Казахстанская правда (Алмааты)
14 июня 2005, N155
История уникальной аренды Байконура показала способность сторон договариваться и находить компромиссные решения по самым острым и актуальным вопросам. К моменту торжеств, посвященных пятидесятилетию космодрома, среди принципиальных вопросов нерешенных практически не осталось. Текущие рассматриваются в рабочем порядке. Хотя для иных это растягивается на годы. Один из таких вопросов - трагическое событие, происшедшее на космодроме 12 мая 2002 года. В тот день в 11 часов 40 минут местного времени на площадке 112 обрушилась кровля третьего, четвертого и пятого пролетов МИК - монтажно-испытательного корпуса.
В тот момент проводились ремонтные работы. В результате аварии семь человек - граждане Казахстана - погибли. Фактически сразу же прокуратурой РФ было возбуждено уголовное дело. Изначально рассматривалось шесть версий трагедии. Однако и спустя три года совместная группа экспертов, созданная госорганами двух стран, имеет расхождения по вопросу, имеющему принципиальное значение: что послужило причиной и с какой точки началось разрушение покрытия МИКа. В канун юбилея космодрома прошло шестое, заключительное заседание совместной группы экспертов, которое только закрепило позиции сторон, но не сблизило.
Что и было отражено в протоколе. Тема, несмотря на завершение работы экспертов, не закрыта. Как отмечается в протоколе, подписанном руководителями сторон (от российской - В.Прохоровичем, от казахстанской - М.Молдабековым), россияне считают необходимым провести публичную защиту альтернативных версий обеими сторонами в расширенном составе экспертных групп. При этом заседание предлагается провести по принципу защиты на диссертационном или ученом совете, в состав которого входят независимые специалисты. Казахстанские эксперты считают работу совместной группы завершенной ввиду ясности вопроса о месте начала аварии и причин, ее вызвавших.
- Экспертам не удалось прийти к согласованному мнению по ключевым факторам, - комментирует документ член комиссии, кандидат технических наук профессор Марат Шимырбаев. - Нам совершенно ясны причины трагедии, которые подтверждены расчетами. Мы считаем, что эпицентр аварии локализован в зоне установки мачты, и главная причина ее обрушения - технологические просчеты. Авария произошла из-за падения мачты высотой 60 метров, установленной на крыше здания в октябре 2001 года. Россияне считают основным природный фактор: обильные дожди, вызвавшие насыщение водой утеплителя, а также большой вес поднятых на крышу строительных материалов. Нам очень важно было достичь консенсуса. Во-первых, для того, чтобы окончательно решить вопросы выплаты компенсаций. Во-вторых, чтобы избежать повторения аналогичных аварий. И хотя в процессе трехлетнего следствия российские эксперты согласились с рядом ошибок, отмеченных казахстанскими специалистами, сейчас восстановление третьего пролета МИКа на площадке 112 производится с нарушениями строительных норм. Стропильные и подстропильные фермы устанавливаются на деформированные вторые ступени колонны. Проект восстановления пролета не согласован с арендодателем. У нас это вызывает беспокойство.
Как отмечается казахстанскими экспертами, системный анализ показал, что версия специалистов РК имеет большую величину суммарного коэффициента непротиворечий, чем версия специалистов РФ. Причем по группе объективных факторов.
Точку в споре экспертов, по всей видимости, поставит подкомиссия по комплексу Байконур межправительственной комиссии России и Казахстана по сотрудничеству.
Алевтина ДОНСКИХ
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru