Тюменский курьер
24 апреля 2004 года, N 040

Неизвестное об известном. Предвестник "Востока" в апреле взлетел...

7 апреля 1959 года на взлетно-посадочную полосу аэродрома испытательного полигона N4 Капустин Яр приземлился первый пилотируемый космоплан...

Это не строчка из научно-фантастического романа, а констатация реального факта. Более сорока лет сведения об этом уникальном эксперименте считались строжайшей государственной тайной.

Лишь недавно в вышедшем в свет мизерным тиражом в издательстве "Машиностроение" открытом справочнике "История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг." появилось упоминание об испытаниях, не имеющих аналога в истории отечественной авиационной и космической техники.

Впервые космический аппарат, сочетавший в себе элементы обычного самолета и ракеты, появился в чертежах и эскизах полковника Павла Цыбина в марте 1954 года. По мысли конструктора из ОКБ-256, он должен был иметь потолок до 30000 метров и дальность 14 тысяч километров. Этот агрегат назывался "планирующий, возвращаемый с орбиты реактивный самолет-разведчик" (РСР). Пять лет спустя натурная модель изделия под названием "НМ-1" появилась на испытательном полигоне.

Первый в мире испытательный полет на космоплане в атмосфере совершил дважды Герой Советского Союза и заслуженный летчик-испытатель СССР подполковник Амет-Хан-Султан (1920 - 1971).

Полет космоплана продолжался 12 минут. Он проходил на высоте всего 1500 метров со скоростью 500 километров в час. Удачное приземление подтвердило "летучесть" аппарата.

Затем последовали полеты с постепенным набором высоты и увеличением скорости. В 1959-1960 годах Амет-Хан-Султан совершил 32 испытательных полета на космоплане. Он побывал в стратосфере, но космоса не достиг. Результаты испытаний: высота 28000 метров и скорость 3,5 тысячи километров в час. Примеру Амет-Хана последовали Владимир Ильюшин (28185 м) и Александр Федотов (30000 м). Последний высотный самолетный рекорд не побит и по сей день.

История первого космоплана оказалась очень короткой. В 1960-м "НМ-1" отправился на консервацию и уступил свое место первым космическим кораблям типа "Восток" конструкции Сергея Королева

комментарий web-мастера: Данная статья написана автором по принципам "с миру по нитке - нищему рубашка" и "слышал звон, да не знает, где он". Давайте вместе разбираться.
     РСР (реактивный самолет-разведчик) никогда не являлся и не имел никакого отношения к "космопланам". А все было на самом деле так:
     4 марта 1954 г. В.П.Цыбин направил закрытое письмо в ЦК КПСС с предложением создать новый реактивный самолет (РС) - носитель ядерной бомбы (изделие "244Н" длиной 5,5 м и диаметром 0,85 м) - с максимальной скоростью 3000 км
/час на высоте 30 км и дальностью 14000 км. Указанные характеристики были достижимыми при весовой отдаче конструкции 80% (!) и перспективных двигателях. При рассмотрении проекта в ЦАГИ было указано, что реальная весовая отдача будет в лучшем случае 60% (при дальности менее 7500 км), но проект все равно был принят в разработку, и 23 мая 1955 г. вышло постановление Правительства о постройке РС. Согласно проекту, РС представлял собой среднеплан взлетной массой около 21 т, выполненный по схеме "триплан" длиной 27,5 м с трапецивидным крылом малого удлинения с двумя ТРД на концах крыла, выполнявших роль противофлатерных балансиров. Размах крыла составлял 9 м.  По мере проектирования характеристики РС ухудшались, а интерес заказчика (Минобороны СССР) к дальним бомбардировщикам как средству доставки ядерного оружия на фоне успехов в области создания межконтинентальных баллистических ракет падал. Тем более схема полета РС к цели была довольно сложной: РС должен был располагаться на внешней подвеске самолета-носителя Ту-95Н, расцепка с которым происходила после совместного полета на расстояние 3000-4000 км, затем после автономного полета на расстоянии до 50 км от цели от РС сбрасывалась крылатая бомба, самостоятельно наводившаяся на цель...
     Чтобы "остаться на плаву", В.П.Цыбин предложил свой проект РСР, принятый к разработке постановлением Совмина 31 августа 1956 г. РСР должен был иметь крейсерскую скорость 2800 км/ч на высоте 26700 м и максимальную дальность (на несколько меньшей скорости) 3769 км. Двигательная установка представляла собой два ТРД Д-21 конструкции П.А.Соловьева, размещенные на консолях трапецивидного крыла малого удлинения. РСР имел сходные с РС  размеры (длина 26,5 м, размах крыла 9 м). Разработчики РСР столкнулись с массой трудностей, для преодоления которых было принято решение построить и испытать натурную модель (НМ), получившую обозначение НМ-1.
     НМ-1 являясь упрощенным вариантом РСР, был самолетом аналогичных очертаний длиной 26,6 м, пилотируемый в исследовательских полетах без какой бы то ни было нагрузки, кроме испытательных приборов. Вместо штатных двигателей на НМ-1 стояли два ТРД АМ-5, и самолет стал дозвуковым. Взлетный вес составлял всего 9,2 т. Первая рулежка и первый подлет в воздух на 17 сек были выполнены 1 октября 1958 г. 18 марта 1959 была выполнена повторная рулежка, и 7 апреля 1959 г. в 10:55 Султан Ахмет-Хан совешил на НМ-1 первый полет. Отрыв машины от ВПП проходил как бы в три этапа. Сначала НМ-1 отделился от ВПП спустя 26 с после начала разбега на скорости 285 км/ч. Повторный отрыв от земли произошел на 28 секунде при скорости 305 км/ч. Самолет окончательно взлетел через 30 сек после старта на скорости 325 км/ч. Стартовая тележка, сброшенная с высоты 40 м на скорости 400 км/ч, разбилась о ВПП. Максимальная скорость 500 км/ч в первом полете продолжительностью 12 минут была достигнута на высоте 1500 м. При посадке через 4 сек после касания бетонки на скорости 186 км/ч при пробеге воспламенилась дюралевая подошва лыжи, однако после остановки огонь исчез.
     3 и 9 июня 1959 г. состоялись еще два полета. Всего С.Ахмет-Хан выполнил на НМ-1 шесть полетов, а в дальнейшем были еще семь полетов Радия Захарова. В общей сложности за 1959-1960 гг. на НМ-1 отработали десять летчиков-испытателей, произведя 32 полета продолжительностью от 11 до 40 минут на высотах от 1000 до 4000 м. При испытаниях НМ-1 была достигнута максимальная скорость полета 490 км/ч. Все полеты выполнялись в ЛИИ им.М.М.Громова в подмосковном г.Жуковский.
     Тем временем 29 сентября 1960 г. первый опытный экземпляр РСР был выведен на летное поле ЛИИ в Жуковском. Одновременно на бывшем ремонтном заводе N99 в Улан-Уде строилась опытная установочная партия самолетов РСР, имевших заводское обозначение Р-020. Всего завод N99 успел построить три Р-020 с двигателями Р-11Ф и заложил на стапелях еще 10 машин.
     Но работы над РСР проходили при жестком и активном противодействии А.Н.Туполева ("...Ни хрена у вас не выйдет! Ничего у вас не получится!") и А.И.Микояна. В итоге тема была закрыта, летный испытания НМ-1 остановлены, а РСР так и не начинались...
     Можно только добавить, что расчетный ресурс РСР составлял всего ... 3 (!) полета...

Более подробно о истории создания РС, РСр и НМ-1 можно узнать в статье Ивнамина Султанова "От РС до SR", опубликованной в журнале "Авиация и космонавтика, выпуск 22 (ноябрь-декабрь 1996 г.)

С 15 мая 1960-го по 25 марта 1961 года на орбиту стартовало пять беспилотных "Востоков-3-А". На шестом корабле этого типа 12 апреля 1961-го 27-летний старший лейтенант Юрий Гагарин первым в истории человечества совершил 108-минутный орбитальный полет.

комментарий web-мастера: Более подробно о разработке и полетах первых советских космических кораблей "Восток" и "Восход" смотри в книге В.Е.Гудилина и Л.И.Слабкого "Ракетно-космические системы: история, развитие, перспективы"

Испытатель первого космоплана Амет-Хан-Султан никогда не летал на орбиту. В 1960-1964 годах он руководил экспериментами по "приобщению" к искусственной невесомости групп космонавтов 1-го и 2-го наборов, трудился в ЛИИ имени М.М.Громова. Жизнь выдающегося пилота-испытателя трагически оборвалась 1 февраля 1971 года во время полета на экспериментальном самолете-лаборатории Ту-16ЛЛ-1.

Игорь Ермаков


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru