При разработке ВКС "Гермес" предполагалось, что он будет являться основным транспортным средством при обеспечении программы космических исследований, планировавшейся Европейским космическим агентством (ЕКА) в начале 90-х годов. Космическая программа ЕКА предусматривала запуск и обслуживание на орбите пилотируемой станции ЕКА "Колумбус" и полеты ВКС "Гермес" к МКС (в начале 90-х годов называвшейся "Freedom"). В рамках советско-французского сотрудничества в космосе предусматривались полеты "Гермеса" к советской/российской долговременной орбитальной станции "Мир" , стыковки и совместные работы на орбите.
Вот как описывались планы применения ВКС
"Гермес" в официальных проспектах ESA/CNES:
"...Автономная лаборатория Колумбус
является автоматической станцией на ближней
околоземной орбите, которая обеспечивает
прекрасные условия в невесомости внутри
герметичного обема для научного оборудования
массой около 5-ти тонн. Регулярно, по крайней мере
раз в год, эта лаборатория принимает космический
корабль "Гермес", который занимается
экспериментами и заменой образцов, техническим
обслуживанием и другими работами, необходимыми
для следующего периода автоматической
эксплуатации лаборатории.
Такое обслуживание "Гермесом"
потребует 12 дней орбитальной работы (включая
запасные 2 дня). Типичная схема эксплуатации
является следующей : первые два дня после запуска
ВКС "Гермес" будет осуществлять орбитальные
маневры, необходимые для сближения и стыковки с
лабораторией. Состыкованный полет продлится 7
дней, в течение которых экипаж "Гермеса",
состоящий из трех человек, будет работать
одновременно в 10-часовом режиме. Большинство
операций проводится внутри герметичного объема,
что позволяет экипажу работать эффективно и в
безопасности. При необходимости возможна работа
в открытом космосе с использованием для этого
специальных скафандров и воздушных шлюзов ВКС.
При ответственных операциях экипаж может
использовать бортовой манипулятор,
установленный снаружи на автоматической
лаборатории и управляемый изнутри космического
корабля "Гермес". |
"...Европейский модуль МКС, -
присоединенная лаборатория "Колумбус", -
будет использоваться как обитаемая лаборатория.
Космическая станция состоит из двух обитаемых
лабораторий, жилого модуля и оборудования для
технического содержания и проведения
экспериментов. "...Эксплуатационные характеристики "Ариан-5" и гибкость, обеспечиваемая ресурсным модулем "Гермеса", позволяют также совершать полеты на станции с большим наклонением орбит, например, станция "Мир", но с меньшим полезным грузом." |
"...Кроме функций стыковки с будущими станциями и платформами на околоземной орбите, другими задачами "Гермеса" будут самостоятельные полеты для проведения экспериментов на орбите, испытаний критических элементов перед их использованием в автоматических полетах, наблюдения Земли из космоса и другие смешанные задачи для комбинированных полетов. Для автономных полетов концепция закрытого грузового отсека "Гермеса" позволяет осуществлять обитаемые эксперименты, (по аналогии с лабораторией "Спэйслаб", которую несет на себе космический корабль "Спейс Шаттл". Грузоподъемность для таких полетов космического корабля "Гермес", равная приблизительно 3-м тоннам ("Спэйслаб" несет обычно 6 тонн), позволяет различные применения. В таких полетах "Гермеса" возможны эксперименты в открытом космосе как с бортовым манипулятором, так и при неружних выходах членов экипажа.
При создании ВКС "Гермес" предполагалось разработать систему автоматической посадки, и планами испытательных полетов предусматривалось проведение первого испытательного полета полностью в автоматическом режиме, без экипажа. Пилотируемым должен был быть только второй полет "Гермеса", в соответствии с первоначальными планами, в 2000 году.
Жаль, что этим интересным планам не суждено было сбыться - "Гермес" разделил судьбу "Бурана". Но если предположить продолжение финансирования программы ВКС "Гермес" еще какое-то время, - закрыли бы западноевропейцы свою программу после первого успешного полета?
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru