Красная звезда
3 февраля 1989 года

Испытатели Байконура
О тех, кто готовил запуск "Энергии" и "Бурана"

Признаюсь: давно хотелось рассказать об этих людях, сильных, добрых, симпатичных, с мужественными характерами. Соединить сложнейшую технику с человескими судьбами, раскрыть психологию труда, не прощающего ошибок. Говорят, человек лучше всего раскрывается в экстремальных ситуациях. Наверно, так оно и есть. А если такие ситуации не столь уж часты? Впрочем, и само понятие "экстремальная ситуация" можно толковать по-разному.

Байконур. Космодром... Десять, девять, восемь, семь... Пуск! Поехали! Огромная серебристая колонна в клубах огня и дыма тяжело зависает над местом старта, а потом стремительно уходит ввысь. Радостные возгласы, сияющие лица... Так многим представяется запуск космической ракеты. Таким он выглядит и на экранах телевизоров. Точнее - предстартовые секунды и само начало полета. А что в этих последних секундах наряженного ожидания и первых секундах полета?

Труд, титанический труд юдей, требующий знаний, гибкой инженерной мысли, обостренного чувства техники, быстрой реакции, согласованности действий. Каждый космическйи летательный аппарат, будь то "Союз", "Мир", "Прогресс", ракеты-носители, которые их выводят на орбиты, после завода, где их изготовляют, проходит на космодроме окончательную сборку, тщательную проверку и подготовку к запуску. Здесь осуществляется цикл предстартовых испытаний, заправка компонентами топлива и сами пуски.

Испытатели... Раньше о них говорили с какой-то недосказанностью и неопределенностью. Непосвященный считал их работниками конструкторских бюро, особой бригадой заводов-изготовителей, представителями гражданских министерств и ведомств. И вопреки логике умалчивалось, что среди них есть и военные специалисты, большей частью офицеры. А логика проста: ракету потому и называют носителем, что она может нести все, что потребуется, - и боеголовку, и спутник связи, и луноход, и космический корабль. Открыли дорогу в космос носители, которые были сделаны на базе межконтинентальных баллистических ракет.

Кстати, они тоже проходили цикл испытаний. И выполняли эти работы испытатели первых полигонов. Но сейчас не о них, а о тех, кто трудится на Байконуре сегодня, кто вместе с промышленниками готовил запуск "Энергии" и "Бурана".

Люди эти разные: высокие и среднего роста, худощавые и плотные, есть веселого нрава, есть и построже - люди как люди. Замкнутые и общительные, книголюбы и рыбаки, жаждущие путешествий и домоседы. Все окончили военные училища и академии. Если спросить о родителях и отчих домах, ответы будут самые разные: сын рабочего, сын крестьянина, сын офицера, сын писателя... Москвичи, ленинградцы, ростовчане, новосибирцы, рижане... Есть среди них и такие, кто родился и вырос в Ленинске - сердце Байконура. При всей разности есть у них и общее: высокий профессионализм и приверженность делу, которое выпало на их долю. Впрочем, нет, не выпало, они сами избрали свою судьбу.

Генерал В.Гудилин, полковник Э.Савин, подполковник Б.Долгополов, капитан Н.Махинов, старший лейтенант В.Балабан, рядовой А.Шарпар... Посмотришь каждому в лицо - встретишь умный, глубокий взгляд. Разговоришься - услышишь взвешенные суждения. Не знаю, случайность ли это или "отпечаток" профессии, но, как правило, они немногословны, говорят мало, ясно, переспрашивать и уточнять не приходится.

Испытатели... Еще недавно среди них были те, кто запускал первый спутник Земли, причастен к старту Гагарина. Время проводило ветеранов на отдых, но традиции первопроходцев не утратились. А они в том, чтобы уходили ракеты в космос в полной исправности и в полной готовности выполнить заданную программу, чтобы не было случайностей, срывов и сбоев, которые чреваты тяжелыми потерями и техники, и людей. К сожалению, в истории Байконура случалось и то, и другое.

Монтажно-испытательный корпус чем-то напоминает док судостроительной верфи. На разноэтажных фермах хитросплетение трубопроводов, кажущийся хаос из кабелей и проводов, лабиринт проходов и подходов. Под металлом обшивки и головным обтекателем ракеты запрятаны тысячи приборов и устройств, взаимосвязанных и автономных, действующих по командам с Земли или сообразно программе, заложенной в память электронных машин. Большие и малые двигатели, насосные агрегаты, баки с горючим и окислителем... И всюду люди в пластмассовых касках и халатах, как врачи, вплетают в тело космического носителя его нервы - сложную автоматику и электронику, которая потом будет вести ракету и корабль по заданной траектории, в заданную точку космического пространства.

На стартовом комплексе халаты сменят на комбинезоны, а каски останутся, и начнется новый этап работ под открытым небом. И ничто - ни пронизывающие и леденящие ветры зимы, ни несущие песок и пыль суховеи жаркого лета, ни резкие перепады температур не укоротит и не удлинит предстартовый цикл. График будет соблюдаться и днем, и ночью, и в снежную пургу, и в дождь, тут же превращающийся в наледь, и в сорокаградусное пекло. Военные привычны ко всему...

Готовят старты труженики Байконура, они же проводят пуски "Союзов", "Протонов", "Циклонов", "Энергии". И в этом не только суть их профессии, не только должностные обязанности, но и содержание их труда.

Неукротимая поступь времени усложняет их работу. Мощнее и сложнее стали ракеты, иными компонентами и в иных объемах заполняются их баки. Жидкий водород, которым заправляют "Энергию", требует своей технологии, своих контрольных операций, иных критериев герметичности. Топливо "Протона" - особой осторожности. От тех, кто проводит предстартовые проверки, кто дает свое заключение о готовности носителя к пуску, кто стоит у перископа в пусковом бункере и отдает последние команды, требуется исключительная четкость, техническая грамотность, знание устройства сложнейшего комплекса до последней пружинки и проводка, которые в момент нажатия пусковой кнопки выдают сигнал на устройство запуска двигателей. И, конечно, ответственности, ибо в руках этих людей та неукротимая гигантская сила, которая отрывает тысячетонные конструкции от Земли и мчит их в космическую даль, обжигая и заставляя содрогаться саму землю и само небо.

В руках этих людей сложнейшая и чувствительнейшая электронная аппаратура - "мозг", указывающий ей путь, диктующий ее скорость и время выполнения тех или иных маневров, последовательность программных действий... Словом, они отвечают за беспрекословную исполнительность, надежность всего того, что есть в ракетно-космическом комплексе, от тех самых проводков и пружинок до головоломных и многосложных автоматических систем. Сотни километров проводов, тысячи и тысячи узлов и деталей. Все "прозвонить", все проверить и дать заключение...

Испытатели Байконура живут в городе Ленинске, на берегу Сырдарьи, трудятся, преодолевая капризы природы, размышляют о жизни, мечтают, любят, вносят свой вклад в космическую летопись Отчизны... Первопроходцы. Земленавты! Люди, начинающие работы с "нулевого цикла", заслуживают именно таких оценок и определений. "Нам нужно всем так работать, как работают на космодроме над решением поставленных задач: быть патриотом своей страны, жить и работать по совести, компетентно выполнять порученное дело", - сказал М.С.Горбачев во время пребывания на Байконуре.

Трудно назвать всех поименно. И причина, полагаю, вполне ясна, и все-таки...

Старший лейтенант Вадим Анатольевич Балабан родился в Казани, по образованию военный инженер, специалист 1-го класса, требовательный и заботливый командир, отлично проявил себя при подготовке системы электроснабжения монтажно-заправочного комплекса к опытно-испытательным работам, обслуживаемые его расчетом системы функционировали безотказно. Что еще? Член КПСС, партийный билет вручен, когда орбитальный корабль "Буран" вместе с ракетой-носителем был вывезен из МИКа...

Подполковник Борис Афиногенович Долгополов родился в 1948 году в семье военнослужащего, член КПСС. За годы работы на Байконуре прошел путь от инженера-испытателя до начальника испытательной стартовой группы, мастер своего дела, принимал непосредственное участие в подготовке и запуске космических кораблей "Союз" с международными экипажами, награжден орденом Красной Звезды, ныне является заместителем руководителя работ на посадочном комплексе "Бурана".

Полковник Эдуард Ильич Савин уроженец города Житомира, на космодроме Байконур с апреля 1967 года, член КПСС, в расчете руководит испытаниями систем заправки криогенными топливами ракеты "Энергия". Активно участвует в научной, рационализаторской и изобретательской работе, имеет 120 авторских свидетельств, умело передает свой богатый практический опыт и теоретические знания молодым испытателям, воспитывает у них творческое, самоотверженное отношение к выполнению служебных обязанностей.

Капитан Николай Иванович Махинов родился в Воронежской области в год старта Гагарина, по специальности инженер, занимается эксплуатацией радиоэлектронных средств, член КПСС, за три года службы на Байконуре прошел путь от инженера отделения до заместителя начальника группы первого номера расчета по испытаниям многоразового космического корабля "Буран". В ходе последних работ показал глубокие знания, тонкое понимание происходящих в системах процессов, своевременно реагировал на малейшие отклонения, много сил приложил для оперативного анализа контрольных параметров.

Рядовой Александр Викторович Шарпар - член ВЛКСМ, старший электрик, имеет одиннадцать поощрений за отличное выполнение специальных работ, ответственный и обязательный человек, умеет держать слово, поставленные задачи выполняет исключительно добросовестно, смену несет бдительно, технику изучил в совершенстве, служит примером выполнения воинского и комсомольского долга.

Коммунист Владимир Евгеньевич Гудилин, генерал-майор, возглавляет испытательную службу Байконура, которая занимается универсальной ракетно-космической транспортной системой "Энергия". Специалист высочайшего класса. Профессионально, как этого требует дело, оперируя большими материальными и людскими ресурсами, Гудилин сверх того буквально во все вносит неудержимое творческое стремление, радость открытия, преодоления.

- Не только математики решают сложные задачи. Есть задачники для испытателей, где в многотомных описаниях подробно разбираются различные "критические" ситуации. Можно выучить эти книги наизусть, а жизнь все равно подбросит задачу без ответа, - говорит Владимир Евгеньевич о своей работе и добавляет: - Конструкторам, ученым, всем, кто осуществляет космические программы, нужны не эмоции, а результаты нашей работы. К ним мы и стремимся.

Что ж, это, пожалуй, так. Но есть еще и главный секрет, как сделать работоспособной сложнейшую технику, как добиться нужных результатов в осуществлении космических программ. Этот секрет - в повседневной работе с людьми, заботе о них, влиянии на сознание и поведение инженеров-испытателей, операторов, связистов, всех, кто готовит и отправляет на звездные трассы посланцев Земли.

Расскажу и о политработнике подполковнике Сметанине Владимире Михайловиче. За двадцать лет службы завоевал доверие и глубокое уважение коммунистов, беспартийных, ветеранов и молодежи. Ему свойственны близость к людям, чуткость, душевная теплота, внимание, умение каждому вовремя сказать доброе слово. Партийная организация, которую длительное время возглавлял Владимир Михайлович, активной политической работой, высоким примером коммунистов обеспечила настрой людей на успешное проведение летных испытаний универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия" с многоразовым орбитальным кораблем "Буран".

Я назвал далеко не всех. Да и саму их работу старался не приукрашивать. В общем, мне хотелось рассказать об обычных, ничем особенно не выдающихся, кроме, конечно, того, что все они великолепные специалисты, людях. Испытания, как известно, могут приносить радость и огорчения. Те, кто трудится на Байконуре, делают все, чтобы каждый полет приносил результаты, был новым шагом на пути дальнейшего постижения тайн космоса на благо человека.

Генерал-лейтенант И. Куринный.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru