Патриот (г.Москва)
18 ноября 2003 года,
N 047
Прерванный полет
КТО ОТВЕТИТ ЗА УНИЧТОЖЕНИЕ УНИКАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "БУРАН", РАВНОЙ КОТОРОЙ НЕ БЫЛО В МИРЕ КАК 15 ЛЕТ НАЗАД, ТАК И СЕГОДНЯ? |
С помощью транспортного самолета ВМ-Т "Атлант" (переоборудованный стратегический бомбардировщик ЗМ) на Байконур были доставлены 2 летных экземпляра "Бурана", топливные баки РН "Энергия"... Эксплуатация орбитального корабля предусматривала как пилотируемый, так и беспилотный автоматический режим полета и посадки. К полету на "Буране" долго и тщательно готовилась группа летчиков-космонавтов в составе: Иван Бачурин, Алексей Бородам, Игорь Волк (командир группы), Анатолий Левченко, Владимир Мосолов, Анатолий Соковых, Римантас Станкявичус, Александр Щукин.
К лету 1988 г. основные работы по созданию системы "Буран" были завершены. Совет главных конструкторов доложил руководству страны о готовности к запуску МРКК "Энергия-Буран". Было принято решение осуществить запуск в канун 71-й годовщины Октябрьской социалистической революции и намечена дата - 29 октября 1988 г. В этот день ОК "Буран" в "пакете" с РН "Энергия" уже стоял на стартовой площадке. АО старта оставалась минута. Шел отсчет времени. За 51 секунду до запуска прекратился предстартовый отсчет, и табло на КП высветило: "Аварийное прекращение пуска". Причина? Несвоевременно отделилась от ракеты "плата прицеливания" (система азимутального наведения). Запуск орбитального корабля был перенесен на 15 ноября.
ТРИУМФ "БУРАНА"
День 15 ноября 1988 года вошел в историю отечественной космонавтики как особый день. Мир рукоплескал советским ученым, инженерам, специалистам, строителям, успешно воплотившим грандиозный проект. С космодрома Байконур сверхмощная РН "Энергия" вывела ОК "Буран" в триумфальный полет вокруг Земли.
По свидетельству участника легендарного события члена оперативной межведомственной группы полковника В.А.Долинченко и сведениям из других достоверных источников удалось воссоздать картину того памятного дня.
К 5 часам утра начала портиться погода. Нависла низкая облачность до 10 баллов. Дул сильный порывистый ветер. Температура воздуха колебалась в пределах - 2 ° - 3 ° С. Влажность - 88%. Появилась реальная опасность обледенения ОК и ракеты. Если ледяная корка достигнет 2 мм или более, пуск придется откладывать, так как при старте может быть повреждена термозащита ОК. Напряженно ждали уточнения прогноза.
На посадочном комплексе - боковой ветер около 10 м/сек. Произвели замеры сцепления колес с поверхностью взлетно-посадочной полосы. Коэффициент сцепления был в норме. Метеослужба дала прогноз на обледенение - 1,7 мм. Это на пределе. Очередной доклад метеослужбы был неутешительный: штормовое предупреждение, морось, ветер - до 19 м/сек, порывы - до 20 м/сек. Напряжение нарастает: неужели снова придется откладывать старт? Драматизм ситуации в полной мере могли оценить только те, кто находился на КП и принимал решения. Заслушивались доклады и предложения. Главные конструкторы высказались за пуск. Их поддержал руководитель боевого расчета генерал-майор В.Гудилин.
Отдана команда на запуск. Под ракетой вспыхнуло пламя. Клубы дыма, окутывая стартовый стол, создали вокруг спаренных "Энергии" и "Бурана" завесу. Через несколько секунд РН как бы нехотя оторвалась от стартового стола и, качнувшись, медленно пошла вверх. Служба времени отфиксировала этот миг: 6 часов 00 минут московского времени. Только РН и ОК вышли из газовой шубы на свет, как тут же нырнули в серое облако и исчезли. Полет проходил нормально.
Ракета-носитель выполнила свою задачу безупречно. Выработав топливо в заданное время, отделились все блоки 1 и 2-й ступени и упали на землю полудикой казахстанской степи или сгорели в плотных слоях атмосферы. Через 8 минут после старта "Буран" включил маршевые двигатели. Высота над поверхностью Земли около 150 км. Выполняется довыведение ОК на рабочую орбиту высотой до 260 км собственными средствами. "Буран" благополучно дважды обогнул планету Земля.
На борт передаются и закладываются в банк данных системы уточненные данные о скорости и направлении ветра. В 8 часов 20 минут в последний раз включается маршевый двигатель и отрабатывает заданную величину скорости. "Буран" начинает снижаться и через 30 минут "цепляет" атмосферу. В 8 час 55 мин взлетел МиГ-25, управляемый летчиком-испытателем М.О.Толбоевым, для встречи орбитального корабля. В 9 часов И минут ОК "Буран" находился на высоте 50 км и на удалении 550 км от посадочного комплекса. Поступили доклады: "Корабль обнаружен средствами посадочных локаторов!", "Системы корабля работают нормально!"
ОК пришел в прицельную зону - на рубеж 20 км - с минимальными отклонениями. Благодаря искусству пилота МиГ-25 на экране уверенно наблюдалось четкое телеизображение "Бурана". На высоте 4 км - выход на посадочную глиссаду. Еще минута - и выпуск шасси. И вот уже из-за нижней кромки облаков вынырнул ОК. В 9 часов 24 минуты 42 секунды после выполнения орбитального полета и прохождения почти 8000 км в верхних слоях атмосферы, опережая всего на 1 секунду расчетное время, корабль, борясь с сильным встречно-боковым ветром, мягко касается бетонной поверхности в 400 м от торца полосы. Раскрылись тормозные парашюты, гасится скорость. "Буран" замирает напротив ОКДП. Отклонение от расчетной точки касания на ВПП оказалось равным 15 м в продольном направлении и в 3 м от оси полосы. Красивая, изящная посадка тяжелого многотонного корабля! По мнению специалистов, самый хороший летчик не смог бы посадить "Буран" лучше.
Все, кто наблюдал за полетом и посадкой "Бурана", испытали глубокое чувство восторга, неподдельной радости. Это был поистине триумфальный полет. Люди испытывали чувство гордости за свою причастность к этому важному делу, новой большой победе в освоении космического пространства, к которой шли многие годы. Взрыв эмоций. У многих слезы радости на глазах Восторг и ликование! Пожимали друг другу руки, обнимались.
Первыми корабль обследовали пожарные, радиационные и химические команды. Обследование состояния "Бурана" показало, что все в норме. Со стартового комплекса прибыла большая группа руководителей, генеральные и главные конструкторы, министры, заместители министров, генералы. Каждому хочется взглянуть на родное детище, прикоснуться.
Через 2 часа после посадки усилился ветер, началась пурга. Однако непогода не стала помехой для проведения торжественного митинга. Он состоялся в монтажно-испытательном корпусе. Перед собравшимися выступили председатель Государственной комиссии министр общего машиностроения В.Х.Догужиев, генеральный конструктор Ю.П.Семенов, главный конструктор "Бурана" Г.Е.Лозино-Лозинский и другие руководители космической отрасли, промышленности, строителей. Они тепло поздравили участников митинга с новым достижением в освоении космического пространства. Триумф отечественной космонавтики! Многолетний труд увенчался успехом. Люди ликовали, ощущая сопричастность к новому взлету нашей науки и техники. Усилия сотен тысяч людей, трудившихся в разных уголках нашей необъятной Родины - Союза Советских Социалистических Республик удалось довести уникальный проект до победного конца.
... За триумфом на Байконуре с ликованием следила по телевидению вся страна. Миллионы людей наблюдали, как наш "Буран" приземлился на идеально гладкую полосу и замер в заранее обозначенной для него "точке". Взрыв восторга: свершилось! В сообщении ТАСС было сказано: "В Советском Союзе с помощью суперракеты "Энергия " выведен на околоземную орбиту 105-тонный многоразовый орбитальный корабль "Буран". После двух витков вокруг Земли он успешно завершил полет автоматической беспилотной посадкой на аэродроме "Юбилейный".
Эта сенсация облетела весь мир: новая победа Советской страны! Разве могло прийти тогда кому-нибудь в голову, что не пройдет и двух лет - найдутся силы, которые разрушат великую страну, ее экономику, разворуют ее богатства, превратят нас в сырьевой придаток Запада, доведут большинство населения до нищеты?!
ТРАГЕДИЯ "БУРАНА"
После триумфального полета "Бурана" началась его
трагедия. Он оказался вроде бы никому не нужным, заброшенным, забытым. По случаю
золотого юбилея прославленного 130 УИРа на Байконуре побывала экспедиция
ветеранов-строителей. Один из ее участников В.Н.Галенко так выразил свои
впечатления: "Мы мотались в автобусе по памятным местам в городе и к вечеру
вырвались в одичавшую жаркую степь-пустыню. Заброшенные коробки
монтажно-испытательных корпусов возникали и слева, и справа вдоль сотен
километров железнодорожных путей к легендарным площадкам.
Парк Юрского периода" разворачивался перед нами в первозданном виде. Мы побывали
на стартовых площадках нескольких космических программ, среди которых - "Зенит",
"Протон", "Энергия-Буран". Вблизи уникального старта теперь красуется
легендарная "телега "-платформа для доставки к стартовой позиции ракеты с
кораблем на четырехколейной железной дороге шириной 24 метра. В тени этих
колоссов не грех было справить тризну по "Бурану" и выпить по сто граммов
горькой от гордости и обиды за эту великую кучу металлолома ".
По большому счету "Буран", как практически неуязвимый носитель ядерных боеголовок, созданный в ответ на намерение американцев развернуть подобную систему, выполнил свою задачу. Гонка вооружений в космосе тогда прекратилась. В 1987 г. в США отказались от идеи использовать свой челнок для нанесения ядерного удара по территории СССР. Основная причина - появление "Бурана". К тому же супероружие при всех его достоинствах оказалось слишком дорогим, даже для американского бюджета. Себестоимость вывода одного килограмма полезного груза на орбиту не удалось опустить ниже 19 тыс. долларов.
Вслед за американцами наши военные тоже отказались от использования многоразового орбитального корабля. Был сделан вывод, что использование "челнока" в военных целях неэффективно, нерентабельно. За Минобороны остались задачи по обеспечению эксплуатации наземных объектов многоразовой космической системы, а также - подготовки и проведению ее пусков. Однако после развала СССР система "Буран" была передана в 1993 г. Российскому космическому агентству (РКА) и включена в Федеральную космическую программу. Но не было главного - финансирования эксплуатации системы. В конце 1995 г. с объектов МКС ушел обслуживающий персонал из числа военных. РКА, ставшее полновластным хозяином "Бурана", вскоре передало его головному разработчику - НПО "Энергия". Содержание объектов "Бурана" легло тяжелым грузом на корпорацию. Летом 1995 г. премьер-министр Черномырдин дал поручение РКА подготовить проект указа президента об окончательном закрытии работ по МКС и консервации наземных объектов. Долгое время проект этого указа "гулял" по чиновничьим кабинетам и, не дождавшись высочайшей подписи, затерялся.
В СМИ "перестроечного периода" было много спекуляций на счет того, что советский "челнок" - повторение, копия "Шаттла". Внешне "Буран", конечно, схож с "американцем", как, скажем, схожи между собой самолеты разных типов, которые имеют фюзеляж, крылья, двигатель, шасси. Но он превосходил американского собрата по многим важным параметрам. В мире пока нет ему аналога. "Буран", единственный из космопланов, который совершил полет и посадку в автоматическом беспилотном режиме, и по сей день остается неповторимым.
Особый интерес представляют свидетельства главного конструктора орбитального корабля Г.Е.Лозино-Лозинского: "Основные требования к "Бурану " по размерам грузового отсека, по величине полезного груза, по составу командных и пассажирских мест в кабине были взяты такими, как у "Шаттла, - отмечал он. - Все остальное создавалось с нуля. Например, по термозащите у нас никакой информации не было. Мы знали только, из чего делать плитку, а как - понятия не имели. В американской прессе прочли, что они обрабатывали свои плитки на бессмазочных станках. Мы так и поступили - сэкономили время и деньги.
Точность посадки мы обеспечили лучше. Американцы позволили себе решать задачу посадки своего "челнока " на плато Солт-Лейк с точностью до километра туда-сюда. У нас такого удобства не было. Перед нами встала задача намного сложнее - обеспечить гарантированную посадку с точностью не более трех метров в стороны и до 30 метров вперед-назад. Весь мир увидел, как мы ее успешно решили. Из 38 тысяч плиток у нас отвалилось только 10. На "Шаттле" же регламентировано - до 2 %. Вывод в нашу пользу".
Можно сделать однозначный вывод, что наши талантливые ученые, конструкторы, инженеры, высокопрофессиональные рабочие сделали то, что оказалось не под силу американцам. Было создано до 180 новых материалов, начиная с плиток термозащиты и кончая пластмассой.
Споры о "Буране" не утихают, его судьба не оставляет наших людей равнодушными. Одни специалисты считают, что "Буран" опередил свое время и потому предан забвению. Другие придерживаются иной точки зрения: "Буран" не получил продолжения потому, что тупиковая ситуация была заложена изначально, еще на уровне разработки ТЗ, дескать, не надо было следовать за американцами, одноразовые ракеты дешевле. На такую постановку вопроса Г.Е.Лозино-Лозинский в одном из своих интервью ответил так: "Буран" создавался как многофункциональный корабль. Предназначен для выведения на орбиту вокруг Земли различных космических объектов и их обслуживания, доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов, возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников, освоения оборудования и технологий космического производства и доставки продукции на Землю, выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля-Космос-Земля, решения ряда оборонных задач.
"Буран" должны были использовать и для обеспечения станции "Мир". Третий его полет планировался полностью в расчете на это. Специально создавались сборные конструкции, с которыми "Буран" должен был работать на орбите. Предполагалось, что он станет той основой, на которой дальше мы создадим высокоэффективные дешевые многоразовые орбитальные корабли. Верю, что продолжение неизбежно будет. Будущее за многоразовыми ракетными системами. Совершенно очевидно, что только с их помощью можно решить задачу обеспечения резкого снижения стоимости вывода килограмма полезного груза... Развитие крылатых космических аппаратов многоразового использования открывает возможность в 5-10 раз сократить затраты для доставки грузов на орбиту по сравнению с ракетным вариантом".
Почему "Буран" оказался никому не нужен? В своем последнем интервью корреспонденту газеты "Труд" Герман Степанович Титов отмечал, что "Буран" загублен из-за отсутствия финансирования, что стало следствием развала страны и ее экономики. Безусловно, что основная причина прерванного полета "Бурана", прекращение дальнейшего развития идей, заложенных в этой программе и в родственной ей - "Спирали", - экономическая. Безусловно, она возникла как следствие развала СССР и его экономики, вступления России в дикий рынок, создавший условия для разбазаривания и разворовывания богатства страны, ее ресурсов. Сложилась ситуация, когда у государства казна оказалась в одних прорехах, зато появились олигархические кланы с миллиардными состояниями. На Запад вывозится не только наше сырье, но скупаются в розницу и оптом лучшие "мозги", передовые технологии, воруются перспективные идеи. Вот один из типичных сюжетов времени.
В 1995 г. в США был объявлен конкурс на модернизацию ракеты "Атлас". В нем участвовали три американские фирмы, которые производят жидкостные двигатели. Победил российский РД-180 - модификация двигателя РД-170, разработанного в свое время для суперракеты "Энергия", которая выводила на орбиту наш "Буран".
В 1997 г. хозяин "Атласа" корпорация "Локхид-Мартин" заключила с российско-американским предприятием "РД-Амрос", созданным НПО "Энергомаш" и компанией "Пратт энд Уитни", контракт почти на миллиард долларов на разработку и изготовление 101-го двигателя. Стоимость одного РД-180 около 10 миллионов долларов. В средине мая 2000 г. состоялся первый запуск "Атласа", оснащенного российским двигателем. Теперь ракета способна выводить в космос спутники с гораздо большим весом. Один пуск приносит американцам дополнительно 20 миллионов долларов прибыли.
Госдепартамент США выдал СП "РД-Амрос" лицензию на производство российских двигателей на территории Америки. Они будут установлены на всех модификациях ракеты "Атлас", с помощью которой на орбиту будут выводиться грузы по заказу правительства Соединенных Штатов, в том числе военные спутники. Российские двигатели надежно служат в интересах программ Пентагона.
Говорят, когда Горбачеву доложили о триумфальном полете "Бурана", это не произвело на него особого впечатления, и он отмахнулся как от чего-то назойливого. "Прорабам перестройки", занятым в тот период политической демагогией и подготовкой страны к развалу, было не до "Бурана". Они не сумели ни понять, ни оценить это уникальное достижение отечественной науки и техники, столь необходимой для дальнейшего развития космонавтики, исследования космического пространства, для укрепления обороноспособности страны, решения важных военных задач.
Гениальные и талантливые люди НПО "Энергия", руководимые генеральным конструктором В.П.Глушко, а затем - Ю.П.Семеновым, НПО "Молния" во главе с генеральным конструктором Г.Е.Лозино-Лозинским и др., создали совершенно новую, уникальную и перспективную ракетно-космическую систему "Энергия-Буран". Она открыла качественно новый этап в ракетостроении и специальном строительстве, и, стало быть, - широчайшие возможности для дальнейшего развития отечественной космонавтики. Труд людей, успешно выполнивших задание государственной важности, сделавших прорыв в области современной науки, поистине совершивших подвиг, не был по достоинству оценен. Горбачев подписал указ о награждении участников создания МРКК спустя два года после полета "Бурана". Очень многие достойные специалисты, руководители, внесшие существенный вклад, были вычеркнуты из списков, обойдены наградами. Так, главный конструктор ОК "Бурана" Г.Е.Лозино-Лозинский представлялся на звание Героя Социалистического Труда, награжден орденом Октябрьской Революции. Тогда обошли многих.
"Как вы оцениваете то, что было сделано в 70-80-е годы в рамках программы "Энергия-Буран", и каково ваше личное отношение к судьбе советского "челнока"? Этот вопрос был задан многим непосредственным участникам создания объектов наземной инфраструктуры многоразового ракетно-космического комплекса, а также представителям разработчиков уникальной системы. И что же они ответили?
Генерал-майор С.А.ВОИНОВ, бывший начальник 31-го Государственного проектного института специального строительства Министерства обороны:
- Создание МРКК "Энергия-Буран " - это грандиозный технологический прорыв в практической космонавтике, вобравший в себя самые совершенные достижения и перспективные решения проектно-конструкторской мысли в космическом машиностроении и специальном строительстве, который на многие десятилетия играл бы определяющую роль в развитии отечественной и мировой космонавтики, а также в военно-стратегическом положении.
Создание такого уникального комплекса показало огромные возможности, которыми располагала наша Родина - СССР за счет умелой организации всех работ и концентрации усилий на достижении общей для страны цели.
Строительство наземного комплекса - это большой успех строительного комплекса Министерства обороны, еще раз показавшего, что военные строители способны создавать сложнейшие, масштабные объекты в тяжелейших условиях в кратчайшие сроки.
Закрытие программы "Энергия-Буран" - еще одно из следствий развала СССР, один из многочисленных плодов неумного и неумелого реформаторства, в результате чего мы потеряли достигнутые рубежи в освоении космоса и вынуждены сегодня тратить средства на право быть "квартирантами" на международной космической станции.
Вот так и отношусь: с гордостью и болью. С гордостью за сделанное и с болью - за разрушенное.
Полковник М.Н.Мальков, бывший начальник Оргстроя Главного управления специального строительства Министерства обороны:
- Только в дурном сне могло бы привидеться столь кощунственное решение судьбы уникальной программы "Энергия-Буран " с ее почти 12-летней эпопеей создания. По количеству затраченных материально-технических, финансовых ресурсов, человеческой энергии и интеллекта она превосходит все предыдущие космические программы Советского Союза. Важно отметить особый характер ее выполнения, где многое определял человеческий фактор. Наши люди работали самозабвенно, вкладывали в дело все свои силы, знания, таланты, не считаясь со временем. Только этим можно объяснить тот факт, что программа обошлась стране сравнительно недорого, а ее достижения оцениваются как впечатляющие, намного опередившие время. По глубине проработки, эффективности результаты этого труда значительно превосходили то, что было получено в США.
Известие о печальной судьбе программы болью отозвалось в сердцах людей, причастных к ее созданию. Мы восприняли его как оскорбительное отношение "прорабов перестройки", "реформаторов", дорвавшихся до власти, к результатам вдохновенного, самоотверженного и бескорыстного труда миллионов советских людей во благо Родины.
И до сего дня многое непонятно и необъяснимо. Думаю, что закрытие перспективной программы - это уступка США в освоении космоса, которая - не исключено - продана на рынке, как и многое другое, включая совесть и честь.
Полковник О.А.Виноградов, бывший начальник специального монтажного отдела ГУСС Министерства обороны:
- В создание объектов наземной инфраструктуры МРКК вложены большой труд, огромные ресурсы страны. Они успешно обеспечили слаженный полет и посадку орбитального корабля в автоматическом режиме. Как жаль, что первый полет "Бурана" оказался его последней "лебединой песней ". Комплекс оказался невостребованным, главным образом, из-за финансовых затруднений. А на какие полезные и необходимые для страны программы у нынешнего режима есть деньги? Ведь все общее достояние народа отдано кучке жадных олигархов. Не исключено, что "Буран " стал и разменной монетой в игре политиканов.
Но ничто не проходит бесследно. Верю, что не останется забытым и это замечательное творение человеческих ума и рук. Придет время - и люди будут решать проблемы своего обитания за пределами нашей планеты. Научные разработки замечательного комплекса "Энергия-Буран", идеи, заложенные в нем, опыт его создания, надеюсь, будут востребованы. И, может, о нас вспомнят.
Подполковник А.В.Ремизов, военный инженер:
- Я видел печальную картину на "Байконуре": знаменитый "Буран" - шедевр человеческой мысли и новейших технологий - нашел себе сиротский приют в степи. Брошен, разорен, забыт. Его засыпают пески. Сердце обливается кровью...
Полковник Г.И.Малыха, бывший главный инженер 20-го Центрального проектного института МО:
- По оценке компетентных специалистов, программа МРКК "Энергия - Буран" вобрала в себя передовую отечественную научную мысль, воплотила многие приоритетные решения и новации, обладала массой достоинств, существенно опередила время. И, конечно, она имела ряд принципиальных отличий от американского "Шаттла". По крайней мере, пока еще никто в мире не создал систему посадки орбитального корабля в беспилотном автоматическом режиме. Система управления летательным аппаратом при помощи автоматики - это отражение уровня научной мысли. Была решена довольно трудная проблема прочности и ровности взлетно-посадочной полосы. Конечно, без всякого преувеличения, был сделан большой шаг вперед.
Закрытие такой программы - решение недальновидное, нанесшее существенный ущерб нашей стране. Отступить с таких большим трудом завоеванных позиций - значит предать интересы государства, капитулировать перед конкурентами.
Полковник С.К.Гецевич, бывший начальник военно-строительной организации:
- Судьба наземных объектов замечательного комплекса "Энергия-Буран" печальна. Все, что связано с этой ракетно-космической программой, предано забвению. Похоже, результаты нашего многолетнего труда, как великую тайну нереализованных возможностей конца XX века, будут хранить пески пустыни Кызыл-Кумов.
О.Д.Бакланов, бывший министр общего машиностроения:
- "Буран" опередил свое время... Говорят, что не было полезных нагрузок для МРКК "Энергия-Буран "... Это не так. Конечно, любая машина имеет свои "за" и "против"... Потеряв этот уникальный комплекс, наша страна очень много потеряла и для сегодняшнего дня, и для будущего.
комментарий web-мастера: Олег Дмитриевич Бакланов в момент запуска "Бурана" занимал должность секретаря ЦК КПСС по оборонным вопросам (с февраля 1988 по апрель 1991 гг.). Хочется добавить свою мысль к рассуждениям О.Д.Бакланова - не совсем верно говорить, что "Буран" опередил свое время - ведь он был создан нашими специалистами, с использованием существовавших и вновь созданных технологий, и был готов выполнять свои задачи. Вопрос в другом: - "Буран", да и вообще достигнутый уровень отечественной космонавтики значительно опередили уровень ответственности и интеллекта существовавщей партийно-политической элиты государства ("комбайнеров" и прочих "прорабов перестройки"), не сумевшей не только понять и оценить достигнутые возможности и открывавшиеся перспективы, но и вообще уберечь страну от развала. |
В.Соколов, конструктор НПО "Энергия":
- В ноябре 1988 г. никто не мог себе представить, что "Бурану" уготована столь печальная участь. Помню, на следующий день после полета нашего космоплана мне довелось побывать на стартовом комплексе. Я увидел почерневший от воздействия мощной ракетной струи стартовый стол. Заглянул в чрево газоотводных каналов и увидел на дне, на глубине свыше 40 метров, какие-то элементы конструкции пускового комплекса. Такую картину оставила после себя гигантская сила, ушедшая в далекий космос. "Буран", мы помним о тебе!
В.Филин, заместитель главного конструктора ракеты "Энергия":
- Сейчас "Буран " вроде музейного экспоната. Лежит себе, денег не просит. А когда он садился на Байконур, все плакали от счастья. Обидно, что все, что придумали для "Бурана ", не нашло применения. Даже уникальная система посадки оказалась невостребованной. У нас тогда хотели ее купить несколько ведущих мировых авиакомпаний. "Боинг" предлагал нам большие деньги за нее. Но пока думали, рядили, время ушло.
...Если бы нам всем, кто создавал "Буран", поручили его делать теперь, когда знаем, к чему это все привело, мы бы еще подумали, а скорее всего, не стали бы делать. После начала работы над "Буранам " случился Рейкьявик, потом началась "перестройка", Появились "демократы", а потом развалили страну. Получается: не было бы "Бурана" - не было бы перестройки. Не было "Бурана" - не было ничего того, что мы имеем сейчас".
Б.М.Каторгин, генеральный конструктор НПО "Энергомаш":
- С начала 90-х годов для нас работы не стало. Начали искать себе дело. Попробовали разные конверсионные проекты. Ничего не вышло. Не приспособлено наше предприятие для массовой продукции. Мы поняли: должны производить интеллектуальный продукт - то, что умеем. А мы умеем делать лучшие в мире двигатели. К ним проявили большой интерес в США. Теперь выпускаем двигатели для американской ракеты "Атлас".
Полковник В.С.Астахов, бывший начальник УНРм:
- Горько осознавать, что программа "Буран " закрыта, а наземный комплекс, аэродром "Юбилейный" оказались никому не нужными. Кто за это преступление ответит? Вопрос, конечно, риторический.
Генерал-лейтенант В.С.Григорькин, бывший начальник Главного управления специального строительства:
- Произошли события, непонятные нам, создателям наземного комплекса МРКК. Сначала консервация его объектов, а затем - их уничтожение. В обозримом будущем такой подвиг людей в России, к сожалению, уже не может повториться.
...По единодушному мнению наших собеседников, в 90-е годы было сотворено великое зло вопреки воле и интересам народа, страны. В прерванном полете "Бурана" им видится прежде всего искусственный развал СССР, разрыв по живому интеграционных экономических связей, человеческих судеб. В их ответах звучит приговор некомпетентности, безответственности, никчемности тех, кто на историческом изломе по воле трагического случая оказались во власти, от решения которых какой уже год страдают многие миллионы людей. Они верят, что наступят лучшие времена, и наша страна, как космический первопроходец, займет подобающее ей место.
В судьбе "Бурана" зеркально отразилась судьба страны. Инерция 10-летнего безумия "реформ", когда новые хозяева жизни, этакая хваткая буржуазия, выйдя из теневых и кремлевских сфер, из тюремных застенков и прорвавшись к власти под лицемерными лозунгами о возрождении России, начала вершить свое захватническо-эгоистическое распределение государственной собственности. У народа, обреченного на выживание в стихии дикого, неуправляемого рынка, на преодоление сумятицы современных общественных движений, амбициозности и партократической ограниченности их лидеров, вынужденного сопротивляться нахрапистому напору всяких лжедемократических платформ, накопилась за эти годы великая усталость.
Сегодня многие видные ученые, экономисты, независимые аналитики, эксперты, обеспокоенные сложившейся ситуацией в стране, стараются осмыслить и понять, что со всеми нами произошло, куда идем, какое государство строим. Почему в казне хронически не хватает денег, финансовых средств ни на что? Ответ на этот вопрос обычно чаще всего связывается с результатами "либеральных реформ". Делаются попытки честно, непредвзято и справедливо оценить их.
В СМИ много публикуется материалов, которые свидетельствуют, что "либеральные реформы" открыли "зеленый свет" криминальной приватизации. Появились широкие возможности для расхищения государственной собственности, казнокрадства в особо крупных размерах. Они стали причиной развала экономики, уничтожения ее реального сектора, вывоза капиталов, передовых технологий за рубеж, невиданной утечки "мозгов" на Запад. Благодаря им складывается катастрофическая ситуация, когда страна постоянно и неуклонно дрейфует, сползает к пропасти.
За годы "реформ" из России, по заниженным данным, вывезено свыше 300 млрд. долларов. По сведениям председателя комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией Н.Ковалева, ежегодные потери экономики от коррупции составляют порядка 15 млрд. долларов. Примерно такая же сумма ежегодно утекает незаконным путем из страны. В 2001 г., по словам министра финансов правительства РФ Кудрина, вывезено за рубеж более 17 млрд. долларов. Вывозят не только капиталы, сырье, но и грабят стратегические ресурсы - "мозги" России. Тысячи наших талантливых ученых, инженеров осели на Западе. Более 100 тыс. оборонщиков СССР уехали за рубеж.
Махровым цветом в стране расцветает коррупция. Важное свидетельство сделал тот же Н.Ковалев: "Среди тех, кто прикармливает чиновников в особенности из высшего эшелона власти, есть криминальные структуры. По данным МВД, госслужащие оказывают содействие каждой десятой организованной преступной группировке. А эти люди не привыкли сдавать свои позиции без боя".
В нынешней России все жизненные отношения практически определяет криминальная олигархическая собственность, которая находится в руках мафиозных кланов. Думающие и независимые аналитики оценили характер существующего политического режима, который не претерпел существенных изменений со времен Ельцина, как период квазидемократии. При существующем положении вещей все важнейшие решения в стране принимаются узкой группой высших чиновников и олигархов. В политической сфере России остается номеклатурная олигархо-бюрократическая система, где всем рулят из теневых центров.
"...Россия сползает в бездну, рушатся духовные устои нации, нравственность теряет свою силу. Коррупция достигла угрожающих размеров. Судебно-правовая система неэффективна. Закон не обеспечивает безопасность личности. Власть бездействует. В государстве отсутствует программа борьбы с преступностью. Криминал рвется во власть и нередко достигает цели. Идущие в обществе процессы, если их не остановить, будут иметь катастрофические последствия", - ударила в набат большая группа выдающихся ученых, видных деятелей науки, культуры России, обратившись к народу и президенту.
По мнению и оценкам многих специалистов, аналитиков, экспертов, для выхода России из кризиса необходимо ликвидировать институт олигархов как правление немногих, покончить с казнокрадством и коррупцией. В условиях, когда новые хозяева продемонстрировали полную свою неспособность управлять крупной собственностью и решают все проблемы за счет постоянного повышения тарифов, складываются благоприятные условия для перехода от олигархического антинационального государства к государству общенациональных интересов и социальной защиты народа. Ликвидация олигархической собственности означала бы возвращение в государственную собственность ресурсодобывающей отрасли экономики и энергетической системы (целиком и полностью), сохранение государственной собственности во всей системе железнодорожного транспорта.
Видные экономисты и специалисты права считают, что ликвидация олигархической собственности должна производиться по закону: либо путем ее национализации (по цене многократно заниженной ее стоимости, установленной на залоговых аукционах), либо путем ее экспроприации, если судом установлено криминальное происхождение данной собственности. Укрепление государственного сектора экономики в базовых ее отраслях, по мнению известного общественного деятеля Ю.Белова, должно связываться с укреплением национально-государственного капитала, который без сильного госсектора существовать не может. Он получит устойчивость развития при энергоносителях и железнодорожной системе в руках государства. Госкапитализм не может существовать и без государственной политики протекционизма, его защиты перед иностранным капиталом. Необходимо восстановить государственную собственность в крупном производстве, гарантировать частную собственность в среднем и мелком производстве, частью и в крупном - отечественном, работающем на государство.
Все это, по убеждению многих патриотически-настроенных людей России, даст возможность сформировать национально независимую экономику с развитием в ней планово-рыночных отношений взамен спекулятивно-рыночных. Известно, что на Запад ежегодно переводятся активы олигархических компаний в размере 20-25 млрд. долларов. Эти громадные денежные ресурсы могут реально открыть возможность для социальной защиты беднейшего населения страны, возвращения народу в ближайшем будущем украденного у него великого социального минимума: права на труд, жилье, бесплатное медицинское обслуживание и образование.
Все большее число людей в нашей стране приходит к пониманию того, что возвращение государству собственности, сворованной олигархами, - реальное условие возрождения научно-индустриального производства, российской экономики, армии и флота. При реализации этого условия идея национально-государственной независимости России обретет свою реальность, станет общенациональной. Восстановится культурно-историческая природа многонационального государства, произойдет духовное пробуждение народа.
Г. КОНСТАНТИНОВ.
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru