Правда Украины
12 июня 2001 года
Почти 13 лет прошло с тех пор, как машина осуществила свой первый полет, однако и сейчас это самый тяжелый, самый грузоподъемный самолет в мире. Он может поднять 250 тонн, а 6 его турбореактивных двигателей позволят перенести груз на расстояние в несколько тысяч километров со скоростью до 800 километров в час. Похоже, что в ближайшее время ничего подобного даже в самых развитых странах не появится.
Это как раз и настораживает - неужели, скажем, американцы менее амбициозны, чем украинцы? Нет, конечно. Видимо, "забугорный" взгляд на вещи - из области совсем других реалий. Впрочем, и целый ряд наших специалистов без энтузиазма смотрит на осуществление грандиозного проекта (стоимость его еще будет неуклонно расти), предвидя, что "Мрiю" мы, собственно, не сможем в полной мере "загрузить" и использовать.
Дело в том, что внутрь фюзеляжа самолет сможет взять только 200 тонн, а 250 берет только на внешнюю подвеску. Ладно, 200 тонн тоже "хлеб", ведь хорошо зарекомендовавший себя Ан-124 "Руслан" больше 150 т не потянет. Да только по расходу топлива себестоимость перевозимых "Мрieю" грузов будет значительно выше, чем "руслановская". Раза в полтора топлива больше потребуется. "Спину" 225-го загрузить? Но и тут загвоздка. Там уютно себя чувствовал космический корабль многоразового использования "Буран". Он со своими обтекаемыми формами выдерживал значительные аэродинамические нагрузки. А выдержит ли мощнейший напор воздуха трактор или экскаватор, другой коммерческий груз? Нет, конечно.
Так неужели мы не поняли, что со свертыванием программы по "Бурану" и "Мрiя" оказалась невостребованной? Более десятилетия!.
Может, на летающей махине станем перевозить массовые грузы? Хотелось бы, но, во-первых, ее грузовой отсек негерметичен, и многие грузы при низком давлении на большой высоте попросту испортятся. Да еще у "Мрiи" один-единственный грузовой люк, и тот в передней части. На разгрузку машины неизменно будет уходить много времени. Да и достаточные для пробега 225-го взлетно-посадочные полосы (более 3 километров) есть далеко не везде, даже за рубежом.
Сдача "под ключ" второго экземпляра состоится как минимум через два года после сдачи первого. Одна-единственная машина на рынке авиаперевозок будет, скорее всего, неконкурентоспособной. Так что стремление бодро отрапортовать к 10-летию независимости страны и элементарная целесообразность не очень-то сочетаются.
Конечно, в какой-то мере понять отцов проекта из отечественного авиапрома можно. В трудную ситуацию они попали: на Ан-124 новых заказов нет.
Перспективы Ан-70, Ан-38, Ан-140 - туманны, поскольку мировой рынок самолетов весьма насыщен. Могла бы в какой-то мере "подсобить" разве что Россия, но тот же Ан-124 выпускают в Самаре, а что касается перечисленных выше машин (в том же порядке), то у россиян есть весьма подходящие Ил-76, С-80, Ил-114. Увы.
Так реальна ли наша большая мечта?
Евгений ХОРУНЖИЙ
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru