Калининградская правда (г.Королев)
19 мая 2007 года, N053

Двадцать лет спустя

15 мая 1987 года с космодрома Байконур был успешно осуществлен запуск самой мощной в мире ракеты "Энергия". Двадцать лет спустя, 15 мая 2007 года, в ракетно-космической корпорации "Энергия" собрались те, кто в свое время работал над этим беспрецедентным проектом. На торжественное собрание, посвященное знаменательной дате, пришли не только сотрудники корпорации, но и их коллеги: ученые и конструкторы, бывшие и нынешние руководители предприятий-смежников. Ведь в реализации этого проекта участвовали 1206 предприятий и организаций, почти 100 министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик СССР. Работы по "Энергии" велись с конца 1970-х годов до начала 1990-х годов, когда перестройка и последующий распад СССР привели к закрытию проекта. "Энергия" стартовала дважды, в том числе она вывела на орбиту многоразовый корабль "Буран". Поэтому сдвоенное название "Энергия" - "Буран" сегодня более узнаваемо. Однако первый запуск ракеты был еще без отечественного космического челнока. Масса ракеты составляла 2400 тонн, она могла выводить на орбиту грузы массой в 100 тонн и более, в том числе орбитальные станции и крупные космические аппараты. Боковые блоки "Энергии" работали на жидком кислороде и керосине, а центральный ракетный блок - на жидком кислороде и жидком водороде. Длина ракеты составляла 59 метров, максимальный поперечный размер - 16 метров.

На ракете "Энергия" стояли самые мощные на тот момент в мире двигатели РД-170 производства химкинского "Энергомаша". Эти двигатели считались одним из ключевых узлов системы. Разработка двигателей первой и второй ступени находилась под особой опекой генерального конструктора королевской фирмы В. Глушко - под его авторским надзором. "Это был центр всей разработки, ведь известно: будет двигатель - будет ракета, - вспоминает работавший в то время известный конструктор-двигателист Б. Соколов. - Если бы мы продолжали заниматься этим проектом, то были бы далеко впереди американцев и китайцев, а сейчас вот пытаемся от них не отстать..."

Действительно, а что же сейчас? Двигатели, когда-то разрабатывавшиеся для "Энергии", сегодня используются на... американских ракетах. Американцы с удовольствием покупают их у российских производителей.

Как отметил выступивший на торжественном собрании президент, генеральный конструктор РКК "Энергия" Николай Севастьянов, развитие практической космонавтики еще потребует разработки сверхтяжелых ракет-носителей, подобных универсальной ракете сверхтяжелого класса "Энергия". "Думаю, реализуя лунную и марсианскую программы, продвигаясь в освоении космического пространства, мы должны будем создать ракету такого класса", - сказал Н.Севастьянов. Кроме того, по его словам, очень скоро сверхтяжелые ракеты-носители, работающие на экологически чистых компонентах топлива (кислород и водород), обязательно потребуются для вывода на орбиту крупных промышленных объектов, необходимых для получения новых материалов и технологий. Есть и еще один важный момент, о котором говорили многие выступавшие. По их мнению, именно ракета-носитель "Энергия", созданная по заказу военного ведомства, в свое время остановила гонку вооружения.

После ее старта весь мир убедился в промышленной мощи нашего государства, и сегодня эту мощь необходимо возрождать. Тем более что работы над ракетой "Энергия" позволили накопить ценный опыт для разработки новых носителей. Нужны лишь определенная политическая воля и средства, и тогда наша страна сможет реализовать новый подобный проект.

Нина ИВАНОВА.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru