2. Краткое резюме бизнес-плана

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН

Предполагаемая прибыль от эксплуатации МАКС будет возникать при выполнении заказов на запуск полезных нагрузок на орбиту искусственных спутников Земли (ИСЗ) на международном рынке космических запусков.

Рынок космических запусков в своем современном виде сформировался в первой половине 90-х годов и имеет несколько четких сегментов, выделяемых по типам и грузоподъемности используемых ракет-носителей (средств выведения) и их способностям по выводу спутников на орбиты ИСЗ с определенными параметрами. Отличительной чертой современных ракет-носителей (РН), оказывающей дополнительное воздействие на сегментацию рынка, является фиксированное географическое положение точки старта, в значительной мере определяющее параметры достижимых орбит ИСЗ. Мобильность МАКС, позволяющая добиться принципиальной независимости системы от географического местоположения точки старта-взлета, придает МАКС уникальную возможность присутствовать во всех сегментах рынка одновременно.

Рынок космических средств выведения является стабильно растущим рынком (до 5-7% ежегодно) и характеризуется значительным превышением спроса над предложением. Анализ долгосрочных перспектив подтверждает сохранение превышения спроса над предложением и в будущем. Наблюдается устойчивая тенденция повышения единичных масс выводимых в космос полезных нагрузок; принятая для МАКС грузоподъемность, лежащая в диапазоне 8.3-19.5 тонн (в зависимости от используемой модификации), позволяет использовать МАКС для вывода ИСЗ в космос 71-92% всей имеющейся и будущей номенклатуры полезных грузов.

Рынок характеризуется жесткой конкурентной борьбой между основными его участниками - государственными и коммерческими организациями США, России, Европейского космического агентства (ЕКА), Китая и Японии. В перспективе на рынок средств выведения возможен выход Индии и Израиля. Основным сдерживающим фактором, препятствующим дальнейшему многократному расширению рынка, является высокая удельная стоимость выведения килограмма полезного груза на орбиту ИСЗ, в настоящее время лежащая в пределах $10000-15000 за 1 кг. Экономические показатели МАКС позволяют достигнуть в эксплуатации значительно более низкого значений удельной стоимости выведения - до $1000 за 1 кг.

Экономически передовые страны-участники рынка космических средств выведения, и в первую очередь США, страны ЕКА и Япония, ведут разработку перспективных средств выведения, включая проекты одно- и двухступенчатых РН, выполненных на многоразовой основе, для существенного снижения удельной стоимости выведения (до $1500-2500 за 1 кг). Однако экономические параметры МАКС, используемые технологии, заложенные в систему технические решения и организационно-маркетинговые мероприятия показывают, что МАКС является наиболее реализуемой и самой экономически эффективной системой выведения грузов в космос в обозримом будущем с высокой степенью адаптации к рынку. В случае успешной реализации МАКС она длительное время будет доминировать на мировом рынке космических запусков.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

МАКС представляет собой двухступенчатый комплекс, состоящий из самолета-носителя Ан-225 "Мрия" (первая ступень) разработки АНПК им.Антонова (Украина, Киев), на котором устанавливается орбитальный самолет со сменными целевыми модулями (в пилотируемом или беспилотном варианте) с внешним топливным баком, заполненным криогенными компонентами топлива, или блок выведения с полезным грузом (вторая космическая ступень).

Вторая космическая ступень имеет три унифицированные модификации:

МАКС-ОС: модификация с пилотируемым (или беспилотным) орбитальным самолетом (экипаж 2 человека, масса выводимого на орбиту полезного груза 8,3 т в пилотируемом варианте и 9,5 в беспилотном) и внешним топливным баком;

МАКС-Т: модификация с одноразовой космической ступенью для выведения тяжелых полезных нагрузок (грузоподъемность до 19,5 т на низкой орбите);

МАКС-М: перспективная модификация с полностью многоразовой космической ступенью (грузоподъемность до 7 т на низкой околоземной орбите).

МАКС предназначена для решения самого широкого круга задач в космосе и имеет неоспоримые преимущества перед другими существующими и перспективными одно- и многоразовыми системами.

Среди конструктивных особенностей МАКС можно выделить уникальный трехкомпонентный двухрежимный маршевый ракетный двигатель второй ступени, проходящий в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) этап огневых испытаний, и выбор управления орбитальным самолетом на участке гиперзвукового планирования при спуске в атмосфере за счет изменения углов раскладки консолей крыла. Высокая реализуемость МАКС обеспечивается большим научно-техническим и производственным заделом, использующим технологии и производственные мощности, ранее задействованные в реализации программы многоразового космического корабля "Буран".

В ходе 9-летней производственной программы запланировано проведение широкомасштабных НИОКР с постройкой опытных образцов системы: 2 самолетов-носителей, 3 орбитальных самолетов и 12 внешних топливных баков (ВТБ). Последние опытные образцы практически являются предсерийными изделиями, которые впоследствии используются по прямому целевому назначению при штатной эксплуатации; серийное производство элементов МАКС (3-х самолетов-носителей, 6-ти орбитальных самолетов и необходимого количества ВТБ) запланировано параллельно с началом летных испытаний системы, что позволит в дальнейшем не только обеспечить темпы использования МАКС до 30 запусков ежегодно, но и создать необходимую элементную избыточность системы для агрессивной маркетинговой политики (и возможного 50-60 разового ежегодного использования). Общая продолжительной жизненного цикла системы оценивается в 30 лет с возможностью продления до 40-50 лет после проведения соответствующих мероприятий.

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

В качестве основной организационной формы реализации проекта предлагается создание международного консорциума с участием всех заинтересованных сторон (различных организаций из России, Украины, стран ЕКА и других). Российская сторона будет выполнять в рамках консорциума общее техническое руководство и иметь долевое участие не менее 33% при возможном размере уставного капитала консорциума в $2075 млн.

Проектом организации консорциума предполагается развитая кооперация между участниками и широкое распараллеливание работ.

 

ОЦЕНКА РИСКА

Анализ слабых сторон проекта выявил внутренние и внешние неблагоприятные факторы, осложняющие реализацию проекта. Среди них в первую очередь необходимо отметить политические и экономические риски внутри стран-участниц реализации проекта, негативное изменение конъюнктуры рынка по сравнению с ожидаемыми прогнозами и некоторую степень технического риска.

Предложенные и частично реализованные организационно-технические меры позволяют в значительной степени снизить или исключить влияние внешних неблагоприятных факторов, а детальная техническая проработка проекта МАКС и отработка и реальное апробирование используемых технологий позволяет достигнуть приемлемого уровня технического риска.

Для оценки реальной ситуации в случае наступления неблагоприятных обстоятельств в ходе реализации проекта и прогнозирования финансового состояния и дальнейших действий предложено рассмотрение трех вариантов развития событий (пессимистичного, оптимального-рационального и оптимистичного) с количественной оценкой вероятности наступления каждого сценария.

 

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Общий потребный объем инвестиций для успешного завершения проекта МАКС и начала штатной эксплуатации системы в зависимости от выбранного сценария развития событий оценивается в $3553-3584 млн., расходуемых в течении первых 5-6 лет реализации проекта. Предложенные механизмы финансирования проекта в виде акционерного механизма или привлечения коммерческих кредитов дают оценочные сроки окупаемости в течении 2-5 пяти лет с начала эксплуатации в зависимости от выбранного сценария развития событий.

Для оптимального сценария, как наиболее вероятного (реализуемого с вероятностью 0,65), основные показатели экономической эффективности инвестиций выглядят следующим образом:

чистый приведенный эффект проекта с учетом создания финансовых резервов под производственную программу последующего года составит NPV=4107.168 млн.долларов,

индекс рентабельности инвестиций равен PI=2,44;

внутренняя норма доходности при заданных значениях ожидаемой инфляции без создания финансовых резервов составляет IRR=19,158%.

срок окупаемости составляет:

при расчете по достижению условия превышения количества кумулятивного дохода над простой суммой инвестиций - на 9-ый год с начала реализации проекта (на третьем году эксплуатации МАКС);

по достижению условия превышения количества кумулятивного дохода (с учетом ставки налогообложения 20% и создания финансовых резервов) над простой суммой инвестиций - на 10-ый год с начала реализации проекта (на четвертом году эксплуатации МАКС); в случае учета ставки налогообложения без создания финансовых резервов - полная окупаемость достигается на 9 году реализации проекта (третий год коммерческой эксплуатации);

при инвестировании проекта за счет привлечения банковской ссуды (кредита) под рыночный процент, считая сроком окупаемости период от начала финансирования до полного возврата кредита, имеем 10 лет (на четвертом году эксплуатации МАКС, в 57 запуске); кредитная ставка в этом случае обеспечивает учет временной стоимости финансовых средств.

Точка безубыточности при штатной эксплуатации МАКС составляет 0,73 запусков в год (при расчетном среднегодовом темпе запусков 30 ежегодно), пороговое значение валовой выручки при этом составляет $65,715.- млн.; операционная прибыль от одного пуска превышает годовой объем постоянных (смешанных) издержек.

среднегодовая чистая прибыль равна $1734,023 млн.;

коэффициент эффективности инвестиций равен 96,75%

Оптимистичный сценарий характеризуется более высокими значениями показателей экономической эффективности инвестиций (в среднем на 25-35% и более короткими сроками окупаемости - раньше на 1 год), а пессимистичный вариант хуже оптимального за счет больших сроков окупаемости (на один дополнительный год) и более низких показателей экономической эффективности инвестиций (в среднем на 15-25%).

Однако необходимо понимать, что с целью придания инвестиционному проекту большей финансовой устойчивости, при его реализации предложен целый ряд эффективных финансовых мер, в еще большей степени повышающей эффективность инвестиций.

По совокупности финансово-экономических показателей проект МАКС является высокоэффективным и высокорентабельным проектом, устойчивым к внешним и внутренним неблагоприятным воздействиям.

 

НЕФИНАНСОВЫЕ ВЫГОДЫ

В заключение рассмотрены сопутствующие выгоды, возникающие у стран-участниц реализации проекта при освоении новых технологий и обменом передовым опытом. Россия в случае реализации МАКС получает значительную дополнительную экономию средств от снижения стоимости аренды Байконура (или от полного отказа от аренды) и уменьшения расходов на содержание инфраструктуры "традиционных" космодромов Плесецк и Свободный.


На сайте представлены выдержки из бизнес-плана и основные результаты.
 Желающим получить полный текст документа
необходимо скачать архив, нажав на кнопку справа:

Скачать архив bp_MAKS_v2000.rar с документами


возврат на homepageпереход к ОК БУРАНПОЛЕТ БУРАНАЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИпереход к беспилотным КА БОРпереход к программе СПИРАЛЬпереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
Copyright©Вадим Лукашевич 2000