Гудок
24 апреля 2003 года,
N 069
Через тернии к звездам
Не знаю, случайно это или закономерно, но обвалу нашего великого государства предшествовал успешный запуск 15 ноября 1988 года многоразового орбитального корабля "Буран". Вершиной современной космической техники назвал его академик Николай Анфимов - директор головного института отрасли ЦНИИМАШ. Умер ли "Буран"? Начнет ли он снова летать и для чего его делали? Множество подобных вопросов задавалось и задается даже людьми, далекими от космонавтики, но остро переживающими за судьбу и престиж нашей страны.
Мы считаем, что главное достижение Авиационно-космического агентства Российской Федерации - сохранение того, что еще можно сберечь из "летающих" отраслей промышленности: ракетно-космической и авиационной. Поэтому разговор о судьбе нашего орбитального корабля приобретает важное стратегическое значение - особенно в свете трагедии с американской "Колумбией" и несчастья с "Бураном", раздавленным рухнувшей кровлей Монтажно-испытательного корпуса на Байконуре.
Мне выпала честь не только находиться у истоков работ по орбитальному кораблю "Буран", но и лично знать основоположника практической космонавтики Сергея Королева. Я работал с ним с 1959 года и до самой кончины главного конструктора. Расскажу только один эпизод.
В 1960 году я подал в Комитет по изобретениям заявку на многоразовую космическую технику и вскоре узнал от тамошних чиновников, что пришло отрицательное заключение от специалистов нашего же ОКБ-1: "...автор очень молод, только что окончил МАИ и еще не знает, что многоразовой космической техники просто не может быть...", и далее примерно в том же духе. Каково же было мое удивление, когда меня вызвал эксперт и сказал, что ему председатель комитета "велел" выдать мне авторское свидетельство! И рассказал такую историю.
Когда председателю положили на подпись отрицательное заключение, тот решил подстраховаться и позвонил Королеву... А потом вызвал эксперта и в самых отборных русских выражениях объяснил ему, как сильно тот мог его подвести. Оказывается, Сергей Павлович поинтересовался, откуда пришла заявка, кто ее подал, кто написал отрицательный отзыв и что собирается делать комитет. Услышав, что он готовит отрицательное решение, Королев буквально взорвался: "Я ведь не забыл, что вы не выдали нам авторское даже на первый в мире искусственный спутник Земли! Противопоставили ему нелетающий американский! А тут что? Тоже есть что противопоставить? Не скрывайте - выкладывайте!" Услышав, что, как ни искали, противопоставить ничего не смогли, но автор не совсем по форме представил бумаги, Королев поутих и уж совсем миролюбиво попросил лично от себя помочь изобретателю, научить его писать "по форме", но все же найти возможность выдать ему авторское свидетельство.
"Многоразовая техника - это наше будущее!" - сказал в заключение главный конструктор.
Официально "многоразовую" тематику в нашем КБ (ныне это РКК "Энергия" имени С.П.Королева) утвердил преемник Сергея Павловича академик Василий Мишин. Случилось это в начале 1974 года после соответствующего решения комиссии по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совмина СССР, причем не без влияния работ, разворачивающихся в США по системе "Спейс-Шаттл". Возглавить все работы по многоразовой ракетно-космической технике было поручено моему отделу.
Но вот многочисленные трудности позади, и корабль "вышел" на ЛКИ (натурные летно-конструкторские испытания).
Триумфальный запуск "Бурана" состоялся 15 ноября 1988 года. До самого приземления орбитального корабля его главный конструктор Юрий Семенов не сомневался в успехе! Приземление было автоматическим (впервые в мире!), но очень точным. Сенсация быстро облетела планету. Все мы надеялись на закрепление успеха, но кончина генерального конструктора Валентина Глушко, а затем и кончина СССР сделали свое дело - проект заморозили на неопределенное время...
Пройдя все "необходимые" стадии (шумиха, неразбериха, поиски виновных, наказание невиновных, награждение непричастных), проект "Буран" оставил о себе ностальгические воспоминания о былых порядках во времена Советского Союза - пусть во многом и противоречивых, но позволявших нам двигаться по пути прогресса. Хотелось бы верить, что наше теперешнее состояние авиации и космонавтики временное, что оно не связано с органическими законами нарождающегося капиталистического общества. А иначе всем нам предстоит мучительная гибель из-за энергетического голода. Причем даже при самом благоприятном отношении к нашей стране окружающего мира! Что вообще-то маловероятно...
Ведь нефти осталось всего на 37 лет! Газа - лет на 50! Но это - в мире. У нас все запасы должны иссякнуть значительно раньше! Не случайно же учеными капиталистического мира была разработана глобалистская теория "золотого миллиарда", в который, по утверждению госпожи Маргарет Тэтчер, могут войти только лишь 15 миллионов русских... А остальные 130 миллионов должны погибнуть, поскольку не достойны жить дальше! Неинформированным людям все это кажется бредом, а те, кто пограмотнее, либо объединяются в антиглобалистские организации, либо уезжают в "благополучные" страны, например США (поскольку эта страна вместе с Англией должна в полном составе войти в "золотой миллиард"), либо уже сейчас готовят "пути к отступлению" - переводят на Запад сбережения, отправляют туда на учебу детей и так далее. И все из-за энергоресурсов! Когда в теперь уже далеком 1960 году в подмосковных Подлипках впервые в мире возникла идея строить космические солнечные электростанции, передающие энергию земным потребителям, сколько было насмешек! Подземные нефтяные и газовые резервуары казались бездонными, а орбитальные станции - такими сложными и недоступными. А слова Королева о будущем космическом отдыхе и туризме воспринимались не иначе как остроумная, но никак не связанная с будущей реальностью шутка.
Наступил XXI век. Дело, начатое Королевым, приняло общепланетный размах. Даже в маленькой Голландии не менее 50 аэрокосмических предприятий! Работают они слаженно, проекты выполняют совместно с вузами, готовя себе по ходу дела будущие кадры, и зарабатывают, зарабатывают, зарабатывают! А Россия? Она снова "во мгле"! Сырье, деньги, "мозги", лом цветных металлов и даже лягушки, так уважаемые в Китае и франкоязычных странах, бурным и непрерывным потоком текут через наши границы во внешний мир. Живем же, а точнее доживаем, мы только потому, что "торгуем своим телом", то есть нефтью и газом! Выручка от авиационных и космических услуг другим странам ничтожно мала, как и выручка от продажи наших высоких технологий и результатов наших фундаментальных исследований. Президент Российской академии наук не случайно возглавляет еще и Совет по космосу: мы все еще надеемся на космонавтику! Чисто интуитивно... Но, кроме интуиции, нужна "практичная" теория. И такая теория была создана в недрах Академии инженерных наук имени А.М.Прохорова, причем по инициативе того же самого Сергея Королева.
Экоматермика, объединяющая достижения экономики, математики и термодинамики, позволяет рассматривать любую отрасль в качестве живого организма и по сбалансированности затрат на обеспечение его функционирования находить коэффициент жизнеспособности. Так вот, жизнеспособность нашей современной космонавтики составляет не более 12 процентов, поскольку она решает только лишь информационные проблемы общества. Ни энергетических, ни транспортных (как авиация), ни защитных, ни технологических задач в практических интересах жителей Земли она пока еще не решает, а следовательно, и финансируется налогоплательщиками всего на 12 процентов от потребностей. Значительно большие затраты сейчас считаются непроизводительными, вредными, так как благосостояния нашего общества не увеличивают (полная аналогия с фундаментальной наукой). В 1998 году положение с космонавтикой стало еще хуже.
РАН в одностороннем порядке ликвидировала Объединенный научный совет РАН и Росавиакосмоса по глобальным и космическим энергосистемам, созданный в 1992 году постановлением-приказом вице-президента РАН академика Олега Нефедова и генерального директора Росавиакосмоса Юрия Коптева. Престиж науки и высоких технологий упал настолько, что, показывая в новогоднюю ночь невосполнимые потери нашей страны, СМИ не нашли нужным даже упомянуть ушедших от нас двух "космических" академиков РАН - Бориса Раушенбаха и Василия Мишина, а также создателя планера "Буран" Глеба Лозино-Лозинского! На мой взгляд, это позорное молчание даже страшнее, чем утопление станции "Мир"!
А как же "Буран"? Неужели он так и не будет востребован?
Я убежден, что эпопея "Бурана" еще не окончена. XXI век - эра широкого развития кораблей этого типа. Они будут использоваться не только в космосе, но и для межконтинентальных грузопассажирских перевозок, станут совершать регулярные и чартерные полеты "через космос", не опасаясь захвата террористами. И конечно, обслуживать космическую солнечную энергетику, которая придет на смену нефтяной, газовой, угольной и даже атомной! Именно созданию таких комплексов, в которых не последнюю роль будет играть ныне законсервированный "Буран", следует отдавать предпочтение. Создавая его, мы думали именно о таком применении в будущем.
Как станут выводить в космос "Буран" нового поколения? У него будет два комбинированных (ЖРД + ВРД) двигателя нужной тяги, которые обеспечат его подъем "по-самолетному" и работу в космосе. Потом к нему подлетит и пристыкуется одноступенчатый многоразовый носитель, который станет "толкать" корабль дальше и выше. Затем второй, третий и т.д., пока "Буран" не выйдет в космос или, в пассажирском варианте, не ляжет на расчетную траекторию полета. При этом освободившиеся носители спускаются на Землю и транспортируются к месту старта. Ведь они многоразовые! Стоимость пассажирского билета от Москвы до Мельбурна "через космос" будет приемлемой - только в пять-шесть раз выше нынешней. Зато террористам там делать нечего - траекторию космического полета изменить практически невозможно. Да и космическим туристам не придется вслед за Тито и Шаттлвортом платить по 20 миллионов долларов за полет.
Было много дискуссий о ненужности "Бурана" для космоса. Дескать, удельная стоимость выведения груза очень велика. Но ведь он делался совсем не для выведения, а для возвращения грузов на Землю. И возвращать мог до 30 тонн, то есть вдвое больше, чем шаттлы! И удельная стоимость такого возвращения была у "Бурана" рекордно низкой. Ниже всех нынешних систем, способных возвращать грузы из космоса! А ведь именно это и требуется при эксплуатации крупных сооружений типа КСЭС - космических солнечных электростанций, подающих энергию земным потребителям и попутно снабжающих землян продуктами космического производства. Надобность в КСЭС возникнет не в отдаленном будущем, а уже через каких-нибудь 20 - 30 лет. Как бы не опоздать!
комментарий web-мастера: заявленная в технических характеристиках масса возвращаемого на ОК "Буран" груза с орбиты ИСЗ - 20 т. Аналогичный показатель у космического корабля "Space Shuttle" - 14.5 т. |
К сожалению, не только обслуживание, но и выведение КСЭС в космос с помощью современных носителей невозможно - прежде всего с экономической точки зрения. Вот почему специалисты Академии инженерных наук им. А.М.Прохорова склоняются к необходимости создания новых, более экономичных сверхтяжелых носителей. Для этого предлагается использовать ракетные универсальные многоразовые блоки, которые на старте собираются в пакет. При стартовой массе 700 тонн один такой блок может вывести на низкую околоземную орбиту семь тонн полезного груза, то есть корабль типа "Союз" или грузовик типа "Прогресс". А при семи блоках полезный груз может составить 250 тонн и более при стоимости выведения одного килограмма не выше 200 долларов. Именно такие носители и нужны для создания вокруг Земли цепочки КСЭС, которые (мы надеемся на это!) не позволят исчезнуть земной цивилизации в случае окончания данных нам природой углеводородных энергоресурсов. Солнечная энергия будет передаваться на Землю с помощью СВЧ-лучей. При этом приемные антенны целесообразно располагать в районах Крайнего Севера, где есть огромные неосвоенные площади и где начинаются современные газопроводы. Но потечет по этим газопроводам газ нашего энергетического будущего - водород, полученный благодаря поданной на Землю солнечной энергии!
Без корабля "Буран" эффективное
обслуживание таких станций будет просто невозможным.
- "Буран" - вершина, на которую еще предстоит подняться!
Валерий БУРДАКОВ, профессор МАИ.
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru