Идти вперед
В октябре 1986 г., сразу
после завершения работ с 6СЛ, на стапелях сборки
блока Ц в монтажно-испытательном корпусе
началась сборка блока "первой летной" – 1Л,
которая по штатной программе должна стартовать с
орбитальным кораблем. К середине мая, когда был
пуск ракеты 6СЛ, монтаж пневмо-гидравлических
систем в хвостовом отсеке завершался. В июне
начали пристыковку двигателей РД-0120,
стыковку полублоков блока Ц и
выходили на завершающий этап сборки блока в
целом. Материалы по результатам первого пуска
ракеты "Энергия" тщательно анализировались.
Крупных замечаний по полету носителя не
просматривалось. Более сложное положение
складывалось в сборке и подготовке к полету
орбитального корабля. "Корабелы" напряженно
работали в своем монтажном корпусе.
Определилось, что в начале июля
предстоит доклад в высшем уровне руководства
страны о состоянии подготовки к первому полету орбитального корабля
"Буран" и планах дальнейших работ.
В конце июня мы вылетели из Байконура в Москву. Предстоял
предварительный разбор у Л.Н.Зайкова, в затем
отчет перед Советом обороны. В самолете, обсудив
наши возможности пуска носителя с орбитальным
кораблем, определились, что пуск должен быть не
позднее первого квартала 1988 г. Практически сроки
определялись готовностью орбитального корабля.
Оценку состоянию и план доклада давал
Генеральный - В.П.Глушко после
совета с "корабелами". О.Д.Бакланов
согласился с предложением. Сроки, конечно, были
жесткими. Кроме того, поднялся вопрос в связи с
моей постановкой о необходимости выхода в
правительство с предложением о поощрении
разработчиков ракеты в связи с рождением этой
уникальной отечественной системы.
В сообщении ТАСС от 17 мая 1987 г.
говорилось: "Успешное начало
летно-конструкторских испытаний является
крупным достижением отечественной науки и
техники в год 70-летия Великого Октября, открывает
новый этап в развитии советской
ракетно-космической техники и широкие
перспективы в мирном освоении космического
пространства". Технический и политический мир
реагировал на первый пуск бурно, отмечая
достижения Советского Союза.
Однако были и казусы. Во Франции в
связи с происходящим в это время в руанском
Дворце правосудия расследованием дела о
"шпионской сети" и обвинением Л.Варигиной,
уроженки Ярославля, вышедшей замуж за француза
П.Вердье, в похищении секретов создания
водородного двигателя ракеты "Ариан",
газета "Канар аншена" иронически писала, что
успех "Энергии", видимо, стал возможен лишь
благодаря "шпионской деятельности"
супругов Вердье. В газете "Вашингтон таймс"
выступил "ведущий специалист США по советской
космической программе" Д.Оберг, предостерегая,
что "Энергия" может обеспечить Советскому
Союзу определенный перевес в системах
космического базирования в духе "звездных
войн".
Президент Академии наук Г.И.Марчук
в связи с началом летно-конструкторских
испытаний новой советской универсальной
ракеты-носителя "Энергия" отмечал в печати,
что "введение в строй универсальной тяжелой
ракеты-носителя открывает новый этап в развитии
советской ракетно-космической техники, в
программе исследования и освоения космического
пространства".
В самолете достаточно долго
спорили. Оказывается решение о поощрении
разработчиков “Энергии” открывшей этап в
развитии советской ракетно-космической технике
не было однозначным. Мне пришлось сказать, что
тогда я буду выступать на заседании Совета с этим
предложением. Пусть, в конце концов, вопрос
решает Генсек.
В практике создания уникальных
систем и поощрения принимавших в этом деле
участие мое предложение не было новым. Напомню,
что впервые такого рода акты были осуществлены
при Сталине, в 1949 г., когда большая группа ученых,
инженеров и производственников ядерщиков за
создание атомной бомбы была удостоена высоких
званий, наград, сталинских премий и даже, как
говорил Ю.Б.Харитон, автомобилей и дач под
Москвой. Второй акт был при Хрущеве. Надо сказать,
что С.П.Королев приложил много усилий к выпуску
специального постановления правительства о
мерах поощрения рабочих, инженеров и ученых,
участвующих в создании ракет большой сложности с
долгосрочной реализацией. Этим постановлением
предусматривалась возможность награждения и
премирования за создание первого
экспериментального образца. Так было
сформулировано в правительственном документе.
Речь шла о начавшихся работах по ракете Р-7. Это
постановление я внимательно изучил и подготовил
соответствующий документ. Ракетчики С.П.Королева
были отмечены на том же уровне, что и ядерщики.
Кстати, напомню, что первый пуск Р-7 состоялся
тоже 15 мая, но 1957 г.
Глушко заявил, что он будет
выступать против. Бакланов сказал: "Я буду
вынужден поддержать Генерального
конструктора". Было совсем не ясно, почему наши
лидеры были против. Глушко разъяснил: "Надо
добиться скорейшего полета "Бурана", и будем
выступать совместно. Иначе разработчики получат
не то, на что рассчитывали..." На что и кто
рассчитывал - нам не было понятно. Ясно было одно,
что разработчики ракеты Н-1, а теперь и
"Энергии", не получили ничего - "ни
спасибо, ни здрасте". А до полета "Бурана"
еще надо грызть кремень. Представлялось более
честным отметить сразу же ракетчиков и после
полета "Бурана" - корабелов. В этом споре
каждый остался при своем мнении. Об этом я пишу
потому, что по прошествии вот уже нескольких лет
нет-нет да и упрекнут меня участники тех событий,
что главный конструктор не добился от
правительства "привета" в то время. Я
готовился говорить об этом на Совете.
Совещание у Л.Н.Зайкова прошло в
основном с упором на реальность сроков полета
"Бурана". Генеральный конструктор и главные
конструкторы подтвердили уверенно сроки.
Впервые на совещании по нашей технике в работе
участвовал новый министр обороны Д.Т.Язов. Маршал
Соколов подал в отставку в связи с "делом
Руста" - скандальной посадки самолета вблизи
Кремля.
Перед заседанием Совета обороны,
когда мы ожидали в приемной, подошел наш министр
и сказал, что в части награждений все договорено
с М.С.Горбачевым, и ставить этот вопрос не имеет
смысла. Ну, хорошо...
В начале заседания М.С.Горбачев
кратко дал оценку проделанной работе и сказал
(почти дословно): "Здесь вот присутствуют
главные конструкторы - прошу передать
коллективам их конструкторских бюро и
промышленности большую благодарность за их труд,
самоотверженность, а за нами дело не станет. Я
считаю, что надо представить отличившихся к
наградам. Мы здесь уже договорились..."
Казалось, все в порядке - нас поняли.
Докладывали Генеральные и главные
конструкторы. С большим интересом и вниманием
был воспринят доклад В.Л.Лапыгина, который
показал на плакатах и в докладе, какая умная эта
машина - "Буран". Генеральный конструктор и
другие заверяли, что в первом квартале
следующего года состоится полет "Бурана".
Обсудили детали. Было поручено продумать и
дальнейшую программу работ с "Энергией" и
"Бураном".
В заключение М.С.Горбачев еще раз
поблагодарил и сказал опять: "...За нами дело не
станет. Давайте сразу после полета "Бурана"
подготовьте соответствующий указ, Тем более, что
полет вот уже скоро". Сказал и встал, за ним
пошли члены Политбюро, участвовавшие в этом
заседании.
Видимо, у меня был дурацкий вид,
когда я тут же бросился к Горбачеву, но меня
остановили наши лидеры: "Ты что, будешь
настаивать на своем?" “Но ведь пуска в первом
квартале не будет - это ясно” - пытался я
объяснить. "А что ты хочешь Генсеку сказать?
Что сейчас здесь врали?.." Какую же сторону надо
было принимать? Ту, которая находится в тяжелом
положении и пытается как можно скорее выйти на
финишную прямую с "Бураном", или вырывать
все же хоть что-нибудь для ракетчиков... Так я стал
виновником того, что разработчики ракеты не
получили должного.
Награждения после полета
"Бурана" были, но это произошло только через
два года после первого полета "Энергии". А за
эти годы многое перевернулось в системе наград.
Было установлено, что награды выдаются
последовательно - от медали до ордена. А никто из
наших разработчиков не имел даже медали - в
лучшем случае они могли рассчитывать только на
медаль. Но и это не все. Спущенная разнарядка, как
это всегда было в то время, требовала кандидатур,
подходящих к среднестатистическим критериям:
определенный процент рабочих, инженеров, женщин,
пожилых работников и молодых... Так в списке
награжденных не попали те, кто вынес
"Энергию" на своих плечах...
Процедура представлений к
наградам, предложений о награждениях весьма
унизительна. Это не то время, как писал известный
авиационный конструктор, когда он поздно вечером
был на докладе у Сталина, приехал домой под
глубоким впечатлением, уснул, а утром проснулся -
мать плачет от радости за сына: она из
радиопередачи узнала о его награждении орденом
Ленина. Он же сам не знал об этом. Вместе с ним
были награждены названные им товарищи, которых
он характеризовал как наилучших в создании
самолетов. Я уже не говорю о тех автомобилях,
которые он робко попросил, и авто были на
следующий день у конструкторского бюро.
Процедура представлений неизменно
заваривалась кашей в аппарате. В число
награжденных попадают прежде всего те, кто ближе
к составлению списка. Тех, кого надо награждать,
оценивали чаще не по доле вклада, а по
впечатлению, которое он оставлял у руководства.
Так и родилась присказка: "Наказывают
невиновных, награждают непричастных..." Правда,
хоть не обидели В.М.Караштина - ему присвоили
звание Героя Социалистического Труда.
А кто-то в прессе однажды злословил,
что ракетчиков засыпали золотым дождем наград.
Да черт с ними, с наградами. Дальше будет совсем
тягостно. Складывалось мнение, что ракета уже не
нужна. Но мы все же шли вперед.
Далее...