Ведомости
15 марта
2002 года (N43)

В космос экономклассом
отправит мини-"Буран"

Вчера в подмосковном Жуковском журналистам продемонстрировали прототип первого в мире туристического корабля для полетов в космос. Его создатели уверяют, что уже через пять лет развлекательные полеты к звездам будут стоить много дешевле, чем путешествие первого космического туриста Дэнниса Тито. Корреспонденту “Ведомостей” удалось пообщаться с японским бизнесменом, который заплатил $ 98 000 за будущий часовой полет на аппарате C-XXI.

Инициатором проекта стала американская компания Space Adventures, зарабатывающая организацией развлекательных полетов на российских сверхзвуковых истребителях. В прошлом году Space Adventures организовала полет Дэнниса Тито на Международную космическую станцию, а в апреле нынешнего туда же полетит ее второй клиент – южноафриканец Марк Шаттлуорт. Каждому из них билеты на орбиту обошлись в $ 20 млн.

Поработав с мультимиллионерами, Space Adventures принялась за “разработку” просто миллионеров. Для этого она создала с российским Экспериментальным машиностроительным заводом (ЭМЗ) им. Мясищева совместное предприятие “Суборбитальная корпорация”. Оно занимается техническим аспектом дешевых туров в космос. Сама Space Adventures займется привлечением клиентов. Она уже развила бурную маркетинговую деятельность – например, авиакомпания US Airways объявила, что отправит в полет на C-XXI любого, кто налетает на ее самолетах 16 млн. км.

На презентации аппарата С-ХХI президент Space Adventures Эрик Андерсон заявил, что его компания уже нашла 250 потенциальных клиентов, причем почти половина из них уже перечислила по $ 100 000 на специальные депозитные счета.

Директор японского Euro Hedges Fund Суити Окубо приехал в Москву прокатиться на МиГ-29. За этот полет он заплатил $ 20 000. Окубо – давний клиент японского отделения Space Adventures, поэтому он заплатил за полет в космос “всего” $ 98 000 – ему предоставили скидку. “Я уверен, полет стоит этих денег. Мне пообещали, что полет состоится в 2008 г. Я уже сгораю от нетерпения”, - говорит Окубо, счастливо улыбаясь.

Space Adventures продает билеты на так называемые суборбитальные полеты, когда выход в космос происходит без витка вокруг Земли. Аттракцион состоит из нескольких этапов. Сперва самолет М-55 с прикрепленным челноком С-ХХI поднимается на высоту 17 км. Затем челнок отделяется и включает ракетный двигатель, самостоятельно набирая высоту 50 км скорость 5200 км/ч. Далее, двигаясь по инерции, он поднимается на высоту 101 км (нижняя граница околоземного космического пространства) и по баллистической траектории возвращается на аэродром. Весь полет займет около часа, из него 20 минут придется на полет собственно челнока. Любоваться Землей из космоса, испытывая состояние невесомости, можно будет около трех минут.

Крошечный челнок, в котором помещаются только два пассажира и пилот, напоминает уменьшенный “Буран”, первый отечественный космический корабль многоразового использования. Это неудивительно: С-ХХI разрабатывала та же группа конструкторов. Реальные корабли будут производиться с участием другого разработчика “Бурана” - НПО “Молния”. Всего будет произведено 6-7 челноков, что позволит запускать туристов раз в неделю.

Носителем С-ХХI станет созданный на ЭМЗ им. Мясищева еще в начале 90-х самолет М-55 “Геофизика”, обладающий уникальной способностью подниматься на сверхбольшие высоты. По словам генерального конструктора ЭМЗ Валерия Новикова, М-55 может взлететь практически с любого аэродрома, т.е. вложений в наземную инфраструктуру не понадобится. Не нужно будет и долго тренировать туристов – в полете будет всего лишь трех-четырехкратные перегрузки (в современном истребителе они бывают семикратными).

Президент Суборбитальной корпорации и вице-президент Space Adventures Сергей Костенко утверждает, что проект будет реализован уже через 5-6 лет. Опытные испытания челнока обойдутся в $ 10 млн, а весь проект – в $ 60 млн. В Space Adventures считают, что вложения окупятся через полтора года после начала туристических полетов. По словам Костенко, инвесторы уже найдены. Российских компаний среди них нет.

Возможно, у Суборбитальной корпорации появится еще один источник дохода. Сегодня она – наиболее реальных претендент на премию Х-Prize, учрежденную в 1997 г. несколькими американскими университетами, бывшими астронавтами и частными энтузиастами космических полетов. размером в Х-Prize размером $ 10 млн получит неправительственная организация или частное лицо, которые дважды в течение двух недель отправит на высоту 100 км трех человек и безопасно вернут их обратно. По мнению специалистов “Росавиакосмоса”, отечественная разработка на годы опережает творения конкурентов – канадскую ракету Da Vinci и корабль Nova частной английской фирмы Starchaser Industries.

Юрий Грановский


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru