Российская газета
26 декабря 2006 года, N291

Космический туризм отменяется?
Уходящий год может "ознаменоваться" очередной потерей знаменитого оборонного предприятия

СЕЙЧАС в российском правительстве рассматривается вопрос об отмене реструктуризации задолженности завода имени Мясищева перед федеральным бюджетом, образовавшейся в результате недофинансирования оборонного заказа и кадровой чехарды с генеральными директорами

Последствия такого решения легко прогнозируемы: банкротство уникального научно-производственного центра, затем продажа дорогой и дефицитной подмосковной земли новым собственникам

Подобная схема отработана на десятках стратегических заводов и НИИ, превратившихся в бизнес-центры и прочие объекты коммерческой недвижимости. При этом гособоронзаказ по линии Министерства обороны РФ в общем объеме производства предприятия составляет 90 процентов. И "оборонкой" деятельность завода не ограничивается: совсем недавно ему поступил заказ на строительство суборбитальных космических кораблей.

Экспериментальный машиностроительный завод имени В.М.Мясищева расположен в авиаграде Жуковском - центре отечественной авиационной науки. В этом году ЭМЗ отметил сорокалетний юбилей. Одним из самых громких достижений предприятия в советское время было создание транспортной авиационной системы ВМ-Т "Атлант", обеспечившей перевозку блоков ракетоносителя "Энергия" и космического челнока "Буран" на космодром Байконур. Тогда же на ЭМЗ был разработан уникальный по аэродинамическим качествам высотный самолет М-17 "Стратосфера", установивший 25 мировых рекордов. На счету его преемника, самолета М-55 "Геофизика", облетевшего земной шар в рамках международной программы глобального исследования атмосферы Земли, - 16 мировых рекордов.

В отличие от множества советских оборонных предприятий, не сумевших вписаться в новые реалии, ЭМЗ им. Мясищева сумел найти свою нишу на рынке. В частности, предприятие разработало единственный сертифицированный в России самолет компакт-класса М101Т. Сегодня эти машины составляют авиапарк первого отечественного воздушного такси. Но самый амбициозный проект завода - разработка суборбитальных кораблей, которые позволят удешевить туристические полеты. В 2006 году компании Prodea и Space Adventures подписали соглашение о финансировании строительства на ЭМЗ им. Мясищева мини-шаттлов Explorer, которые будут состоять из пятиместного реактивного челнока и самолета-носителя М-55 "Геофизика". "Этот корабль был создан группой самых квалифицированных дизайнеров и инженеров в мире с самым большим опытом, максимальными стандартами безопасности и ответственными за наиболее надежный космический корабль с самым длинным послужным списком", - заявляет совладелица Prodea Ануше Ансари о разработке ЭМЗ им. Мясищева.

По оценкам Space Adventures, объем рынка суборбитальных туристических полетов может составить 1 миллиард долларов в год. Впрочем, если ЭМЗ лишится государственной защиты, эти деньги, скорее всего, заработают не российские ученые, а их конкуренты из-за рубежа.

Валентин ПРОХОРОВ

Примечание web-мастера: Чтобы не создалось ошибочного впечатления о "беззащитности розового и пушистого ЭМЗ", необходимо добавить следующее. После распада СССР конструктивно-технологический макет внешнего топливного бака Многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС) остался на территории незалежной Украины, в цехах НПО "Южное". Несколько лет назад НПО "Молния" - головной разработчик МАКС - профинансировало уникальную транспортную операцию - доставку бака в Россию, на территорию своего субподрядчика - Экспериментального машиностроительного завода имени В.М.Мясищева. О сложности и всех перипетиях этой операции мы еще расскажем, но сейчас важно другое: бак стал мешать коммерческой деятельности ЭМЗ, занимая место на открытой площадке на территории ЛИИ в подмосковном г.Жуковске, где складировались нерастаможенные легковые автомобили. В этой ситуации прежнее руководство ЭМЗ (бывший генеральный конструктор Валерий Новиков) сначала выставило НПО "Молния" счет за коммерческую (!) аренду занимаемой автостоянки (!), а когда "Молния" отказалась его оплачивать, смогло "убедить" военного заказчика в ненужности макета бака. После "разрешения" военпреда бак был сразу разрезан, и 12 тонн чистого алюминия (макет был тяжелее штатного бака в силу своих технологических особенностей) были мгновенно распроданы.


По этой теме смотри также статьи:
- "Гроза над "Бураном" Олега Долгих в газете "Труд" от 24 мая 2006 года;
- "Буран" в пустыне" Михаила Фалалеева в "Российской газете" от 12 мая 2006 года;
- "Одного из разработчиков "Бурана" отдали под склад" Даниила Шабашова в RBC daily от 26 апреля 2006 года.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2007
E-mail: buran@buran.ru