Вы увлекались в детстве чтением романов Жюля Верна, Роберта Стивенсона, Джека Лондона, Луи Буссенара, Майн Рида? Вы мечтали в далеких странствиях открывать новые земли, населенные кровожадными туземцами, или приставать на своих каравеллах к берегам необитаемых островов? Вас манили нехоженые тропы, непроходимые джунгли, ночи у костра под тропическими звездами?

Вам нравятся приключения Индианы Джонса? Затерянные в джунглях неизвестные города, построенные ушедшими цивилизациями? Вы мечтали сами найти исчезнувшие сокровища инков? Вы хотели увидеть своими глазами древние артефакты? Прикоснуться к таинственным пиратским сокровищам? Окунуться в тайны древности, проникнуть в сокровищницы сакральных знаний? Познакомиться с другими культурами, как ушедшими, так и ныне живущими в самых отдаленных уголках нашей планеты?

Если все это вам знакомо - тогда вы меня поймете.

С тех детских книжек прошло много времени, но мечты остались. Именно они тянут из повседневности в удивительные миры, которые открываешь для себя снова и снова. Десятки стран, удивительных мест, волнующих впечатлений. Постепенно начинаешь понимать, что твои путешествия, испытываемые при этом чувства, эмоции, переживаемые события, неожиданные встречи и память и есть твое главное богатство.
Когда ты идешь под парусом в архипелаге Фиджи, или стоишь на гребне еще теплого вулкана, идешь по тропе инков в перуанских Андах, рассматриваешь с воздуха таинственные фигуры на плато Наска, медитируешь на Мачу-Пикчу, гладишь шероховатый камень истуканов острова Пасхи, купаешься с дикими морскими львами на Галапагосах, плывешь на тростниковой лодке по Титикаке, встречаешь утро с племенем Урос, шестьсот лет не ступавшим на землю - ты каждый раз становишься другим. Не лучше или хуже, а именно другим. Ты оставляешь частичку себя там, и в то же время часть того другого, неведомого тебе доселе мира, навсегда остается с тобой. Как та тибетская женщина, одевшая мне на шею на высокогорном перевале  свое ожерелье из костей яка, или монах, отдавший свои четки в монастыре Шао-Линь. Или разъяренный слон в зимбабвийской саванне, который не смог догнать наш джип, хотя имел все шансы. Его близкое дыхание - теперь это тоже часть моего опыта. Как и непокорившаяся вершина эквадорского семитысячника Катапакси.

Возвращаясь домой, ты на самом деле в душе остаешься там, неся в себе  удивительную мозаику из путешествий, впечатлений, переживаний, воспоминаний...
Наиболее яркие из них становятся материальны. Вот почему одна из моих машин выглядит именно так:

Меня часто спрашивают: "Что же изображено на этой аэрографии?"
Если ответить кратко - это буддизм. Точнее, каменные памятники буддизма. Почему именно буддизм? Скажу так - я атеист (сказывается советское воспитание, 7 лет партстажа в настоящей партии), но если бы я был верующим, то был бы буддистом. Причина простая - из всех религий буддизм, на мой взгляд, является самой миролюбивой в смысле веротерпимости, неся в себя черты, говоря нашим языком, изрядного пофигизма. Это, пожалуй, единственная религия, избежавшая религиозных войн и различного рода "крестовых походов".

Рисунок создан замечательным и, несомненно, самым талантливым на сегодняшний день художником-аэрографом Сергеем Монаховым совместно со своими коллегами в "Студии Сергея Монахова" - Анной Мелиховой и Артемом Мойкиным - по мотивам четырех знаменитых буддистских храмов. Каждый из них уникален, и мне хотелось (и Сергею это удалось!) запечатлеть каждый из них, причем так, чтобы они дополняли друг друга.

Самый известный из четырех храмов - это комплекс Ангкор-Ват в Камбодже.

Удивительное место Ангкор, что означает "город", расположено севернее озера Тонлесап. Это один из самых крупных храмовых комплексов в мире. На площади 200 кв. км расположено почти две сотни культовых сооружений. Когда-то здесь, на Королевской площади, был дворцовый комплекс, включавший в себя сам дворец и несколько храмов. От всего этого великолепия осталась лишь одна башня храма Пхменеакас. По легенде, в этой божественной башне жила душа девятиглавой змеи, властительницы королевства. Каждую ночь она принимала облик женщины, и правитель должен был подняться к ней на ложе перед тем, как идти к своим женам. Считалось, что если король пропустит хоть одну ночь, то случится несчастье. Поскольку короли уже давно не живут в Ангкоре, дух 9-главой змеи здесь больше не появляется. В IX веке Яшоварман I начал строить здесь столицу королевства кхмеров. Этот народ и сегодня составляет большинство населения Камбоджи. После смерти Яшовармана строительство продолжали его преемники. Но в XV веке столица королевства была перенесена в Пномпень и Ангкор поглотили джунгли.

Ангкор-Ват можно назвать "погребальным" храмом. Террасы храма имеют разную высоту. Тем самым достигается удивительный эффект - по мере приближения храм увеличивается в размере. По легенде, Ангкор-Ват воздвиг сын бога Индры, кхмерский король Прех Катомиалиа. Однажды он побывал в небесных чертогах у своего отца. Сыну очень понравился коровник божественного родителя - и он решил построить себе такое же здание, но вот только получился у него в результате все-таки дворец.

Получается, что Ангкор-Ват - это точная копия коровника бога Индры. Сурьяварман затеял строительство Ангкор-Вата, чтобы после смерти туда был помещен его прах. Так что назначение у Ангкор-Вата то же, что и у египетских пирамид. Храм имеет форму трехступенчатой пирамиды. Стены Ангкор-Вата покрыты искусной резьбой. Наиболее часто встречающаяся здесь фигура - это фигура апсары - богини, небесной танцовщицы. Их тысячи, ни одна из них не похожа на другую. Но отличий между ними можно и не заметить, если не присмотреться внимательно. У них разное выражение лиц, прочие мелкие детали.

Теперь полуобнаженные полногрудые танцовщицы Ангкор-Вата всегда справа от меня:

 

Все храмы Ангкора удивительны. Но некоторые из них особенно красивы и монументальны, неповторимы по глубине проникновения в душу человека. На мой взгляд, самый потрясающий из них  - храм Байон. Вот как выглядит "дорога к храму" Байон - панорама главного входа:

По мере приближения к Байону теряешь ощущение реальности происходящего. Эти камни, созданные руками человека, постепенно поглощают тебя, и через удивление, восхищение и какой-то внутренний трепет ты вдруг понимаешь, что тебе здесь ... комфортно! Что именно в это место ты шел уже очень давно! Это озарение приходит внезапно и ярко, как возвращается забытый сон.

Другая страна, культура, климат, народ, язык, все другое, но ты ... дома?!
Впечатления от посещения Байона сложно передать словами, это нужно испытать на себе: десятки величественных многометровых каменных ликов Будды, безмолвно смотрящих с высоты веков во все стороны света. Смотрящих на тебя. Смотрящих в тебя:

Но наступает время уходить... Из этого мира, из этой величественной красоты. Это все-таки не твое... Пора возвращаться. Ты русский, и твой дом очень далеко отсюда. Но уходя, ты постоянно снова и снова останавливаешься и оборачиваешься назад. Стоишь и смотришь...

Надо идти, но ты чего-то ждешь... Делаешь несколько шагов, и снова оборачиваешься, и ждешь... И понимаешь, что пытаешься все это запомнить и унести с собой. Сохранить в себе. И ловишь себя на мысли, что уже никогда не будешь прежним, потому что с таким трудом, всячески оттягивая миг расставания, можно уходить только из родных и близких мест. Теперь и это место - твой дом...

Мой храм Байон - рядом с моим водительским местом

 


возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАПилоты БуранаЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИ
переход к беспилотным КА БОРпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход к космодрому Байконурпереход к другим проектам Многоразовых космических кораблейпереход к Space Shuttle

Rambler's Top100 Service