Комсомольская правда
14 мая 2002 года

Ракета "Энергия" взорвалась по халатности ремонтников
На Байконуре под завалом погибли восемь рабочих и легендарный "Буран"

Что происходит сейчас на 112-й площадке Байконура (именно так по старой привычке секретить объекты космодрома называют и теперь монтажно-испытательный комплекс (МИК) ракетно-космической корпорации «Энергия»), можно только предполагать. Журналистов к месту трагедии и близко не подпускают. И, видимо, не зря...

В воскресенье, 12 мая, восемь рабочих забрались на восьмидесятиметровую крышу корпуса, чтобы в очередной раз ее подлатать. Строился МИК в конце 70-х в страшной спешке под программу "Энергия - Буран" (комментарий web-мастера: корпус строился в середине-конце 60-х годов под советскую лунную ракету Н-1). После того как в 1992-м разработка отечественного корабля многоразового использования была свернута, здание и вовсе осталось не у дел. Вся техника, оказавшаяся в МИКе, по странному договору, подписанному в связи с распадом Советского Союза, отошла в собственность Казахстану. Корпус ветшал...

В общем, ничего необычного в ремонтных работах не было. Странно другое: по официальным сообщениям, просто из-за халатности ремонтников обрушились три из пяти пролетов крыши. Но дело в том, что это не пролеты обычного дома. Сам МИК - размером с три, а то и четыре футбольных поля. Перекрытия его - колоссальных размеров и держались на массивных металлических балках. Что такого должны были вытворить на верхотуре работяги, чтобы вниз загремело сразу же больше половины крыши?

Последняя съемка в "бурановском" МИКе была сделана корреспондентом "Комсомолки" Анатолием Ждановым всего за две недели до трагедии

Так получилось, что буквально за несколько дней до трагедии мы с фотокором "Комсомолки" Анатолием Ждановым приезжали на 112-ю площадку Байконура. Тоненькая девчушка-охранница в форменном зеленом пиджаке придирчиво проверяла документы, прежде чем запустить в святая святых. Когда перед нами открыли тяжелую металлическую дверь, даже у меня, повидавшего многие космические сооружения - и сборочные цехи громадной ракеты "Протон", и гулкие залы, где собирали блоки Международной космической станции, - от "сокровищ" здешнего МИКа захватило дух. В полумраке зала, пронизанного сквозняками, серела махина ракеты "Энергия" - самого мощного советского носителя. Она могла «закидывать» на орбиту до 100 тонн груза. Скромными "боковушками" "Энергии" служили ракеты "Зенит" - тоже не самые слабые.

Под "Энергией", спеленутой массивными стапелями, можно было спокойно проводить репетицию парадов на Красной площади. Нам снизу даже не сразу удалось рассмотреть прилепившуюся наверху "птичку" - корабль "Буран".

- Здесь все собрано в том виде, в каком ракету вывозили в 1988 году для первого старта "Бурана", - объяснял суровый провожатый.

Связка ракета - корабль была настолько огромна, что, для того чтобы дотянуть ее до старта, требовалось два тепловоза, двигающихся не по одной, а по двум параллельным колеям.

- У вас тут уникальный музей... - помню, выдохнул я.

- Ну какой музей?! - обиделся сотрудник МИКа. - Это боевая конструкция, действующая... Вон, наверху, - не просто макет "Бурана" - самый настоящий корабль, который побывал на орбите. В принципе подновить, провести испытания - и запускай в космос...

Поверить, что просто так на космическую связку обвалился потолок - честно говоря, сложно. Да и если это просто бытовая халатность - к чему было срочно вылетать на Байконур зам. директора "Росавиакосмоса" Александру Кузнецову и зам. министра МЧС Геннадию Короткину? Как мне удалось узнать из неофициальных источников, скорее всего, на 112-й площадке произошло следующее. Во время работ одна из массивных частей кровли обвалилась вниз и попала точнехонько в бак ракеты, заправленный сжатым воздухом. Произошел взрыв, разметавший всю конструкцию и выбивший опоры из-под пролетов крыши. Бетонные глыбы посыпались в первую очередь на "Буран" и части ракет.

В общем, легендарные "Энергия" и многоразовый корабль в одночасье превращены в груду искореженного металла. Все восемь рабочих оказались под тяжеленными плитами и обломками ракетных конструкций. На момент, когда писался этот материал, спасателям МЧС удалось обнаружить тела шестерых погибших.

Комиссия выясняет, мог ли оказаться под завалами еще кто-то из байконуровцев - МИК даже в выходные тщательно охраняли, и в цехе мог быть кто-то из службы режима.

Александр Милкус.

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Еще одна жертва взрыва

Прошлой ночью от острой сердечной недостаточности скоропостижно скончался заместитель главного инженера подразделения сборочно-испытательного комплекса ЦСКБ "Прогресс" Александр Костышев.

Именно он отвечал за организацию и безопасность ремонтных работ, в том числе в монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома.

 

КСТАТИ
Том Круз хочет купить советский "шаттл"
После трагедии на космодроме цена на российские раритеты может вырасти

Одна из радиостанций Лос-Анджелеса проводит в своем эфире аукцион желающих приобрести российский "шаттл" "Буран". Стартовая цена - 6 миллионов долларов. Окончательный срок подачи заявок - 22 мая. Кроме того, покупателю придется за свой счет транспортировать корабль из России в США.

Посредником этой сделки выступает американская компания "Ферст файнэншл искчендж". По словам ее главы Уилли Уайта, "Буран" хочет продать НПО "Молния", где в свое время разрабатывался многоразовый орбитальный корабль.

- Русские утверждают, что в их распоряжении есть "Буран", что им нужны деньги, - отметил Уайт.

Корабль, который пытается продать "Молния", в космос не поднимался. Однако шансы его загнать любопытным американцам есть. Уилли Уайт даже назвал одного такого потенциального покупателя - киноактера Тома Круза.

До Уайта продать "Бураны" в Соединенных Штатах пытались и другие предприниматели, сообщает ИТАР - ТАСС. К примеру, в начале июня 1995 года в газете "Нью-Йорк таймс" появилось такое объявление: "Российский "шаттл". В отличном состоянии. Все бумаги в порядке. Разрешение правительства имеется". Оказалось, что сразу два корабля предлагал проживавший в Бронксе бизнесмен - выходец из России Виктор Рылков, который утверждал, что его партнерами являются представители НПО "Молния". Однако заключить сделку тогда не удалось.

Теперь, после гибели единственного побывавшего на орбите советского "шаттла", вероятность продажи его аналога явно возрастет. При этом, может быть, поднимется и цена на "Буран".

...Между прочим, один из "Буранов" был уже продан в прошлом году в Австралию. Предприниматель, купивший его, собирался переоборудовать корабль в развлекательный комплекс.

Евгений Стригунов


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru