Строительная газета (г.Москва)
11 мая 2007 года, N019

Объекты особого назначения
Полвека на строительстве космодромов

Этот год выдался богатым на космические юбилеи. Одна из таких круглых дат - 50-летие начала строительства космодрома Плесецк. Он встречает юбилей в неплохом состоянии.

Сегодня Россия строит новый космодром на территории бывших "конкурентов" - во Французской Гвиане. Со стартовой площадки планируется запускать "Союзы" - ведь с экватора космические запуски выгоднее, рентабельнее, чем с приполярного Плесецка. Впрочем, надо разобраться в прошлом и настоящем, чтобы предугадать будущее. И мы решили побеседовать с одним из старейших и опытнейших военных строителей страны Г. М. Питалевым. Он прошел путь от командира строительной роты до начальника строительства стартовой площадки наземного комплекса гидроструктуры для МКС "Энергия - Буран" на Байконуре.

- Герман Михайлович, каким вам запомнилось начало ракетно-космической эры в СССР?

- В январе 1957 года вышло постановление Советского правительства о начале строительства первых боевых стартовых площадок в районе железнодорожной станции Плесецкая Архангельской области. В феврале эшелон нашего батальона в составе 35 вагонов с техникой и личным составом прибыл на станцию назначения. Местом разгрузки выбрали большую поляну среди гигантских сосен архангельской тайги. Она была покрыта полутораметровым слоем снега. Ночевали в вагоне. Ранним утром 1 марта в сорокаградусный мороз машинист разбудил меня и сказал: "Паровоз уходит". И мы остались одни среди тайги.

Тогда еще и проекта организации строительства не было, сам старт тоже четко не обозначили. Но начали копать землю, рыть котлован. Потом зашумели бетономешалки. Первый объект делали почти два года. Ввели его в строй в декабре 1959 года. То была первая очередь советского ракетно-ядерного щита.

- Ваша служба как бы повторила контуры военной стратегии страны. Вы имели отношение к строительству других объектов стратегического назначения?

- Американцы своими угрозами вынуждали принимать адекватные меры. Поэтому СССР сменил в своей истории военно-стратегической доктрины несколько приоритетов. До 1950-х годов ставка делалась на стратегическую авиацию как на средство доставки атомного оружия на территорию противника. Началось массовое строительство военных аэродромов. И я после окончания военно-инженерной академии работал на их сооружении. Могу назвать "Большое Савино" под Пермью, затем Лахта, Север. К тому времени, когда мы приступили к масштабному возведению взлетных площадок, американцы уже имели 1500 самолетов-носителей атомных и водородных бомб. А у нас насчитывалось всего 150 специальных стратегических бомбардировщиков. Диспропорция очевидна. Тогда в стране появилась иная концепция развития военного комплекса - межконтинентальные баллистические ракеты. Идея принадлежала, между прочим, маршалу Г. К. Жукову.

Известный Ален Даллес в своих воспоминаниях признавался, что американцы проворонили этот поворотный момент. Меня одним из первых направили на строительство ракетного полигона в Плесецк. Я был участником строительства первых двух наземных стартплощадок для боевых ракет Р-16. Но американцы потом все-таки нас обогнали. Другие стартовые объекты мы создавали, "дыша им в затылок". Нам пришлось построить примерно 150 стартовых оснований для ракет разных типов. То меня бросали в Омск, то в Красноярск, то в Поволжье, то в Подмосковье. Наши стартплощадки впоследствии стали использоваться для Космических войск. В Плесецке мы соорудили четыре площадки для запуска спутников, на Байконуре две - для запуска космонавтов, три - для "Энергии-Бурана", столько же - для сверхмощной ракеты "Протон". Кроме того, я участвовал в строительстве двух радиолокационных станций, входящих в систему предупреждения ракетного нападения. Одна - в районе Чернобыля (после аварии на АЭС она была демонтирована), другая в Азербайджане - "Дарьял".

- В основание космодрома Байконур вы тоже заложили камень?

- Да. В марте 1978 года я был назначен начальником строительства комплекса знаменитой многоразовой орбитальной ракетно-космической системы "Энергия-Буран". После фантастических достижений предыдущего десятилетия на Байконуре царило некоторое затишье, можно даже сказать, застой. Но через два года дышавший на ладан строительный комплекс космодрома был реанимирован. Самая масштабная стройка конца XX века, начатая в 1978 году, набрала необходимые обороты. Мы заложили основание будущего стартового комплекса для "Энергии-Бурана".

- Вы говорите об этой стройке, как о достижении, а между тем в обществе по поводу того проекта сложилось, мягко говоря, неоднозначное мнение. Многие годы мы наблюдали, как советский двойник "Шаттла", совершив один испытательный полет, долгие годы служил аттракционом для посетителей московского ЦПКиО им. М. Горького. У вас не осталось чувства горечи от того, что труд пошел насмарку?

- Мы, специалисты, причастные к строительству "Энергии-Бурана", прекрасно знаем, что комплекс свою задачу важнейшего государственного значения выполнил. Американский "Шаттл" ведь тоже создавался не только для доставки космонавтов к космическим станциям, но также и как важный элемент программы СОИ. Над нашей страной тогда нависла угроза глобального военного превосходства США. Наш комплекс создавал те же компоненты, что и американская система обнаружения и перехвата ракет в космосе. Это был наш симметричный ответ американцам. Наши заокеанские соперники потратили на проект 50 миллиардов долларов. Увы, у них ничего не получилось. И это потому, что сама задача перехвата ракет в космосе на уровне прежних достижений техники была неосуществима.

Создание комплекса "Энергия-Буран" стало в то время высшим достижением отечественной космонавтики. Были два испытания, и оба удачные. Один пуск ракеты-носителя, другой - всего комплекса в автоматическом режиме. А вообще-то старты ракет нередко оканчиваются неудачей. Нужно не меньше сорока пусков, чтобы довести носитель "до ума".

- В те годы экономика и промышленность страны, особенно военная, выступали в роли локомотива развития народного хозяйства. Не так ли?

- Безусловно. Ресурсы, которые сосредотачивались в военно-промышленном комплексе, были колоссальные, в том числе и людские. Только в нашем Главном управлении специального строительства Министерства обороны насчитывалось около 250 тысяч человек, а всего - больше миллиона военных строителей. В 1950-е годы за 10 лет ими построено более ста аэродромов. И Шереметьево, и Домодедово, и Внуково - все это изначально создавалось для Военно-Воздушных Сил. Все аэродромы от Европейской части СССР до Владивостока построили военные строители. С 1960 по 1972 годы на боевое дежурство было поставлено почти 40 ракетных дивизий. А что такое ракетная дивизия? Это - сотни километров автомобильных и железных дорог, кабельных сетей, линий электропередачи.

- Но эта военная гонка надорвала экономику страны...

- Кто вам сказал? Например, на "Энергию-Буран" затрачено 11-12 миллиардов долларов. Для такой огромной страны, как наша, - не разорительная сумма. Государственная система разрушилась по причине своей неэффективности. Я могу это утверждать с полным правом, потому что находился в самой ее сердцевине. Вспоминаю, как шло строительство старта для того же комплекса "Энергия-Буран". Строительная система была четко организована. Но кооперация со смежниками давала чудовищные сбои. Часть ресурсов - щебень и цемент - шли тогда из Казахской ССР. Я докладывал тогдашнему руководителю республики Д. А. Кунаеву, что мы ощущаем дефицит этих материалов и не можем завершить строительство в установленные сроки. А он ответил: "Ничего, как-нибудь выкрутитесь". Виноват был и Госплан страны. Не мог четко отладить экономический механизм. Иногда случалось и так: готовы старты, строители и монтажники свою задачу выполнили, а ракеты еще нет - она проходит испытания.

Некоторые ракетные комплексы делались под эгидой Министерства среднего машиностроения СССР. Ему однажды поручили построить несколько стартовых объектов, но через год их передали в распоряжение более опытной организации ГУСС во главе с генерал-лейтенантом М. Г. Григоренко. Работало оно безукоризненно благодаря прекрасным организаторским качествам руководителя. На таких компетентных и ответственных специалистах держался социализм. Когда ушло то поколение - его сменили приспособленцы и все рухнуло.

- Построенные военными строителями объекты еще служат современной России?

- Многие специалисты утверждают, что уровень ракетно-ядерного комплекса отвечает современным требованиям, естественно, при условии постоянной его модернизации. Обычно ракетный старт обновляется таким образом: огневой проем, лоток газодинамический остаются, а вся технологическая начинка сменяется, и прежде всего - электроника. Каждый из трех стартов Плесецка сейчас действует, хотя и подвергается то модернизации, то переделке. То есть отдачу от труда военных строителей прошлых десятилетий военное ведомство еще получает.

Но, к сожалению, значительная часть стартов, которыми занимался непосредственно я, уничтожена: Связано это не с плохим качеством, а с изменениями в стратегической доктрине страны. В 1980-х годах прошло сокращение ракет средней дальности, под эту программу попали и "мои" старты. "Легких" ракет было около 1200, а сверхтяжелых - почти 300. Сейчас, говорят, на боевом дежурстве находится примерно 300 единиц. Остальные стратегические вооружения "пересадили на колеса": ими оснастили мобильные установки, на которые и сделали ставку наши военные. Передвижные комплексы трудно засечь. Кстати, их назначение - ответный удар. А упреждающий может быть нанесен только ракетами наземного базирования, которые в любую секунду готовы взлететь. Поэтому сохранен один из построенных мною стартов - Татищево. Он приспособлен под новейшие ракеты "Тополь-М".

В космической отрасли очень многое решает инфраструктура. Запускать пилотируемые аппараты - дело сложное, требует всесторонней подготовки. Вот хотели отправлять космонавтов с Плесецка, долго готовились к этому, хотя стартплощадки абсолютно такие же, как на Байконуре. Но плохая инфраструктура не позволила осуществить замысел. На Байконуре она создавалась с 1957 года. Так что экономически и социально он оправдывает себя. Кстати, нынешним владельцам космодрома платят не деньгами - там целая система взаимных зачетов.

Будем надеяться, что и Плесецк еще послужит, в том числе построенная под моим руководством двухсотая площадка, откуда теперь взмывают в космос сверхмощные "Протоны"...

Примечание web-мастера: Площадка 200, с которой стартуют "Протоны", расположена на Байконуре.

Андрей МЕЛЬНИКОВ.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru