olet1.gif (10452 bytes)

ЭКСПРЕСС-ОТЧЕТ
о работе комплекса радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "ВЫМПЕЛ" для орбитального корабля "БУРАН" УРКТС "ЭНЕРГИЯ" 15 ноября 1988г.

 

4. СИСТЕМА РАДИОЛОКАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ОК И УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖНИЕМ

4.1. Система предназначена для определения текущего местоположения и параметров движения ОК в зоне радиусом 400 км и высотой 40 км и обеспечивает:
- сбор информации от источников радиолокационной информации, ее вторичную обработку и автоматическое сопровождение ОК и самолетов оптико-телевизионного наблюдения;
- отображение координат и параметров движения ОК, а также воздушной обстановки на этапе привода и посадки на рабочих местах штурманов-операторов региональной группы управления полетом (РГУП) в ОКДП;
- передачу, обработку и отображение тех же данных на рабочих местах штурманов-операторов главной оперативной группе управления в ЦУПе;
- формирование и выдачу данных оперативного целеуказания в виде экстраполированных координат ОК четырем системам приема телеметрии, телевидения и УКВ-радиосвязи.

4.2.

Система состоит из сдвоенного комплекта бортовых радиолокационных ответчиков РО УВД и следующих наземных средств:
- трассового радиолокационного комплекта ТРЛК-10К;
- радиолокационного комплекса управления воздушным движением 17Н846 в составе:
1)   аэродромного обзорного радиолокационного комплекса;
2)   посадочного радиолокационного комплекса;
3)   командно-диспетчерского пункта управления воздушным движением в зоне аэродрома КДП-УВД;
4)   командно-диспетчерского пункта аэродрома посадки ОК КДП-А;
5)   командно-диспетчерского пункта управления полетом ОК КДП-Ц.

4.3.

Основные характеристики:
4.3.1. Радиолокационный ответчик
     Объем передаваемой информации номер ОК и высота полета
     Частота передачи (1090 плюс/минус 3) МГц
     Частота приема (1030 плюс/минус 0,2) МГц
     Зона обзора АФУ
          в горизонтальной плоскости плюс/минус 150 град.
          в вертикально-продольной плоскости плюс/минус 30 град.
          в вертикально-поперечной плоскости плюс/минус 40 град.
     Дальность действия 400 км
     Мощность, потребляемая по цепи питания 27 В 160 Вт
     Масса 29 кг
4.3.2. Трассовый радиолокационный комплекс
     Состав:
          - 2 трассовых радиолокатора (участки 42 и 43)
          -  командно-диспетчерский пункт КДП-4
     Дальность действия:
          первичного канала 400 км
          вторичного канала 400 км
     Угол обзора в вертикальной плоскости 45 град
     Погрешность определения координат после первичной обработки:
          по азимуту 18 мин
          по дальности 300 м
     Период обновления информации 10 с
4.3.3. Аэродромный обзорный радиолокационный комплекс
     Состав:
          - 2 обзорных радиолокатора Е-511
          - аппаратура сопряжения с КДП - АСРЛ-О
     Дальность действия:
          первичного канала (5000<=Н<=12000) 150 км
          вторичного канала

200 км

     Угол обзора вертикальной плоскости 40 град
     Период обновления информации 6 с
     Разрешающая способность:
          - первичного канала по дальности 500 м
          - вторичного канала по дальности 900 м
          - первичного канала по азимуту 2,5 град
          - вторичного канала по азимуту 4,3 град
     Погрешность определения координат:
          по азимуту 12 мин
          по дальности 240 м
4.3.4. Посадочный радиолокационный комплекс Е-516В
     Состав:
          - 2 посадочных радиолокатора
          - аппаратура сопряжения с КДП - АСРЛ-П
     Дальность действия:
          первичного канала 20 км
          вторичного канала 40 км
     Частота излучения 9030, 8910 МГц
     Углы обзора:
          по азимуту от -17 до +17 град
          по углу места от -1 до +20 град
     Угол наклона поворотной платформы антенного поста от -0,5 до +11,5 град
     Период обновления информации 0,7 с
     Разрешающая способность:
          первичного канала по дальности 120 м
          вторичного канала по дальности

200 м

          по азимуту 1,2 град.
          по углу места 0,6 град.
4.3.5. Командно-диспетчерский пункт управления воздушным движением в зоне аэродрома
     Зона контроля за движением обзорного тракта:
          Дальность 200 км
          Высота 12 км
     Зона контроля за движением посадочного тракта:
          Дальность 40 км
     Количество одновременно сопровождаемых объектов:
          в зоне полетов 20
          в зоне посадки 3
     Количество рабочих мест группы контроля за движением 6
     Тип вычислительной машины СЦВМ А-10М1 (всего 2 машины)
          длина слова 16 разрядов
          объем программного обеспечения 32К слов
4.3.6. Командно-диспетчерский пункт контроля движения ОК (аэродрома)
     Тип основной вычислительной машины СЦВМ А-15А. (всего 4 машины)
     Длина слова 16 разрядов
     Объем программного обеспечения 32К слов
     Количество рабочих мест штурманов-операторов РГУП 3
     Количество выносных индикаторов 3
     Тип индикатора телевизионный 1125 строк
     Оснащение рабочего места:
           - индикатор вертикальной обстановки 1
           - индикатор горизонтальной обстановки 1
     Количество видов отображения траекторией информации 4
     Масштабы отображения информации 800-400-200-100-50-25-10 км
     Количество одновременно сопровождаемых объектов 8
     Количество несопровождаемых отметок 1000
     Объем регистрируемой на магнитной ленте информации 4000 Кбайт
     Количество каналов передачи информации в КДП-Ц 6
     Количество каналов выдачи оперативных целеуказаний 4
4.3.7. Командно-диспетчерский пункт центра управления полетом
     Тип основной вычислительной машины СЦВМ А-15А. (всего 2 машины)
     Количество рабочих мест штурманов-операторов ГОГУ 3
     Количество выносных цветных индикаторов 2
     Количество одновременно сопровождаемых объектов 8
     Количество несопровождаемых отметок 1000
     Количество каналов приема информации из КДП-А 6

4.4.

Отработка комплекса и анализ результатов работы.
4.4.1. Отработка программного обеспечения системы радиолокационного контроля производилась на специально разработанном отладочном комплексе, включающем цифровые вычислительные комплексы вторичной обработки и отображения информации, связанные с ЭВМ ЕС-1045, ОЗУ общей памятью в 160К слов при использовании информации реальных радиолокационных источников информации аэропорта "Пулково" - "Скала-МПА" (аналог ТРЛК-10К) и "Иртыш" (аналог Е-511).
Окончательную экспериментальную отработку программное обеспечение КДП прошло в процессе всех видов испытании на объекте 858/251.
Отработка аппаратуры комплекса производилась на:
- летно-испытательной базе предприятия Громова, где был введен в строй комплекс-аналог, содержащий сокращенный состав аппаратуры;
- в ЛИИ МАП, где был размещен посадочный радиолокатор Е-516В, обеспечивший проведение горизонтальных летных испытаний ГЛИ БТС-002;
- и в полном объеме - на объекте 858/251.
Отработка РО УВД производилась на:
- полноразмерном стенде ПРСО предприятия Лозино-Лозинского;
- комплексном стенде КС-35 предприятия Глушко;
- летающей лаборатории Ту-134А предприятия Довганя;
- ОК ГЛИ МЛ-2 (БТС-002) предприятия Новикова.
4.4.2.

15 ноября 88г. работа системы радиолокационного контроля траектории происходила в соответствии с принятыми циклограммами следующим образом.
Проверка РО УВД при предстартовой подготовке (РУС-001) началась за 1 час 45 мин до КП и подтвердила готовность оборудования как при автономной его работе, так и при взаимодействии с наземными радиолокаторами. Включение систем "Сириус" и "Кварц" носителя за 21 мин до КП и на участке выведения в результате их влияния на РО УВД привело к невозможности наблюдать ОК по вторичному радиолокационному каналу.
На участке орбитального контроля параметры РО УВД находилась в норме.
На участке спуска и посадки при достижении зоны, указанной в ТТЗ, РО УВД обеспечил устойчивое наблюдение по вторичному радиолокационному каналу наземными средствами систем.
В процессе всей работы отказов РО УВД не произошло.

4.4.3.

Обзорный радиолокатор с момента пуска и до дальности 200 км отслеживал активный участок траектории полета УРКТС по первичному каналу.
Трассовый радиолокационный комплекс отслеживал траекторию УРКТС по первичному каналу с момента пуска до предела максимального масштаба (примерно 530 км).
Работа по вторичным каналам на активном участке траектории была исключена из-за помех РО УВД со стороны радиопередающих устройств ракеты-носителя "Кварц" и "Сириус".

4.4.4.

Появление отметки ОК при спуске по сигналам от ТРЛК уч.42 зафиксировано в 9 ч 12 мин 37 с на удалении 533 км, азимут 279град 35' Н=47700 м.

Первое сообщение от ТРЛК уч.43 t = 9 ч 13 мин 24 с, удаление 446 км, азимут 280град 6', Н= 44800 м.

Радиолокационные отметки первичного и вторичного каналов ТРЛК-10К наблюдались устойчиво на всем протяжении траектории захода ОК на посадку до высот 170 м от ТРЛК уч.42 и 160 м от ТРЛК уч.43.

Появление отметки при заходе ОК на посадку по сигналам аэродромного обзорного радиолокатора было зафиксировано на удалении 240 км, азимуте 280град и высоте 36800 м. Траектория ОК отслеживалась без пропусков до высоты 20 км, после чего он вошел в воронку обзорного радиолокатора. Выход из воронки произошел на высоте 10 км, после чего траектория ОК отслеживалась без пропусков.

Первое наблюдение посадочным радиолокационным комплексом Е-516В р/л отметки от ОК и самолета оптико-телевизионного наблюдения (СОТН) зафиксировано на удалении 22 км в зоне курса и 16 км в зоне глиссады. Первоначально был произведен ввод в сопровождение на 15,5 км второй отметки от СОТН. По команде технического руководителя расчета Е-516В сопровождение этой отметки было сброшено и был произведен повторный ввод первой отметки от ОК на удалении 15 км. Сопровождение было обеспечено с этого момента до 0,5 км от точки посадки ОК. На удалении 9 км СОТН приблизился к ОК и вошел в строб сопровождения. С 9 до 7,5 км метка сопровождения по курсу находилась между отметками ОК и СОТН, что привело к ухудшению точности определения координат ОК на этом участке траектории посадочным радиолокатором. С удаления 7,5 км сопровождение осуществлялось только по отметке от ОК. С дальности 4 км (после посадки ОК) на экранах индикаторов курса и глиссады наблюдался след, ширина которого превышала ширину отметки от ОК в 1,2-1,5 раза.


4.4.5.


Система радиолокационного контроля траектории движения ОК и управления воздушным движением зарегистрировала следующую информацию об обнаружении и сопровождении ОК "Буран" в процессе посадки:

Первой поступила информация активного канала ТРЛК-10К (уч.42): в 9час 12мин 37с ДВПП=501,385км, А=279град 34'30" Н=47700м,

По информации уч. 42 ОК был введен в сопровождение в 9час 13мин 08с ДВПП=453,630км, АзВПП=283град 20'5" Н=46500м и сопровождался до Н=170м в 8час 24мин 22с.

Информация ТРЛК-10К (уч.43) (активный канал) начала поступать в КДП-А в 9час 13мин 24с ДН=446,711км Аз=288 град 06'09" Н=44800м.

По информации уч. 43 ОК был введен в сопровождение в 9час 13мин 54с ДВПП=346,988м, АзВПП=282 град 29'28", Н=42400м и сопровождался до Н=160м в 9час 24мин 21с.

Информация изделия Е-511 (уч.36) начала поступать в 9час 15мин 27с ДН=191,281км, Аз=276 град 18'11", Н=36000м.

По информации уч. 36 ОК был введен в сопровождение в 9час 15мин 44с ДВПП=163,817км, АзВПП=274 град 58'22", Н=34000м и сопровождался до Н=190м в 9час 24мин 20с.

По информации изд. Е-516В (уч. 37) ОК был введен в сопровождение в 9час 22мин 59с ДВПП=14,120км, АзВПП=66 град 57'33" и сопровождался до Н=10м в 9час 24мин 38с.

4.4.6. В процессе отработки и полета ОК выявились следующие вопросы, определяющие эффективность и надежность управления ОК.
1. Определена потребность в траекторной информации от систем комплекса "Вымпел" не только на рабочих местах КДП-Ц, но и на ряде других рабочих мест боевого расчета главной оперативной группы управления и на большом экране коллективного пользования, что должно улучшить информационное обеспечение процесса посадки и повысить его надежность.
2. Накопленный опыт эксплуатации КДП-Ц показал, что существенные конструктивные отличия его рабочих мест от унифицированных рабочих мест, принятых в ЦУПе, ограничивает возможности расширения функций КДП-Ц и его интеграции со средствами ЦУП.
3. Опыт наведения самолета оптико-телевизионного наблюдения на ОК по информации радиолокационных средств комплекса "Вымпел" (ТТЗ данная задача не предусмотрена) показал недостаточность темпа обновления координатной информации для выведения СОТНа в точку встречи с ОК с требуемой вероятностью.
4. Оперативный контроль работы трассовых и обзорных РЛС в процессе подготовки и штатного полета ОК осуществлялся самолетом-лабораторией ЛЛ Ту-134БВ, что весьма трудоемко и организационно сложно. В то же время не использована возможность размещения контрольных средств на существующих мачтах универсального комплекса "стенд-старт" (УКСС).
5. Энергоснабжение ТРЛК на 42 и 43 участках осуществляется от промышленной сети и дизелей, которые не синхронизированы между собой. При переключениях, вызываемыми отказами источников энергоснабжения, возможны перерывы в работе ТРЛК-10К до 10 минут.
6. Работа изделий Е-511 и Е-516В на участках 36 и 37 осуществлялась от раздельных преобразователей ВПЛ-30, подключенных к двум несинхронизированным фидерам, что при переключении фидеров может привести к перерывам в работе этих изделий.
7. В процессе штатной работы форматы отображения в КДП-А не учитывают специфику работы штурманов-операторов, обеспечивающих наведение СОТН на ОК.
8. Послеполетная оценка точности работы инструментальных и радиолокационных средств комплекса "Вымпел" невозможна из-за отсутствия на объекте 858/251 соответствующей системы внешнетраекторных измерений.
9. Информация КДП-УВД не используется группой руководства полетами обычных ЛА аэродрома "Юбилейный", в то время как штатные средства УВД не обеспечивают наблюдения летающих лабораторий и СОТН на траекториях, аналогичных траекториям ОК, что снижает эффективность ее работы и безопасность движения ЛА в зоне аэродрома.

4.5.

При проведении дальнейших работ целесообразно:
1. Перенести время включения РО УВД на ПСП с 1 ч 45 мин на 30 мин до КП с целью рационального использования ресурса оборудования.
2. Для наблюдения ОК на активном участке траектории по вторичному радиолокационному каналу ввести в состав систем "Сириус" и "Кварц" фильтры, подавляющие гармоники, воздействующие на РО УВД.
3. Для исключения помех со стороны СОТН при сопровождении ОК в последующих работах на ОК использовать модернизированный ответчик РО УВД-М, имеющий блок посадочных сигналов и работающий с посадочным радиолокатором в активном режиме.
4. Разработать и внедрить в ЦУПе аппаратуру:
- вывода траекторной информации системы "Вымпел" на большой экран коллективного пользования;
- размножения и распределения форматов отображения траекторией информации по рабочим местам ГОГУ.
5. Разработать и внедрить рабочее место КДП-Ц, соответствующее требованиям УРМ с цветными индикаторами.
6. Разработать ТЗ и выполнить ОКР по решению задачи обеспечения наведения СОТН с рабочих мест системы "Вымпел" с использованием средств РСБН, обеспечивающих темп обновления информации 0,6 с.
7. Для оперативного контроля работы трассовых и обзорных РЛС и их юстировки, а также для централизованного контроля РД-Н дальней зоны установить на существующих мачтах УКСС антенны контрольного ответчика и антенны аппаратуры выносного контроля средств навигации.
8. Обеспечить синхронную работу энергоснабжения ТРЛК-10К на участках 42 и 43 одновременно от двух дизелей и энергосети.
9. Обеспечить синхронную работу ВПЛ изделий Е-511 участка 36 и Е-516В участка 37 при работе от двух несинхронизированных между собой фидеров энергоснабжения.
10. Внедрить в вычислительные комплексы КДП-А и КДП-Ц новую версию ПО в соответствии с протоколом номер 432/135, утвержденным предприятиями Лозино-Лозинского, Манучарова 22.06.88г.
Дополнительно улучшить алгоритм работы в части
- отображения длинных треков для всех каналов сопровождения;
- отображения признака масштаба высоты в таблице параметров;
- воспроизведения информации с БМЛ с целью повышения его защищенности от сбоев аппаратуры.
11. Оснастить основной и запасные аэродромы системой внешнетраекторных измерений для оценки точности штатной работы радиотехнических систем.
12. Решить вопрос подключения каналов радиосвязи к пультам КДП-УВД, выпустить инструкцию по работе группы руководства полетами на КДП-УВД в процессе испытательных и штатных полетов и обеспечить использование КДП-УВД при полетах в районе аэродрома "Юбилейный".

4.6.

Выводы.
По результатам экспресс-анализа система радиолокационного контроля траектории движения ОК и управления воздушным движением успешно обеспечила:
- отображение координат ОК и СОТН и параметров их движения на экранах индикаторов рабочих мест штурманов-операторов в ОКДП аэродрома посадки;
- передачу и отображение информации об ОК и СОТН на рабочих местах штурманов-операторов в ЦУПе;
- отображение воздушной обстановки на пультах группы технического руководства в ОКДП;
- документирование входной и выходной информации на устройствах магнитной и цифро-буквенной регистрации;
- формирование и выдачу ОЦУ системам приема ТМИ, ТИ и УКВ радиосвязи;
- обеспечение процесса встречи ОК с самолетом оптико-телевизионного наблюдения (СОТН).

СИСТЕМА РАДИОЛОКАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ ОК И УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПОЛЕТА ОК ФУНКЦИОНИРОВАЛА БЕЗ СБОЕВ И ОТКАЗОВ, УСПЕШНО ВЫПОЛНИЛА ПОСТАВЛЕННУЮ ЗАДАЧУ И СООТВЕТСВУЕТ ЗАДАННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ.


Дальше...