12 июня 2001 года

БОРы: испытания морем.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин позвал нас всех в космос. Переделанная из баллистической ракеты Р-7 ракета-носитель "Восток" впервые подняла человека планеты Земля на недосягаемую ранее высоту - в космос. Один виток 108-минутного полета открыл эру пилотируемых космических полетов. Сегодня уже не один десяток стран имеют своих собственных космонавтов. И это не прихоть, а необходимость, которую осознают даже экзотические страны. Многие побывали в космосе, благодаря всё той же королёвской "семёрке", а кто-то взметнулся к космическим орбитам на крыльях американского челнока – "Space Shuttle".

Мало кто знает, что и Гагарин мог полететь в космос и вернуться на крыльях космического самолёта, который разрабатывался П.В.Цыбиным по просьбе С.П.Королёва. Но тогда это было ещё слишком фантастично. Куда намного проще и надёжней был ракетный старт и спуск с орбиты под толстой скорлупой теплозащитного покрытия в капсуле по баллистической траектории.

Но наука и техника не стоит на месте. Транспортный поток по маршруту Земля-орбита-Земля возрастает. Орбитальные космические станции на полном серьёзе рекламируются как самые высотные гостиницы. И в космос уже летают туристы. А для них более комфортен и привычен всё же полёт на крыльях, чем испытание перегрузками баллистического спуска с орбиты.

Конечно, когда наши отечественные умы создавали космический самолёт "Буран", как ответ американскому "шаттлу", они меньше всего руководствовались комфортом будущих любителей поглазеть на звёзды из космоса. Но тем не менее работы по орбитальным самолётам у нас не прекращались никогда.

Вот и тогда, когда нужно было испытать в реальном космическом полёте теплозащиту будущего орбитального самолёта "Буран" наши учёные мужи взяли уже готовый орбитальный самолёт, созданный в 60-х годах для системы "Спираль", и обклеили его "бурановскими" теплозащитными плитками. Это был Беспилотный Орбитальный Ракетоплан - БОР, с порядковым номером - 4.

Председателем Госкомиссии по испытаниям беспилотных ракетопланов был назначен космонавт №2 Герман Степанович Титов. Аппарат БОР-4 должен был стартовать с полигона в астраханской степи - Капустин Яр, верхом на ракете-носителе "Космос-3М". Как и Гагарин, после одного витка вокруг Земли, беспилотный крылатый космический аппарат, повинуясь программе устремлялся домой. Космический самолётик был небольшой и весил почти как автомобиль - менее 1,5 т. Двигатели, топливо, ЭВМ и системы автоматики и навигации, вот всё что удалось разместить в 3-х метровом фюзеляже. Места для шасси уже не было. Да и за чем? Чтобы при посадке не повредить испытываемые образцы теплозащиты, было принято сажать БОР на воду. Небольшого парашюта для мягкого приводнения достаточно.

Из соображений секретности все понимали, что сажать аппарат нужно во внутренний водоём. По траектории полёта это были либо Черное море, либо озеро Балхаш. Но всё было впервые. Мы ещё никогда не спускали крылатые корабли с орбиты. И проектанты систем управления и навигации не давали 100%-х гарантий попадания в эти водоёмы, поэтому было принято решение сажать ракетопланы в акваторию Индийского океана, куда захочешь - не промахнёшься.

И вот наступил день первого пуска - 4 июня 1982 года. Дабы не дразнить широкую общественность ТАСС сухо сообщил об очередном запуске спутника "Космос-1374" в целях продолжения космических исследований. Но для, пристально следящих за нами в годы "холодной войны", стран Запада это сообщение было лишь подтверждением "секрета полишинеля" - русские делают крылатый космический самолёт. Иначе, как ещё объяснить своеобразную траекторию полёта этого аппарата.

Да и скрыть от глаз вездесущей разведки целую флотилию из семи кораблей Военно-морского флота СССР, стоящих у берегов Австралии было также сложно. Корабли заранее выдвинулись в район предполагаемого приводнения посланца из космоса, чем ни могли не заинтересовать ВМФ Австралии.

Для связи с "Космосом-1374" (читай БОРом-4 - от авт.) были привлечены корабли слежения "Космонавт Пацаев", "Космонавт Добровольский" и "Чумикан". Совершив 1,25 витка на орбите, первый БОР-4 вошёл в атмосферу вблизи берегов Индии. Спланировав в огненной плазме до высоты 4 км, он выпустил парашют и плавно лёг на волны Индийского океана. Конус навигационного маяка на спине аппарата радировал в эфир о своём местоположении - 560 км от архипелага Кокосовых островов. Координаты посадки расходятся с расчётными почти на 200 км (!). Генерал Г.Лексин, осуществлявший связь с пунктом управления, разряжая обстановку, обратился к управленцам: "Ну дайте, пожалуйста, другие координаты посадки. Что вам, жалко, что ли?". Но вот приходит сообщение об обнаружении изделия поисковыми кораблями, и навстречу космическому скитальцу устремились все, кому это было интересно. Несмотря на суточный переход к месту приводнения, ранним утром наши корабли выловили из воды секретный аппарат, оставив австралийские ВМС ни с чем. Прецедент всё же был налицо и Г.С.Титов, как и в первый раз, предложил местом посадки - Черное море, обратившись прямо в ВПК: "Считаю, что велика вероятность перехвата американцами…". Но снова его доводы остались без внимания.

Ко второму полёту 16 марта 1983 "Космоса-1445", наученные горьким опытом австралийцы были уже подготовлены. Как только наши корабли ВМС, в сопровождении судов АН СССР "Космонавт Волков" и "Космонавт Беляев", устремились в район посадки очередного БОРа в 556 км южнее Кокосовых островов, патрульные самолёты Р-3С "Орион" королевских австралийских ВВС ни на минуту не оставляли их без присмотра, сменяя друг друга. А к моменту вылавливания космического самолёта из вод океана в районе приводнения находились уже корабли и вертолёты ВМС Австралии. Вертолёты и патрульные самолёты кружили над самыми головами наших моряков и специалистов. Они детально отсняли весь процесс вылавливания и подъёма космолёта на палубу судна "Петропавловск". Австралийский "Орион" летал так низко над палубой, что турбулентный слой, образующийся за самолётом, чуть ли не сбивал людей с ног. Фотографии, сделанные австралийцами, были опубликованы во многих изданиях западной прессы, дав богатую почву для журналистских "уток" и обильную пищу для ума специалистам.

Эти события, а также показавшая свою надёжность система управления, позволили перенести зону приводнения последующих испытаний в Черное время. 27 декабря 1983 года совершил свой орбитальный полёт "Космос-1517", а 19 декабря 1984 года - "Космос-1616". Космолёты приземлялись (приводнялись!) западнее Севастополя. К сожалению, одну из двух "летающих лабораторий" найти не удалось.

Тем не менее, космическо-морская эпопея испытаний беспилотных ракетопланов БОР-4 и последущие за ним полёты БОР-5 дали массу полезной информации для успешного осуществления полёта орбитального самолёта “Буран” 15 ноября 1988 года.

bor43.jpg (16326 bytes)

Виталий ЛЕБЕДЕВ
ученый секретарь Секции истории авиации и космонавтики ИИЕТ РАН


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru