2006-2015 годы соревнуются корабли "Клипер", МАКС и ТКС. Известно, что первый из них уже был представлен (в виде макета) на нескольких аэрокосмических выставках, но пока все проекты находятся, как отметил Крейденко, "в стадии задела". Тем не менее, в пользу "Клипера" уже несколько раз высказывались высокопоставленные чиновники космического ведомства, а о заинтересованности в нем заявляли представители Европейского космического агентства.

Многоцелевой корабль МАКС, по словам заместителя главы НПО "Молния" Михаила Осина, отличается от "Клипера" большей грузоподъемностью и маневренностью, но не спрособен подниматься на орбиты выше 1000 километров. В разговоре с корреспондентом Ленты.Ру Осин также подчеркнул, что "МАКС" выводится на орбиту с воздуха, а потому не нуждается в специальном космодроме. Кроме того, корабль, по его словам, способен к повторному старту уже спустя сутки после приземления.

В свою очередь, в Центре имени Хруничева с 1960-х годов занимаются созданием Транспортного корабля снабжения (ТКС), который должен был участвовать в советской лунной программе. Многоразовым является только его возвращаемый отсек, а для выведения на орбиту предполагается использовать ракету "Ангара", которая пока не создана. От остальных проектов его отличает то, что в конце 80-х годов его уже выводили в космос, но только в беспилотном варианте.

 

 

17.02.2006 / 12:01    Итоги конкурса по созданию космического корабля подведут до конца года

     Итоги закрытого конкурса по созданию нового российского пилотируемого космического корабля будут подведены до конца 2006 года, сообщил журналистам в пятницу заместитель главы Роскосмоса Николай Моисеев.
     "Мы придаем этому конкурсу очень большое значение, так как по его итогам обязаны заключить государственный контракт на разработку нового российского пилотируемого космического корабля. Конкурс продлится столько, сколько нужно - но в рамках 2006 года", - сказал Моисеев, отвечая на вопрос РИА “Новости”.

 
25.03.2006 / 00:01    Летом подведут итоги конкурса по созданию нового космического корабля

 

     До июня 2006 года будут подведены итоги конкурса по созданию нового российского пилотируемого многоразового корабля, сообщил глава Роскосмоса Анатолий Перминов,отвечая на вопросы РИА “Новости”.
     "До июня итоги конкурса по созданию нового многоразового пилотируемого корабля будут обязательно подведены, в апреле у нас пройдут дополнительные слушания по этому важнейшему вопросу", - сказал он.
     Перминов напомнил, что Роскосмос дал дополнительные задания трем российским предприятиям - разработчикам этого проекта. В конкурсе участвуют РКК "Энергия" со своим проектом "Клипер", а также Центр имени Хруничева и НПО "Молния".
     "Вопрос по этому конкурсу очень трудный - мы пока не имеем обратной связи от разработчиков. Мы были вынуждены дать им дополнительные задания, но информации о готовности кого-либо из них мы пока не получили", - уточнил глава Роскосмоса.
 

Европа заинтересована сотрудничать с Россией по перспективным пилотируемым транспортным системам
16.05.2006 // 16:21
БЕРЛИН, 16 мая. (Корр.АРМС-ТАСС).

Европа заинтересована сотрудничать с Россией по перспективным пилотируемым космическим транспортным системам, сообщил корр. АРМС-ТАСС на аэрокосмическом салоне ИЛА 2006 (ILA 2006) руководитель Федерального космическогоагентства (Роскосмос) Анатолий Перминов.

"Европа заинтересована в создании перспективных пилотируемых транспортных систем и в ходе работы выставки мы обсудим с директором ЕКА Жаком Дорденом возможности совместной работы по этой тематике и решим ряд вопросов по дальнейшему взаимодействию", - сказал Анатолий Перминов.

В России, по словам главы Роскосмоса, разработано несколько вариантов таких систем. Одна из них уже предложена европейцам для кооперации, и "мы хотим не только создать эту систему, но и сделать это совместно с Европой", - подчеркнул А. Перминов, не уточняя, о каком именно варианте идет речь.

Как сообщили корр. АРМС-ТАСС на стенде РКК "Энергия", переговоры с европейцами ведутся по созданию системы, в состав которой входит многоразовый космический корабль (МКК) "Клипер". Она будет включать три компонента - собственно МКК, "космический буксир" и грузовой контейнер.

Многоразовый "космический буксир" будет базироваться на орбитальной станции и "подтягивать" с низких орбит к станции различные космические модули, в том числе "Клипер" или грузовой контейнер с полезными грузами, которые доставляются с Земли на низкую орбиту. "Буксир" будет отстыковываться от орбитальной станции, где он будет постоянно "дежурить", подхватывать контейнер и доставлять его на станцию. Такая система позволяет существенно снизить цены доставки ПН.

Как отметили в РКК "Энергия", европейские специалисты могли бы заниматься электроникой и теплозащитой, "которая у них хорошо проработана в рамках проектов "Гермес" и Х-38.

Самарский ЦСКБ "Прогресс" будет участвовать в разработке перспективной пилотируемой транспортной системе со своей модифицированной РН "Союз-2-3" грузоподъемностью" 11 т, которая будет доставлять "Клипер" на орбиту. Стоимость ее создания в течение трехлетнего периода оценивается в 3 млрд рублей, из которых 30% планируется привлечь из внебюджетных средств.

 

Страница на реконструкции,
 что означает, что она будет дописываться, многократно дорабатываться, насыщаться материалами, красивыми иллюстрациями, чертежами, схемами, графиками и описаниями. И так будет продолжаться до тех пор, пока она не станет интересной, познавательной, захватывающей и т.п.


При работе над разделом о "Клипере" были использованы материалы статьи Сергея Шамсутдинова "Проект "Клипер" в журнале "Новости космонавтики" (N7/2005, стр.1-7) и интервью Ю.П.Семенова (журнал "Новости космонавтики", N5/2004, стр.54-59);
При оформлении страницы использована 3
D-модели "Клипера" Владимира Некрасова (ООО "Рестарт+")


возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИПилоты Буранапереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход к космодрому Байконурпереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайтапереход к web-мастерупереход к другим проектам Многоразовых космических кораблейпереход к Space Shuttle
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru