Караван Интернешнл (г.Берлин, Германия)
26 апреля
2002 года

Взлет по "Спирали"

Первый космолет Страны Советов

Космический истребитель всегда был продуктом фантазии режиссеров голливудских блокбастеров, создающих на компьютерах огромные межпланетные баталии. Однако мало кто знает, что в СССР подобный истребитель реально существовал. Юрию Владимировичу Задиранову, в прошлом старшине научного корабля "Чумикан", а ныне актеру Рыбинского драмтеатра, посчастливилось принимать участие в одном из испытаний космического самолета, которые проходили в Индийском океане.

Секретная миссия

- Большой научный корабль тихоокеанской геодезической экспедиции "Чумикан" выполнял много функций, главная из которых - связь с космическими объектами в южной части земного шара, - рассказывает Юрий Владимирович. - Всего на Камчатке базировалось 6 подобных судов. Но "Чумикан", хотя и не был флагманом, оставался самым большим кораблем из всей флотилии.

В начале восьмидесятых годов советское правительство выступило с инициативой превратить Индийский океан в зону мира. Дипломаты делали громкие заявления, газеты пестрели популистскими заголовками, рассказывая о новой мирной программе советских руководителей. Многие страны поддержали нашу инициативу. Но как только военное присутствие НАТО в Индийском океане поубавилось, туда тут же направились наши военные. Под аккомпанемент рассуждений о борьбе за мир Тихоокеанс кий флот испытывал в Индийском океане подводные лодки, проводил пуски баллистических ракет, что, естественно, шло вразрез с официальной политикой государства. В Индийском океане также впервые был испытан прототип нового космического истребителя под кодовым названием "БОР-4".

- Техника была секретной. Все иллюминаторы "Чумикана" во время испытаний наглухо задраивались, чтобы ни один матрос не мог видеть происходящих событий. Лишние глаза никому не нужны, - продолжает Юрий Задиранов. - Мне повезло. Я служил в техническом дивизионе, обслуживал автоматические фотокамеры, предназначенные для фиксации следа баллистической ракеты во время испытательных пусков с подводных лодок. В тот день я как раз находился на мостике. И все видел собственны ми глазами.

Помимо тихоокеанской эскадры в район Кокосовых островов пришли корабли из Черного моря. Все они рассредоточились в радиусе нескольких сот километров, чтобы максимально быстро найти космический аппарат и поднять его на борт. Спешка в этом деле была очень важна, так как американцы тоже следили за испытаниями, пытались прийти в район приводнения аппарата первыми и попросту своровать космический корабль.

Помойная "диверсия"

Весной 1983 года на борт "Чумикана" поднялись трое человек, среди которых была одна женщина.

- Все офицеры тогда словно с ума посходили, - вспоминает Юрий Владимирович, - каждый считал своим долгом оказать гостье любезность. Знаки внимания сыпались на нее со всех сторон. Двое других были инженерами. Причем один из них знал код доступа к космическому аппарату. Без кода поднять его на борт было невозможно. Космический истребитель был начинен взрывчаткой, и во время попыток посторонних пробраться внутрь мог запросто взорваться. Очень боялись американцев. И не напрасно. Они следовали просто по пятам. Разведывательные самолеты "Орион", базировавшиеся в Австралии, кружили над кораблями день и ночь.

Был у нас забавный случай, характеризующий работу американских самолетов-разведчиков. Я стоял в наряде, чистил картошку, помогал коку. Рано утром перед сдачей наряда набрался большой чан отходов. Нам не захотелось тащить его в мусороприемник, и мы вылили все помои в иллюминатор. Никто вроде бы не заметил, но вечером того же дня от командира флотилии получили нагоняй. Оказывается, "Орион", круживший в нескольких километрах от корабля, зафиксировал, как русские сбрасывают какие-то отходы в море. Они сняли на пленку весь процесс выброса отходов и отрапортовали командованию военной базы в Австралии - мол, русские вывалили за борт нечто, не поддающееся идентифика ции. Из Австралии прошла телефонограмма в США, оттуда в Брюссель. В Бельгии состряпали ноту протеста - мол, зачем русские Мировой океан загрязняют, и отправили в Москву. Из Москвы связались с Петропавловском-Камчатским и надавали командиру по первое число. А командир в свою очередь связался с "Чумиканом" и приказал немедленно разобраться в происшествии. И все это за один день. Никто бы никогда не подумал, что обыкновенный бак помоев, выброшенных за борт матросами-срочниками, может возыметь такой политический резонанс.

Полезное с приятным

Когда космический аппарат приводнился, мы рванули к месту посадки. Где-то у горизонта кружили американские "Орионы". К аппарату мы подошли очень быстро. Инженер спустился в катер, ввел необходимый код и дал сигнал, что можно поднимать. К аппарату подошел военный эсминец, и его подняли на борт. Аппарат был небольшой, с крыльями и хвостовым оперением. "Орионы" стали стягиваться поближе, фиксируя каждый наш шаг на фотопленку. Позднее в мои руки попала фотография, опубликованная в каком-то англоязычном научно-популярном журнале. На ней четко зафиксирован секретный советский космический перехватчик, вывешенный на тросах военного эсминца.

После этого случая Москва отказалась от испытаний в Индийском океане.Американцы всех просто достали. Существовала реальная угроза похищения космического самолета. Поэтому испытания перенесли в Черное море. Но и там были свои проблемы. Во время снижения в плотных слоях атмосферы аппараты проходили над территориями стран НАТО - Великобритании, Германии и других - на высоте 60 - 80 км. Поэтому каждый полет аппаратов БОР-4 и БОР-5 вызывал у них, и вполне законно, бурю негативных эмоций.

КА "Бор-4" на палубе поискового корабля

Но научно-исследовательские корабли тихоокеанской геодезической экспедиции продолжали работать в Индийском океане. Американцы все так же следили за нами. Иной раз их военные корабли настолько близко подходили к "Чумикану", что можно было видеть, что делается у них на палубах. Мы брали бинокли и глазели на морячек. Уже тогда у них на флоте служили женщины. По вечерам на верхней палубе американцы разворачивали большой экран и смотрели фильмы. В бинокль можно было наблюдать, что творится на экране. И хотя у нас на корабле тоже показывали фильмы, но шли в основном советские картины, а там - американские. В то время - разница ощутимая. В общем, несмотря на сверхсекретность испытаний космических истребителей, подобное повышенное внимание натовцев к советскому проекту доставляло нам массу приятных минут.

Наша справка

Работа над космическими перехватчиками началась через четыре года после полета в космос Юрия Гагарина. Американские и советские военные были настолько увлечены космосом как потенциально новым театром военных действий, что им не терпелось помериться силами уже за пределами Земли.

Большое распространение получили военные спутники. В случае необходимости могли быть созданы спутники, способные нести ядерное оружие. Чтобы ликвидировать подобные игрушки прямо в космосе, и было принято решение спроектировать и построить космический истребитель. Работа над проектом началась в конце шестидесятых годов в ОКБ Микояна. Конструкторы сразу отказались от господствующей в то время ракетной теории, посчитав, что в скором будущем она безнадежно устареет.

Многоразовая авиационно -космическая система "Спираль" включала в себя орбитальный пилотируемый самолет с ракетным ускорителем и гиперзвуковой самолет-разгонщик. Космический истребитель выводился на высоту 24 - 30 км при скорости, в 6 раз превышающей скорость звука с помощью гиперзвукового разгонщика, а потом отстыковывался и самостоятельно выходил в космос. После завершения полета предусматривался планирующий спуск в атмосфере с посадкой на аэродром "по-самолетному". Аварийное спасение пилота предусматривалось на любом участке полета с помощью отделяемой кабины-капсулы конической формы, имеющей систему катапультирования, навигационный блок, парашют и тормозные двигатели для входа в атмосферу в случае невозможности возвращения на Землю с орбиты всего самолета.

Подобная система еще нигде не использовалась и была по-настоящему революционной.

По календарному плану предусматривалось создание экспериментального космического самолета уже в 1970 году. Первый пилотируемый полет намечался на 1977 год, а в 80-х годах должны были начаться полеты полностью укомплектованной системы "Спираль".

Но вскоре руководство страны интерес к "Спирали" потеряло, бросив все силы на "лунную" гонку с американцами. Финансирование проекта шло с перебоями, хотя к тому времени уже были созданы дозвуковые прототипы космического истребителя. Они проходили интенсивные испытания. Изучались летно-технические характеристики космического самолета.

В начале восьмидесятых годов на фоне рейгановских звездных войн финансирование проекта возобновилось. В космос были запущены точные копии космического истребителя, выполненные в масштабе 1:2 и 1:3 под кодовым названием "БОР". В общей сложности в космосе побывало с десяток БОРов. Испытания прошли успешно. Однако в середине восьмидесятых работы над "Спиралью" опять были резко свернуты. Советский космос переживал не лучшие времена. Начиналась перестройка. И у руководителей государства появились совсем другие задачи.

Владимир Гаврилов,
г.Рыбинск


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru