Труд
18 февраля 2004 года,
N 030
"Мечта" еще сбудется
Корреспондент "Труда" оценил самый крупный в мире авиалайнер
Я с волнением поднимался по крутому служебному трапу уникального лайнера "Мрия", то есть "Мечта". Среди других грузовых самолетов, стоявших в заснеженном аэропорту "Гостомель" авиационной фирмы "Антонов", он возвышался исполином. Даже тяжеловес "Антей", прогремевший на весь мир четверть века назад, казался карликом на фоне Ан-225.
Аэродромная обслуга сбрасывала с огромных крыльев снег, механики возились у передних стоек шасси. Но это были обычные, регламентные работы, речь о подготовке к полету не шла. Они для "Мрии" нынче редкость.
Этот лайнер создавался 20 лет назад с одной целью - для перевозки и возможных стартов с его подвески орбитальных кораблей многоразового использования "Буран". В пику "загнивающему капитализму" на базе "тяжеловеса" "Руслан" ученые и конструкторы буквально за несколько месяцев построили самолет, способный поднять и перевезти на тысячи километров груз в 250 тонн!
комментарий web-мастера: Ан-225 создавался для воздушной транспортировки "Бурана" и крупногабаритных агрегатов РН "Энергия", а также в качестве воздушной стартовой платформы для запусков Многоцелевой авиационно-космической системы - МАКСа. |
- Первый полет мы совершили 21 декабря 1988 года, - рассказывает мне Герой Украины, летчик-испытатель и командир "Мрии" Александр Галуненко. - Машина поднялась легко, была очень послушной в управлении и вообще вела себя прекрасно.
Сразу подумалось: счастливой должна быть судьба этого исполина.
- А "Буран" когда взвалили на себя?
- Уже в мае 1989 мы прибыли на Байконур, волнений, скажу вам, было больше, чем накануне первого полета. Всех тревожил вопрос - как поведет себя машина на старте и в воздухе с такой махиной наверху? Расчеты расчетами, а на практике всякое бывает. Но все обошлось хорошо.
- А очень тяжелым был многоразовый корабль?
- Сегодня это уже не тайна - 52 тонны. Подобный челнок, но весом поменьше, должен был стартовать прямо с "Мрии" при помощи ракетной системы "Энергия". На этот случай заднее оперение предусмотрели - не такое, как у "Руслана".
- Александр Васильевич, а с "Энергией" вы тоже летали?
- К сожалению, нет. Только начали готовиться к новым испытаниям, нам приказывают вернуть "челнок" в Байконур, разгрузиться. Вскоре узнали, что космическая программа "Энергия-Буран" вообще свернута. Разочарований было много.
- Говорят, тогдашний генсек Михаил Горбачев все же побывал у вас на борту?
- Вместе с Раисой Максимовной. В феврале 1989 года он прилетел в Киев, чтобы устроить разгон первому секретарю ЦК КПУ Щербицкому, с которым у него не складывались отношения. Вот тогда местные власти и решили сразить гостя достижениями, показав ему, словно ненароком, "Мрию".
За пару часов до прилета Горбачева машину перегнали в "Борисполь" с заводского аэродрома и поставили на видное место. Пройти мимо, не заметив трехэтажного исполина, было никак нельзя.
Как только Горбачев поднялся с Щербицким и несколькими высокими чинами, мы тут же подняли входные двери и отсекли всех остальных. Ну охрана просто опешила, оказавшись снаружи самолета. Зато этот "маневр" позволил продлить пребывание генсека на борту до 40 минут.
Поднимался Михаил Сергеевич с Раисой Максимовной и на вторую палубу, в кабину пилотов. Посидел в кресле командира. Вопросов мало задавал, все больше осматривался. Полетать же на уникальной машине они особого желания не изъявили, хотя Галуненко намекал. Гости наблюдали за стартом и полетом лайнера у взлетно-посадочной полосы.
- Я тогда сделал пару изящных виражей, - вспоминает Александр Васильевич. - Мы заправили машину по минимуму, чтобы облегчить вес. В воздухе она смотрелась величавой и маневренной, несмотря на свой огромный вес и размах крыльев в 90 метров.
Но судьба распорядилась по-своему. Триумфальное шествие "Мрии" с распадом Союза завершилось прозябанием. В Украине, провозгласившей независимость, для завершения испытаний и доводки "машины XX века" денег не было. Может, "Мрию" давно бы сдали в металлолом, если бы Авиационный научно-технический комплекс "Антонов" не возглавлял главный конструктор Петр Балабуев. Он нашел способ, как поставить лайнер на крыло. Этому косвенно помог Михаил Горбачев. В день визита на "Мрию" он дал добро на создание при авиазаводе коммерческой структуры для грузоперевозок.
Ныне она называется "Авиалинии Антонова". Эта авиакомпания и заработала для "Мрии" значительные суммы. Их хватило, чтобы оживить застывшую груду металла. Понадобилось почти два года, чтобы модернизировать и реставрировать самолет. По сути, дать ему второе дыхание.
Летом 2001 года Ан-225 совершил свой первый после семилетнего простоя взлет. Эту миссию вновь доверили экипажу А.Галуненко. 11 сентября того же года он установил в одном полете аж 110 мировых рекордов - по весу лайнера, груза, дальности полета и т. д. По этому случаю имя пилота было внесено в Книгу рекордов Гиннесса. "Мрия" получила все нужные сертификаты и открыла себе путь на любой континент. Но тогда это достижение оказалось не замеченным: в тот день все телеканалы и радиостанции мира говорили о трагедии в Нью-Йорке.
- И много коммерческих полетов сделала "Мрия"? - спрашиваю нынешнего командира корабля Анатолия Моисеева.
- За прошлый год мы выполнили 28 рейсов, - ответил он. - Перевозили в среднем 160 тонн на рейс. Мало, конечно, потому что машина по своим возможностям гораздо сильнее "Руслана". Но я надеюсь, что трудности временные. Ведь "Мрия" - это "мечта". А она когда-нибудь обязательно сбудется.
Станислав ПРОКОПЧУК,
соб. корр. "Труда". КИЕВ
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru