Наш Белгород
24 июня 2005 года,
N025
Разговорился недавно с одним из своих приятелей, а тот неожиданно и выдал: "А знаешь ли ты, что Эм (наш общий знакомый) участвовал в создании знаменитого "Бурана"! "Я, естественно, ничего об этом не слышал. А тут еще на первом канале телевидения показали документальный фильм "Русский Шаттл" о том, как во времена космической гонки создавался отечественный летательный аппарат "Буран". Посмотрел эту ленту с чувством гордости за свою Родину и одновременно горечи от того, что судьба "Бурана" сложилась трагически: он оказался погребенным под обломками крыши огромного ангара, в котором простоял без дела долгие годы...
Примечание
web-мастера:
В начале февраля 2005 г.
webмастер обратился к директору студии "Крылья
России" Сергею Викулину с просьбой предоставить некоторые (очень
ограниченные) видеоматериалы (суммарной продолжительностью менее 2 минут!) для
размещения на сайте со всеми соответствующими ссылками на копирайт. Но Сергей
Петрович, выяснив, что на сайте и на дисках мультимедийной
энциклопедии уже есть видеоматериалы по полетам
самолета-аналога БТС-02 ОК ГЛИ (предоставленными в прошлом тысячелетии
НПО "Молния"), в грубой форме обвинил
webмастера в нарушении его (их?)
авторских прав, заявив, что "...с пиратами (!) они не работают!" |
Я позвонил Эму и предложил встретиться. Евгений Эм, белгородский предприниматель, сначала долго отнекивался. Мол, подписку давал о неразглашении тайны, но потом все же уступил моим просьбам.
Он окончил в 1985 году Харьковский авиационный институт, получил диплом и направление на Смоленский авиационный завод. Вот там-то и пришлось вчерашнему студенту участвовать в создании большегрузного самолета - так официально называли тогда "Буран". В создании "Бурана" задействованы были практически все заводы страны. На каждом делалась какая-то конкретная деталь, об истинном предназначении которой мало кто догадывался. На Смоленском авиазаводе изготовляли части фюзеляжа и крыла - так называемые оперения киля. Цех, где производились работы, был огромным: пятьдесят метров в ширину и двадцать пять в высоту.
На предприятии соблюдался режим строгой секретности. Пропуска тщательно проверяли на проходной авиационного завода, а также при входе в цех.
В те годы стране Советов нужно было не отстать в космической гонке, и поэтому к созданию летательного аппарата были привлечены лучшие умы. Над фюзеляжем работали высококвалифицированные специалисты со среднетехническим и высшим образованием. Здесь же, в цехе, ели и спали - время поджимало. Никакой текучести кадров не было. Одно слово - секретность! Какие-то технические недоработки, выявленные при испытаниях, - исправлялись только смоленцами. Другим заводам это не доверялось. По словам Е. Эма, работа была сверхнапряженной, но платили хорошо. Создатели русского "шаттла" получали в месяц по 800-1000 рублей. Правда, к 1988 году зарплату "бурановцам" урезали, и это не лучшим образом, сказалось на настроении рабочих.
Технолог Евгений Эм в то время часто ездил в Москву для консультаций по устранению различных дефектов и поломок. При создании "Бурана" использовались американские чертежи, добытые советской разведкой.
Самолет-гигант строили три года. Космонавт, который должен был испытывать "Буран", не дожил до этого знаменательного дня - умер. Первый полет космического челнока был беспилотным, проходил в автоматическом режиме. На испытаниях Евгению поприсутствовать, увы, не пришлось. До сих пор об этом сожалеет...
Игорь ПОДБЕЛЬЦЕВ
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru