Уже определили жесткий порядок проведения
второго огневого испытания. Отъезд расчетов с площадки 10 в 4 утра. Все должны
быть на рабочих местах в 6 час. 00 мин. Не хотелось опять уходить в ночь.
Азотную подготовку водородного бака провели заранее.
Работа шла спокойно, но очень медленно. Постоянные незначительные задержки
оттягивали испытания в ночь.
Так и случилось, что все операции по заправке и окончательным проверкам
закончились поздно вечером. Опять ушли в ночь.
- Прошу доклады, - командует А.А.Макаров.
Все "номера" доложили о готовности систем к огневому запуску двигателей
центрального блока ракеты.
Опять легкий белый дымок вырывается из-под ракеты. Через установленные динамики
мы слышим нарастающий шум, сначала очень слабый, и вот он перешел в устойчивый
гул.
Все двигатели вышли на режим. Теперь им нужно отработать полную программу, а это
- форсирование и дросселирование тяги, качание двигателей, как бы имитация
управления ракетой, и все необходимо выполнить за 390 с.
В зале управления стоит тишина. Только слышны потрескивания пультов, передающих
информацию на дисплеи.
Прошло 100 секунд. Наступает некоторое расслабление. Может, прорвемся. Уж больно
много затрачено энергии и труда при подготовке этих испытаний. Не бывает так,
чтобы это все пропало даром.
200 секунд откачались двигатели, а это значит, что агрегаты гидропитания
обеспечили работу рулевых машин, тягающих взад-вперед двигатели.
Эти машины развивали усилие около 30 т. А где взять их в полете?
Вот для этого и поставили специальную турбину. Приводил ее в движение отобранный
от двигателя водород под высоким давлением. Турбина через редуктор крутила
балашихинский насос, который и создавал необходимое рабочее давление в гидроконтуре.
Оставалось только правильно, быстро и четко перераспределять его в рабочих
цилиндрах.
Всплыли сразу все неприятности по отработке и привода, и этих распределительных
механизмов.
Приводы разрабатывались старейшей авиационной моторостроительной фирмой, которой
руководил A.M.Люлька. Эта фирма - наш старый соисполнитель. Именно там
создавали водородный двигатель для головного блока (40 тс тяги) ракеты H1. С
этой фирмой нас связывали хорошие товарищеские отношения. И мы были очень рады,
когда они взялись за этот привод.
Требования к нему
заранее были заданы
очень жесткими. Особо не допускалась течь из редуктора. Эти требования никак не
удавалось выполнить при вертикальном положении.
А я напомню, что центральный блок вмещал 600 т жидкого кислорода. Совместимость
масла и кислорода всем известна - это взрыв. Рассуждали так: было бы масло, а
кислород найдется. Свои требования мы не снимали. Вот тогда главный конструктор привода Ювеналий Марчуков, не говоря
нам, направился к Генеральному на прием.
- Валентин Петрович! Мы с вами - двигателисты. Только вы поймете эту проблему
стояночного уплотнения. Мы испробовали все способы. Достичь большего не сумеем.
Нужно выходить из положения сообща, - так излагал свои трудности Ювеналий.
Валентин Петрович, как всегда, очень внимательно выслушал суть технической
проблемы и вызвал нас.
- Какие у вас соображения об изложенной проблеме и что вы предлагаете?
Мы с В.В.Кудрявцевым стали перечислять, что можно еще сделать, но было уже
поздно. По отвлеченному взгляду В.П. мы поняли, что решение уже им принято и
только для порядка он выслушал нас.
- Нужно пойти навстречу Ювеналию Павловичу, - сказал В.П. - Подумайте, как.
Может, изменить место расположения и развернуть привод? Подумайте, как лучше.
Чертыхнувшись про себя, мы вышли из кабинета. Решение, конечно же, нашли, но
пришлось нам менять технологию работ с ракетой.
А с распределителями история была не проще. Изготавливались они в Саратове и
назывались ЦАПФами - цифро-аналоговыми преобразователями фазы. Занималось ими
приборное производство, где высоки требования к чистоте. Но во время испытаний
рулевые приводы на Ленинградском "Арсенале" "схватили" замечания. Определили,
что причина в ЦАПФах: внутри этого элементика обнаружили грязь. Что тут было!
Министр дал такой нагоняй всем по очереди и за то, что плохое производство, и за
то, что авторского
сопровождения не было, и.... Досталось всем. Все изготовленные партии вернули на
завод и предложили вымыть.
- Не хватало, чтобы из-за какой-то соринки мы получили неприятность,
- наставлял
он.
Теперь прошли уже 250 секунд, и равномерный гул двигателей в динамиках
постепенно успокаивал всех в командном зале.
Никаких сбоев электропитания на борту. Четко работали четыре турбогенераторных
источника тока. Ведь именно они обеспечивают электропитанием центральный блок в
полете. Раньше на ракетах устанавливались химические источники тока, называемые
аккумуляторами.
Но потребности в электроэнергии на такой большой ракете требовали такого
количества батарей, что было проще поставить генератор. Что и было сделано.
Как и привод гидропитания, он работал от двигателя. Водородом вращалась турбина
и приводила в движение ротор генератора.
Разработчиками этих уникальных ТГСЭС были наши тезки из Воронежа - НПО
"Энергия", правда, принадлежала эта организация другому министерству.
Смелость и простота принятых решений сделали этот агрегат надежным. За что
большая благодарность главному конструктору Б.П.Попову, его директору В.Д.Сергееву и особенно испытателю М.В.Комарову, который один отвечал за ТГСЭС на
полигоне.
300 секунд. Как быстро крутятся в голове мысли: а как себя ведет эта система или
этот агрегат? Но постоянные числа на табло говорят о том, что все идет по плану.
390 секунд. Мертвая тишина, конец работе. И вот взрыв аплодисментов. Все встали.
На лицах - удовлетворение происшедшим.
Какой толчок в работе дают хорошие результаты!
- На следующей машине мы полетим, - шепнул мне Главный.
Но мне не верилось. Ведь нужно пройти не 393 с огневых испытаний, а 3700 с, как
требовала комплексная программа экспериментальной отработки. Без ее изменения о
полете и мечтать не приходилось.
На специальном заседании МВКС 5 мая 1986 г. приняли уточнение. К началу летных
испытаний провести три огневых испытания с суммарной наработкой 423 с. При этом
предполагалось, что третье огневое испытание будет проведено на ракете 6С.
Появилась уверенность, что центральный блок подготовлен к летным испытанием. Эта
уверенность, была внутренней, ничем не обоснованной. До полета было ох как
далеко.
Всю нашу работу контролировали представители заказчика, проще говоря, военпреды.
В начале я уже писал о назначении системы "Энергия-Буран". Напомню, что тактике-техническое задание на разработку этой системы было выдано нам Главным
управлением космических сил при Министерстве обороны. Возглавлял это управление
А.А.Максимов.
Особой заботой военпредов был контроль качества и надежности системы. По
сценарию система "Энергия-Буран" должна быть принята на вооружение Советской
Армией. Любое отклонение от разработанной ранее документации Главного
конструктора необходимо было оформлять отдельным техническим решением,
согласованным с заказчиком. Вот тут-то и начиналось. Люди есть люди. Одни быстро
входили в сущность технической проблемы, другие ставили столько рогаток,
требовали столько технических справок, что порой это выводило из себя самых
терпеливых разработчиков.
Нам в какой-то степени повезло, что ракетным отделом в ГУКОСе руководили хорошо
понимающие и технически грамотные Н.И.Румянцев и В.Е.Нестеров. Последний
пробыл на полигоне, наверное, не меньше времени, чем мы. Он был наш, не по
служебному положению, ведь он был в то время подполковник, а по техническому
образованию. В.Е.Нестеров, как большинство ракетчиков, окончил Московский
авиационный институт, попал армию, закончил военную академию, послужил
военпредом на одном из предприятий отрасли и затем перешел в центральный
аппарат.
Но осталось у него что-то "маевское". Хорошая техническая эрудиция, хороший
юмор, достаточный запас оптимизма. Володя как-то негласно стал лидером огромного
семейства военпредов на полигоне. Он обладал хорошей памятью, вел технический
дневник и всегда был очень хорошим помощником Главному или его заместителям.
Военпреды - издельщики и наземщики - оперативно сообщали ему о случившихся
событиях, которые он раскладывал по полочкам и в зависимости от важности
передавал техническому руководству соответствующего ранга. Безусловно, военная
система требовала доклады и "наверх", и это выполнялось очень тщательно.
Изучив досконально устройство двигателей, систему управления, пневмогидросхемы
и другие системы, Володя стал незаменимым консультантом, в том числе и у наших
разработчиков. Это сильно помогало нам и промышленникам при согласовании
необходимых технических решений, направленных на улучшение качества систем.
Вот когда я написал, что МВКС принял сокращенную программу огневых испытаний,
сами можете представить, сколько "пудов соли" нужно было съесть с такими
заказчиками. Они разложили перед нами огневую отработку и американской ракеты
"Сатурн-5", и американского челнока "Спейс-Шаттл", у которых до выхода огневые
испытания аналогичных блоков длились 3600-3800 с. А тут всего 423...
Попробуй справься с такими корифеями! Только указания вышестоящего командования
не могли не выполняться - это было по сути приказом. Именно они и привели к
тому, что в конце концов МВКС по настоянию Главного принял это решение.
Но что-то мы забыли о боковых ускорителях. А их в "Энергии" было четыре. И хотя
по сложности и испытаниям они значительно уступали центральному блоку, проблем в
разработке и изготовлении было немало.