заголовок

Акция "Российской газеты" и ее читателей: "Построим космический мост в XXI век"

4 января 1998 года

Исполнилось 88 лет выдающемуся конструктору и лидеру НПО "Молния", создателю корабля "Буран" - Глебу Евгеньевичу Лозино-Лозинскому. Читатель нашей газеты знает его имя - мы рассказывали о нем в связи с уникальнейшим проектом многоразовой авиакосмической системы - МАКС

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский

Молния, бьющая в звезды

Столбовой дворянин, сталинский инженер.Он живет на одиннадцатом этаже кооперативной "башни" в Тушине, в скромной двухкомнатной квартире. Время высушило его, изрезало морщинами лицо. Говоря, он опускает веки - словно грезит наяву. Но мысли его ясны, речь логически безупречна. Она зачаровывает. Иногда кажется, что рядом с тобой - один из героев, созданных воображением Жюля Верна,- инженер дерзкого ума, не знающий страха перед титаническими задачами.
Он родился в Киеве, в семье столбового дворянина. Отец его трудился присяжным поверенным. Когда несколько лет назад у нас стало модным считать себя дворянином, Лозино-Лозинский решительно пресек любые попытки втянуть себя в новоявленные "аристократические собрания". А мишура титулов важна лишь для посредственностей, которые ничем другим выделиться не способны. Революцию 1917-го он принял с горячностью детской души: "Ее великая заслуга -  в том, что она показала: достойные люди есть в любых классах общества".
- В 1920-м я до хрипоты спорил с отцом, не желая изучать в гимназии закон Божий. И договорился с ним: вот возьмут красные Екатеринослав (ныне Днепропетровск) - я его учить прекращаю, - вспоминает он с улыбкой. Но она сбегает с его лица, когда он вспоминает кошмар гражданской войны. В 1926-м будущий конструктор  поступает в Харьковский технологический институт:
-    Никто не интересовался моим   дворянским происхождением. Даже в 1930-е я не испытывал никаких трудностей с этим. Никто не репрессировал и моих родителей...
В институте он изучает паротехику. Страну захватывает бурное движение. Молодежь бредит скоростями, киловаттами, стратосферой и рекордными перелетами.В те годы Туполев строит самые большие самолеты в мире, которым нужны сверхмощные моторы, бензиновые двигатели не переходят рубежа в тысячу лошадиных сил - а паровая турбина таких же габаритов может дать несколько тысяч. В Харькове начинают разрабатывать паровой самолет. Молодой специалист с 1932-го работает у профессора Цветкова, на кафедре моторостроения Харьковского авиаинститута. Он быстро видит бесперспективность работы: выигрыш в мощности съедается большим весом котла и конденсирующей установки. Потом работы пошли по самолетным дизелям. В 1937-м молодой инженер Лозино-Лозинский выступает со смелым предложением. Нам нужен сильнейший воздушный флот на планете? Тогда у наших самолетов должны быть либо газотурбинные двигатели, либо комбинация из поршневых и воздушно-реактивных моторов. И это прозвучало тогда, когда основой советских ВВС  служили деревянные бипланы. Время подгоняет: в фашистской Италии и национал-социалистической Германии уже взлетают первые, еще очень несовершенные, турбореактивные самолеты. А Лозино-Лозинский переводится в Ленинградский политех. Работая на испытательной базе Кировского (бывшего Путиловского) завода.
- Вы к тому времени уже были, поди, кандидатом наук?
- Представьте себе, нет. Сила ведь не в званиях, а в знаниях. Первую диссертацию я защитил лишь в 1985-м. Ценили людей тогда и без ученых степеней...
Накануне Великой Отечественной Лозино-Лозинский переезжает в Киев, где с конструктором Таировым строит самолет с комбинированным двигателем.

С войны на войну
Эвакуация Киевского авиазавода на восток началась несколько дней спустя после начала войны. Тридцатидвухлетний инженер направлен в Куйбышев (ныне Самара), где развертывается авиационный завод. Там он начинает работать в молодом еще конструкторском бюро Артема Микояна -  фирме "МиГ". Глеб Евгеньевич заражает начальника идеей реактивно-винтового самолета с форсажной камерой, который должен стать высотным, скоростным перехватчиком. Резон? С 22 июля 1941 года гитлеровские бомбардировщики налетают на Москву. Их наводят на цель высотные разведчики, длиннокрылые "Хейнкель-177". Они недосягаемы ни для снарядов зениток, ни для истребителей.
Работа над гибридным МиГ-13 продолжалась и тогда, когда немцев выбили за рубежи СССР. Ведь и в Германии, и в США шли работы над атомной бомбой. И потому нужны были перехватчики, способные сбивать высотные машины врага.
- Нам удалось испытать МиГ-13, и скорость его достигла 850 км/ч. Немногим меньше, чем у лучшего реактивного истребителя немцев-  Ме-262, - вспоминает Г. Лозино-Лозинский. - Небольшая серия этих машин в 1946-м поступила на вооружение. Но страна нуждалась уже в чисто реактивной авиации. С окончанием Великой Отечественной начиналась новая война — «холодная». И майор Лозино-Лозинский едет в Германию принимать трофейные реактивные моторы ЮМО и БМВ, перенимать технологии. С удовлетворением отмечает: гитлеровцы так и не додумались до его форсажных камер, способных дать резкий скачок скорости. Под его руководством создаются двигатели для первых реактивных истребителей МиГ: форсажные камеры конструктора помогают самолетам СССР летать быстрее звука. Затем Лозино-Лозинский создает уникальный воздухозаборник для сверхзвукового МиГ-21.

Мысль быстрее времени
В середине 1960-х карьера Лозино-Лозинского делает поистине космический рывок. США создают спутники-разведчики и бомбардировщики. Фирма "Хьюз" конструирует пилотируемый орбитальный истребитель. Америка пытается воплотить проект гитлеровца Зенгера и начинает работать над аэрокосмической системой "Дайна Сор": треугольно-крылым аппаратом, который выводился бы в космос ракетой и оттуда нырял в атмосферу, нанося удары по СССР. В 1965-м фирме Микояна ставят задание: создать машину, способную вести разведку на недосягаемой для ПВО США высоте, служить космическим истребителем и быстро выводить на орбиты спутники. И дело это берет на себя Лозино-Лозинский. Рождается замысел суперсистемы "Спираль": прекрасной комбинации из гиперзвуковой "стрелы" - носителя и изящного космоплана со стартовой ступенью. В стремительных линиях "Спирали" -  дух дерзких 60-х. Эпохи, когда в СССР мечтали о звездолетах и прозрачных куполах марсианских городов. Даже сейчас иностранцы, увидев модель "Спирали" на авиакосмических салонах, спрашивают: "Это ваша последняя разработка?" И страшно удивляются, когда им называют год этого проекта - 1965-й. Мысль конструктора обогнала время. Воплоти мы "Спираль" к середине 70-х -  и сейчас бы прочно господствовали на рынке мировых запусков. К сожалению, команда Лозино-Лозинского успела построить и испытать в атмосферных полетах только 10-тонный аналог космического самолета "Спирали". Проект Лозино-Лозинского сочли преждевременным и свернули. Ведь и американцы к 1970-му провалили проект "Дайна Соар" из-за дороговизны.

Модель комплекса Спираль Самолет-аналог ОК Спираль, выполнявший пилотируемые атмосферные полеты Экспериментальный аппарат Бор-4, неоднократно запускавшийся в космос
Модель комплекса "Спираль" Самолет-аналог ОК "Спираль", выполнявший пилотируемые атмосферные полеты Экспериментальный аппарат "Бор-4", неоднократно запускавшийся в космос


Но Лозино-Лозинский к тому времени знал: будущее -   за космопланами, а век ракет закончится, как закончилась эпоха паровозов. Работа над орбитальными самолетами продолжается. Модели Лозино-Лозинского пять раз летают в космос в 1970-х, четырежды - в 1982-1984 годах.
И потому, когда Америка начинает работы над орбитальным планером "Шаттл", а советское руководство ставит задачу сделать такой же аппарат, во главе дела ставят Глеба Евгеньевича. Микоян, рекомендуя его, скажет: "Он трудный парень, но дело сделает!"
В 1976-м Лозино-Лозинский возглавляет коллектив разработчиков корабля "Буран", новое НПО "Молния" . Фактически - сильнейший "мозговой трест", вобравший в себя Тушинский экспериментальный машзавод, 250 докторов и кандидатов наук.

Неизвестная победа
К 1988-му люди НПО "Молния" совершили чудо. Был построен и летал корабль "Буран", по всем статьям превзошедший американский "Шаттл". Система "Энергия - Буран" вышла экономичнее американской: ведь ракета-носитель могла применяться и отдельно от корабля. Который в свою очередь оказался гораздо более автоматизированным и грузоподъемным, нежели "Шаттл".
Лозино-Лозинский тогда нажил немало врагов. Еще бы: чужак-авиационщик, вторгнувшийся в ракетную "вотчину", он ногой открывал двери высоких кабинетов, получая приоритет. Его люди принесли в космическую отрасль новые традиции борьбы с каждым лишним кило веса. Достаточно сказать, что они ухитрились сэкономить в "Буране" целых три тонны! Нынешней молодежи, выросшей у "телеящика", поди, кажется, что мир стоит на теннисистах, манекенщицах и крикливых телешоуменах. Они вряд ли знают, что к 1988 году трудами Лозино-Лозинского и его людей мы сделали колоссальный рывок. При разработке "Бурана" родилось более шестисот изобретений и технологий. Здесь - новые станки и способы сварки, сплавы и огнеупорная керамика, системы управления и покрышки, клеи и точная механика. Все, что могло применяться во всех отраслях нашей жизни, принося миллиарды долларов эффекта, даже если бы "Буран" никогда не отрывался от Земли. Все, что могло покончить с брежневской эпохой экспорта сырой нефти и превратить нас в высокотехнологичного "тигра". Но плодов этой победы мы пока не увидели.В этом нет вины "трудного парня" и его команды. Чудо они совершили.

Идея для рывка
За шесть лет до полета "Бурана", в 1982-м, Лозино-Лозинский делает вывод: тяжелые "челноки" типа "Шаттлов" и "Бурана" чересчур дороги. И придумывает уже известный вам МАКС. Поистине - оружие нашей победы как на экономическом, так и на военном фронте.
Ведь с 1983 года президент США Рейган начинает программу "звездных войн"- развертывания в околоземье боевых спутников. Истребителей баллистических ракет. Лазерных "пушек" с ядерной накачкой. Носителей крылатых ракет. Ставка делается на то, что русские не выдержат таких же громадных затрат. МАКС и был средством выиграть конкурентную борьбу с США в космосе. Ведь зарабатывание денег на запусках - это всего лишь одна его сторона. Мобильные и относительно недорогие МАКСы быстро, "дешево и сердито" способны разнести в клочки все эшелоны "звездных войн", ослепить и оглушить противника, уничтожив его спутники навигации и связи. Те же МАКСы могут обеспечить уничтожение вражеских авианосцев, быстро прорываться к цели на высотах от 30 до 80 километров. МАКС -  уникальная технология "двойного назначения", способная и деньги заработать, и страну оборонить...
А Глеб Евгеньевич неутомим. Могучий мозг ученого продолжает выдавать все новые и новые идеи. Отлились в проекты его уникальные самолеты-трипланы, и первый из них уже летает. А он уже придумал спутник - сочетание грузов и волчков-гироскопов, который без двигателя, под влиянием лишь земного тяготения, набирает скорость на орбите. И - становится настоящей "катапультой" для стартов в дальний космос...

Владимир КУЧЕРЕНКО.


Возврат к предыдущей публикации Возврат на страницу - Акции Мк МАКС Переход к следующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1999
E-mail: buran@buran.ru