|
Вы увлекались в детстве чтением
романов Жюля Верна, Роберта Стивенсона, Джека Лондона, Луи Буссенара,
Майн Рида? Вы мечтали в далеких странствиях открывать новые земли,
населенные кровожадными туземцами, или приставать на своих каравеллах к
берегам необитаемых островов? Вас манили нехоженые тропы, непроходимые
джунгли, ночи у костра под тропическими звездами? Вам нравятся приключения Индианы Джонса? Затерянные в джунглях неизвестные города, построенные ушедшими цивилизациями? Вы мечтали сами найти исчезнувшие сокровища инков? Вы хотели увидеть своими глазами древние артефакты? Прикоснуться к таинственным пиратским сокровищам? Окунуться в тайны древности, проникнуть в сокровищницы сакральных знаний? Познакомиться с другими культурами, как ушедшими, так и ныне живущими в самых отдаленных уголках нашей планеты? Если все это вам знакомо - тогда вы меня поймете. С тех детских книжек прошло много
времени, но мечты остались. Именно они тянут из повседневности в
удивительные миры, которые открываешь для себя снова и снова. Десятки
стран, удивительных мест, волнующих впечатлений. Постепенно начинаешь
понимать, что твои путешествия, испытываемые при этом чувства, эмоции,
переживаемые события, неожиданные встречи и память и есть твое главное
богатство. Возвращаясь домой, ты на самом
деле в душе остаешься там, неся в себе удивительную мозаику из
путешествий, впечатлений, переживаний, воспоминаний... |
Меня часто спрашивают: "Что же изображено
на этой аэрографии?"
Если ответить кратко - это буддизм. Точнее, каменные памятники буддизма. Почему
именно буддизм? Скажу так - я атеист (сказывается советское воспитание, 7 лет
партстажа в настоящей партии), но если бы я был верующим, то был бы
буддистом. Причина простая - из всех религий буддизм, на мой взгляд, является
самой миролюбивой в смысле веротерпимости, неся в себя черты, говоря нашим
языком, изрядного пофигизма. Это, пожалуй, единственная религия, избежавшая
религиозных войн и различного рода "крестовых походов".
Рисунок создан замечательным и, несомненно, самым талантливым на сегодняшний день художником-аэрографом Сергеем Монаховым совместно со своими коллегами в "Студии Сергея Монахова" - Анной Мелиховой и Артемом Мойкиным - по мотивам четырех знаменитых буддистских храмов. Каждый из них уникален, и мне хотелось (и Сергею это удалось!) запечатлеть каждый из них, причем так, чтобы они дополняли друг друга.
Самый известный из четырех храмов - это комплекс Ангкор-Ват в Камбодже.
Удивительное место Ангкор, что означает "город", расположено севернее озера Тонлесап. Это один из самых крупных храмовых комплексов в мире. На площади 200 кв. км расположено почти две сотни культовых сооружений. Когда-то здесь, на Королевской площади, был дворцовый комплекс, включавший в себя сам дворец и несколько храмов. От всего этого великолепия осталась лишь одна башня храма Пхменеакас. По легенде, в этой божественной башне жила душа девятиглавой змеи, властительницы королевства. Каждую ночь она принимала облик женщины, и правитель должен был подняться к ней на ложе перед тем, как идти к своим женам. Считалось, что если король пропустит хоть одну ночь, то случится несчастье. Поскольку короли уже давно не живут в Ангкоре, дух 9-главой змеи здесь больше не появляется. В IX веке Яшоварман I начал строить здесь столицу королевства кхмеров. Этот народ и сегодня составляет большинство населения Камбоджи. После смерти Яшовармана строительство продолжали его преемники. Но в XV веке столица королевства была перенесена в Пномпень и Ангкор поглотили джунгли.
Ангкор-Ват можно назвать "погребальным" храмом. Террасы храма имеют разную высоту. Тем самым достигается удивительный эффект - по мере приближения храм увеличивается в размере. По легенде, Ангкор-Ват воздвиг сын бога Индры, кхмерский король Прех Катомиалиа. Однажды он побывал в небесных чертогах у своего отца. Сыну очень понравился коровник божественного родителя - и он решил построить себе такое же здание, но вот только получился у него в результате все-таки дворец.
Получается, что Ангкор-Ват - это точная копия коровника бога Индры. Сурьяварман затеял строительство Ангкор-Вата, чтобы после смерти туда был помещен его прах. Так что назначение у Ангкор-Вата то же, что и у египетских пирамид. Храм имеет форму трехступенчатой пирамиды. Стены Ангкор-Вата покрыты искусной резьбой. Наиболее часто встречающаяся здесь фигура - это фигура апсары - богини, небесной танцовщицы. Их тысячи, ни одна из них не похожа на другую. Но отличий между ними можно и не заметить, если не присмотреться внимательно. У них разное выражение лиц, прочие мелкие детали.
Теперь полуобнаженные полногрудые танцовщицы Ангкор-Вата всегда справа от меня:
Все храмы Ангкора удивительны. Но некоторые из них особенно красивы и монументальны, неповторимы по глубине проникновения в душу человека. На мой взгляд, самый потрясающий из них - храм Байон. Вот как выглядит "дорога к храму" Байон - панорама главного входа:
По мере приближения к Байону теряешь ощущение реальности происходящего. Эти камни, созданные руками человека, постепенно поглощают тебя, и через удивление, восхищение и какой-то внутренний трепет ты вдруг понимаешь, что тебе здесь ... комфортно! Что именно в это место ты шел уже очень давно! Это озарение приходит внезапно и ярко, как возвращается забытый сон.
Другая страна, культура,
климат, народ, язык, все другое, но ты ... дома?!
Впечатления от посещения Байона сложно передать словами, это нужно
испытать на себе: десятки величественных многометровых каменных ликов Будды,
безмолвно смотрящих с высоты веков во все стороны света. Смотрящих на тебя.
Смотрящих в тебя:
Но наступает время уходить... Из этого мира, из этой величественной красоты. Это все-таки не твое... Пора возвращаться. Ты русский, и твой дом очень далеко отсюда. Но уходя, ты постоянно снова и снова останавливаешься и оборачиваешься назад. Стоишь и смотришь...
Надо идти, но ты чего-то ждешь... Делаешь несколько шагов, и снова оборачиваешься, и ждешь... И понимаешь, что пытаешься все это запомнить и унести с собой. Сохранить в себе. И ловишь себя на мысли, что уже никогда не будешь прежним, потому что с таким трудом, всячески оттягивая миг расставания, можно уходить только из родных и близких мест. Теперь и это место - твой дом...
Мой храм Байон - рядом с моим
водительским местом |