Киевские ведомости
15 ноября 2003 года,
N 253
Городской перекресток
Первый и последний рейс "Бурана"
Ровно 15 лет назад на орбиту был выведен советский шаттл. Еще в 70-е годы стало ясно, что собирать долговременные космические станции на орбите очень удобно при помощи кораблей многоразового действия, которые не зря получили название "Спейс шаттл" - "Космический челнок". 12 апреля 1981 года США запустили свой челнок - "Колумбию". 15 ноября 1988 года СССР запустил многоразовый корабль "Буран". Но это был его первый и последний рейс в космос.
КОСМИЧЕСКАЯ "ЭНЕРГИЯ"
В 1972 году американский президент Ричард Никсон обратился к конгрессу США с просьбой выделить денежные средства - 10-15 миллиардов долларов - на создание многоразовой космической транспортной системы "Спейс шаттл".
Экономисты NASA знали особенности мышления конгрессменов и тщательно подготовили для президента финансовые и юридические документы. Но при этом схитрили: назвав огромную сумму общих расходов на создание космического челнока в $10-15 миллиардов, они ярко выделили тенденцию снижения расходов на выведение в космос 1 кг полезного груза с $1500-2500 до $400.
Конгрессмены увидели в экономистах NASA своих соратников и без колебаний утвердили расходы на создание "Спейс шаттл". Реальные же расходы составили около $20 тысяч за килограмм нагрузки.
Советские специалисты не были сторонниками создания космических челноков, считая, что стоимость одноразовых ракетоносителей гораздо ниже и экономически более выгодна. И до 1976 года советские специалисты жили в святой уверенности, что у них все хорошо. Пока в американских СМИ не были опубликованы параметры возможных орбит движения "Спейс шаттла".
Молодые сотрудники Института прикладной математики из любопытства просчитали возможные орбиты американского челнока и увидели, что он может сделать отклонение от предполагаемых орбит на 2000 км на север, оказавшись над Москвой. Он мог нести в отсеке полезной нагрузки 25-мегатонную термоядерную бомбу, сбросить которую на Москву не представляло технической трудности. В этом случае Белокаменная просто бы испарилась.
Доклад президенту Академии наук СССР Мстиславу Келдышу последовал незамедлительно. Келдыш, мгновенно осознав возможную угрозу со стороны США, тут же обращается к Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. Его сообщение срочно обсудили на Политбюро ЦК КПСС, и было решено: космическая многоразовая система должна быть и в СССР.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА
От американского "Спейс шаттла" советский ракетоноситель "Энергия" выгодно отличался универсальностью вывода различных космических нагрузок, а не только орбитального корабля "Буран". Вот почему "Энергия" получила название УРКТС - универсальная ракетно-космическая транспортная система. Она стала создаваться одновременно во всех направлениях: посадочный комплекс с необычайно длинной посадочной полосой - 4, 9 км, заправочный и стартовый комплексы, измерительные комплексы... Кстати, посадочный комплекс был создан и на территории Украины - в районе Симферополя. Цел ли он, интересно, или растащен в последующее смутное время?
В 1979 году началось строительство универсального комплекса "Стенд-Старт" на Байконуре. На территории 468 гектаров военным строителям и монтажным организациям предстояло в кратчайший срок выполнить большой объем работ, возведя более 200 зданий и сооружений. Величина некоторых из них была сопоставима с Республиканским стадионом в Киеве, да они еще были заглублены на несколько десятков метров.
Мне выпала честь сформировать отдельную инженерно-испытательную часть и командовать ею в течение длительного времени. Часть удачно провела испытания систем комплекса и уверенно вышла на огневые технологические испытания "Энергии".
22 февраля 1984 года боевой расчет части провел пробные двухсекундные включения ракетных двигателей, а в ночь на 26 апреля 1986 года - комплексные испытания "Энергии" с включением двигателей на 290 секунд. 15 мая 1987 года боевой расчет части вместе с офицерами-испытателями научно-испытательного управления и гражданскими специалистами успешно запустил ракетно-космическую систему "Энергия"-"Скиф", весовой и геометрический аналог "Бурана". Но досадная и крайне обидная ошибка в программном обеспечении не позволила "Скифу" выйти на рабочую орбиту: вместо импульса на его разгон прошел импульс на торможение, и станция упала в Тасмановое море, близ Австралии. Однако путь для пуска "Бурана", который успели собрать и провести испытания, к началу 1988 года был открыт.
комментарий web-мастера: КА "Полюс" ("Скиф-ДМ") не являлся ни геометрическим, ни габаритно-весовым аналогом "Бурана" |
ВКЛАД УКРАИНЫ
Гений сварки Борис Патон и его институт разработали уникальную методику сварки металла большой толщины для изготовления несущих баков "Энергии". Киевский завод "Арсенал" производил одни из лучших в мире системы прицеливания ракет, в том числе космических, и универсальная "Энергия" использовала такую систему. АНТК им. Антонова готовил так называемые вафельницы - рамки для крыльев "Бурана", на которые устанавливалась теплоизоляционная плитка.
ГКБ "Южное" разработало два боковых параблока (то есть два рядом расположенных ракетных блока, составляющих единое конструктивное целое), аналогичных первому блоку ракеты "Зенит-2", а завод "Южмаш" воплотил эту разработку в металл. Каждый из четырех ракетных двигателей, установленных на параблоках "Энергии", имел тягу у земли 740 т (806 т в космосе). Этот ракетный двигатель РД-170 конструкции Валентина Глушко по-прежнему является самым мощным в мире.
Харьковские ОАО "Хартрон" и ПО "Коммунар", завод "Электроаппаратура", столичные "Киевприбор", "Киеврелеавтоматика", "Радиозавод" и другие украинские предприятия-смежники внесли свой немалый вклад в создание советской многоразовой системы "Энергия"-"Буран". А тогдашний директор "Южмаша" и нынешний Президент Украины Леонид Кучма весной 1987 года в конференц-зале монтажно-испытательного корпуса 110-й площадки космодрома "Байконур" доложил Государственной комиссии о готовности первой ступени комплекса "Энергия" к полету в космос.
В общем, Украина всегда достойно выглядела в ракетно-космическом отношении и по сей день обладает высочайшим интеллектом в ракетно-космической отрасли.
ТРИУМФ И ТРАГЕДИЯ
Пуск "Бурана" должен был состояться 29 октября 1988 года. Увы, в этот день, в результате возникшего в ходе предпусковых операций замечания, за 51 секунду до пуска система обеспечения безопасности его остановила. С замечанием разобрались, стало ясно, что пуск должен быть отменен.
Повторный пуск был назначен на 15 ноября, шесть часов утра. Через 8 минут и 3 секунды полета на высоте 110 км "Буран" отделился от "Энергии" и двумя включениями своих двигателей вышел на рабочую орбиту с апогеем 256 км и перигеем 252 км. Программа полета была рассчитана на два витка вокруг Земли. В 8 час. 20 мин. 07 сек. автоматика корабля включила на торможение.
И вот "Буран" уже на земле. Звучит громкое "Ура!", в воздух взлетают фуражки и солдатские шапки - ураганный ветер уносит их в пустынную степь, по которой с бешеной скоростью перемещаются громадные шары перекати-поля...
А что было дальше - даже сейчас об этом не хочется говорить. У политического руководства страны, на мой взгляд, не хватило элементарной политической воли и способности к управлению страной, в первую очередь, ее экономикой. "Буран" стал никому не нужен. Из-за нефинансирования космических программ триумф почти сразу перешел в трагедию. Вот и все выводы.
Геннадий ПОНАМАРЕВ,
заслуженный испытатель космической техники, полковник Космических войск в
отставке
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru