| Столбовой дворянин, сталинский
    инженер.Он живет на одиннадцатом этаже
    кооперативной "башни" в Тушине, в скромной
    двухкомнатной квартире. Время высушило его,
    изрезало морщинами лицо. Говоря, он опускает веки
    - словно грезит наяву. Но мысли его ясны, речь
    логически безупречна. Она зачаровывает. Иногда
    кажется, что рядом с тобой - один из героев,
    созданных воображением Жюля Верна,- инженер
    дерзкого ума, не знающий страха перед
    титаническими задачами. Он родился в Киеве, в семье столбового дворянина.
    Отец его трудился присяжным поверенным. Когда
    несколько лет назад у нас стало модным считать
    себя дворянином, Лозино-Лозинский решительно
    пресек любые попытки втянуть себя в новоявленные
    "аристократические собрания". А мишура
    титулов важна лишь для посредственностей,
    которые ничем другим выделиться не способны.
    Революцию 1917-го он принял с горячностью детской
    души: "Ее великая заслуга -  в том, что она
    показала: достойные люди есть в любых классах
    общества".
 - В 1920-м я до хрипоты спорил с отцом, не желая
    изучать в гимназии закон Божий. И договорился с
    ним: вот возьмут красные Екатеринослав (ныне
    Днепропетровск) - я его учить прекращаю, -
    вспоминает он с улыбкой. Но она сбегает с его
    лица, когда он вспоминает кошмар гражданской
    войны. В 1926-м будущий конструктор  поступает в
    Харьковский технологический институт:
 -    Никто не интересовался моим  
    дворянским происхождением. Даже в 1930-е я не
    испытывал никаких трудностей с этим. Никто не
    репрессировал и моих родителей...
 В институте он изучает паротехику. Страну
    захватывает бурное движение. Молодежь бредит
    скоростями, киловаттами, стратосферой и
    рекордными перелетами.В те годы Туполев строит
    самые большие самолеты в мире, которым нужны
    сверхмощные моторы, бензиновые двигатели не
    переходят рубежа в тысячу лошадиных сил - а
    паровая турбина таких же габаритов может дать
    несколько тысяч. В Харькове начинают
    разрабатывать паровой самолет. Молодой
    специалист с 1932-го работает у профессора
    Цветкова, на кафедре моторостроения
    Харьковского авиаинститута. Он быстро видит
    бесперспективность работы: выигрыш в мощности
    съедается большим весом котла и конденсирующей
    установки. Потом работы пошли по самолетным
    дизелям. В 1937-м молодой инженер Лозино-Лозинский
    выступает со смелым предложением. Нам нужен
    сильнейший воздушный флот на планете? Тогда у
    наших самолетов должны быть либо газотурбинные
    двигатели, либо комбинация из поршневых и
    воздушно-реактивных моторов. И это прозвучало
    тогда, когда основой советских ВВС  служили
    деревянные бипланы. Время подгоняет: в
    фашистской Италии и национал-социалистической
    Германии уже взлетают первые, еще очень
    несовершенные, турбореактивные самолеты. А
    Лозино-Лозинский переводится в Ленинградский
    политех. Работая на испытательной базе
    Кировского (бывшего Путиловского) завода.
 - Вы к тому времени уже были, поди, кандидатом
    наук?
 - Представьте себе, нет. Сила ведь не в званиях,
    а в знаниях. Первую диссертацию я защитил лишь в
    1985-м. Ценили людей тогда и без ученых степеней...
 Накануне Великой Отечественной Лозино-Лозинский
    переезжает в Киев, где с конструктором Таировым
    строит самолет с комбинированным двигателем.
 С
    войны на войнуЭвакуация Киевского авиазавода на восток
    началась несколько дней спустя после начала
    войны. Тридцатидвухлетний инженер направлен в
    Куйбышев (ныне Самара), где развертывается
    авиационный завод. Там он начинает работать в
    молодом еще конструкторском бюро Артема Микояна
    -  фирме "МиГ". Глеб Евгеньевич заражает
    начальника идеей реактивно-винтового самолета с
    форсажной камерой, который должен стать
    высотным, скоростным перехватчиком. Резон? С 22
    июля 1941 года гитлеровские бомбардировщики
    налетают на Москву. Их наводят на цель высотные
    разведчики, длиннокрылые "Хейнкель-177". Они
    недосягаемы ни для снарядов зениток, ни для
    истребителей.
 Работа над гибридным МиГ-13 продолжалась и тогда,
    когда немцев выбили за рубежи СССР. Ведь и в
    Германии, и в США шли работы над атомной бомбой. И
    потому нужны были перехватчики, способные
    сбивать высотные машины врага.
 - Нам удалось испытать МиГ-13, и скорость его
    достигла 850 км/ч. Немногим меньше, чем у лучшего
    реактивного истребителя немцев-  Ме-262, -
    вспоминает Г. Лозино-Лозинский. - Небольшая серия
    этих машин в 1946-м поступила на вооружение. Но
    страна нуждалась уже в чисто реактивной авиации.
    С окончанием Великой Отечественной начиналась
    новая война — «холодная». И майор
    Лозино-Лозинский едет в Германию принимать
    трофейные реактивные моторы ЮМО и БМВ,
    перенимать технологии. С удовлетворением
    отмечает: гитлеровцы так и не додумались до его
    форсажных камер, способных дать резкий скачок
    скорости. Под его руководством создаются
    двигатели для первых реактивных истребителей
    МиГ: форсажные камеры конструктора помогают
    самолетам СССР летать быстрее звука. Затем
    Лозино-Лозинский создает уникальный
    воздухозаборник для сверхзвукового МиГ-21.
 Мысль быстрее времениВ середине 1960-х карьера Лозино-Лозинского
    делает поистине космический рывок. США создают
    спутники-разведчики и бомбардировщики. Фирма
    "Хьюз" конструирует пилотируемый
    орбитальный истребитель. Америка пытается
    воплотить проект гитлеровца Зенгера и начинает
    работать над аэрокосмической системой "Дайна
    Сор": треугольно-крылым аппаратом, который
    выводился бы в космос ракетой и оттуда нырял в
    атмосферу, нанося удары по СССР. В 1965-м фирме
    Микояна ставят задание: создать машину,
    способную вести разведку на недосягаемой для ПВО
    США высоте, служить космическим истребителем и
    быстро выводить на орбиты спутники. И дело это
    берет на себя Лозино-Лозинский. Рождается
    замысел суперсистемы "Спираль": прекрасной
    комбинации из гиперзвуковой "стрелы" -
    носителя и изящного космоплана со стартовой
    ступенью. В стремительных линиях "Спирали"
    -  дух дерзких 60-х. Эпохи, когда в СССР мечтали о
    звездолетах и прозрачных куполах марсианских
    городов. Даже сейчас иностранцы, увидев модель
    "Спирали" на авиакосмических салонах,
    спрашивают: "Это ваша последняя разработка?"
    И страшно удивляются, когда им называют год этого
    проекта - 1965-й. Мысль конструктора обогнала время.
    Воплоти мы "Спираль" к середине 70-х -  и
    сейчас бы прочно господствовали на рынке мировых
    запусков. К сожалению, команда Лозино-Лозинского
    успела построить и испытать в атмосферных
    полетах только 10-тонный аналог космического
    самолета "Спирали". Проект
    Лозино-Лозинского сочли преждевременным и
    свернули. Ведь и американцы к 1970-му провалили
    проект "Дайна Соар" из-за дороговизны.
 
      
        |  |  |  |  
        | Модель комплекса
        "Спираль" | Самолет-аналог ОК
        "Спираль", выполнявший пилотируемые
        атмосферные полеты | Экспериментальный аппарат
        "Бор-4", неоднократно
        запускавшийся в космос |  Но Лозино-Лозинский к тому времени знал: будущее -
      за космопланами, а век ракет закончится, как
    закончилась эпоха паровозов. Работа над
    орбитальными самолетами продолжается. Модели
    Лозино-Лозинского пять раз летают в
    космос в 1970-х, четырежды - в 1982-1984 годах.
 И потому, когда Америка начинает работы над
    орбитальным планером "Шаттл", а советское
    руководство ставит задачу сделать такой же
    аппарат, во главе дела ставят Глеба Евгеньевича.
    Микоян, рекомендуя его, скажет: "Он трудный
    парень, но дело сделает!"
 В 1976-м Лозино-Лозинский возглавляет коллектив
    разработчиков корабля "Буран",
    новое НПО "Молния" . Фактически - сильнейший
    "мозговой трест", вобравший в себя Тушинский
    экспериментальный машзавод, 250 докторов и
    кандидатов наук.
 Неизвестная победаК 1988-му люди НПО "Молния" совершили чудо. Был
    построен и летал корабль
    "Буран", по всем статьям превзошедший
    американский "Шаттл". Система "Энергия - Буран" вышла экономичнее
    американской: ведь ракета-носитель могла
    применяться и отдельно от корабля. Который в свою
    очередь оказался гораздо более
    автоматизированным и грузоподъемным, нежели
    "Шаттл".
 Лозино-Лозинский тогда нажил немало врагов. Еще
    бы: чужак-авиационщик, вторгнувшийся в ракетную
    "вотчину", он ногой открывал двери высоких
    кабинетов, получая приоритет. Его люди принесли в
    космическую отрасль новые традиции борьбы с
    каждым лишним кило веса. Достаточно сказать, что
    они ухитрились сэкономить в "Буране" целых
    три тонны! Нынешней молодежи, выросшей у
    "телеящика", поди, кажется, что мир стоит на
    теннисистах, манекенщицах и крикливых
    телешоуменах. Они вряд ли знают, что к 1988 году
    трудами Лозино-Лозинского и его людей мы сделали
    колоссальный рывок. При разработке "Бурана"
    родилось более шестисот изобретений и
    технологий. Здесь - новые станки и способы сварки,
    сплавы и огнеупорная керамика, системы управления и покрышки, клеи и
    точная механика. Все, что могло применяться во
    всех отраслях нашей жизни, принося миллиарды
    долларов эффекта, даже если бы "Буран"
    никогда не отрывался от Земли. Все, что могло
    покончить с брежневской эпохой экспорта сырой
    нефти и превратить нас в высокотехнологичного
    "тигра". Но плодов этой победы мы пока не
    увидели.В этом нет вины "трудного парня" и
    его команды. Чудо они совершили.
 Идея для рывкаЗа шесть лет до полета "Бурана", в 1982-м,
    Лозино-Лозинский делает вывод: тяжелые
    "челноки" типа "Шаттлов" и "Бурана"
    чересчур дороги. И придумывает уже известный вам МАКС. Поистине - оружие
    нашей победы как на экономическом, так и на
    военном фронте.
 Ведь с 1983 года президент США Рейган начинает
    программу "звездных войн"- развертывания в
    околоземье боевых спутников. Истребителей
    баллистических ракет. Лазерных "пушек" с
    ядерной накачкой. Носителей крылатых ракет.
    Ставка делается на то, что русские не выдержат
    таких же громадных затрат. МАКС и был средством
    выиграть конкурентную борьбу с США в космосе.
    Ведь зарабатывание денег на запусках - это всего
    лишь одна его сторона. Мобильные и относительно
    недорогие МАКСы быстро, "дешево и сердито"
    способны разнести в клочки все эшелоны
    "звездных войн", ослепить и оглушить
    противника, уничтожив его спутники навигации и
    связи. Те же МАКСы могут обеспечить уничтожение
    вражеских авианосцев, быстро прорываться к цели
    на высотах от 30 до 80 километров. МАКС - 
    уникальная технология "двойного
    назначения", способная и деньги заработать, и
    страну оборонить...
 А Глеб Евгеньевич неутомим. Могучий мозг ученого
    продолжает выдавать все новые и новые идеи.
    Отлились в проекты его уникальные самолеты-трипланы,
    и первый из них уже летает. А он уже придумал
    спутник - сочетание грузов и волчков-гироскопов,
    который без двигателя, под влиянием лишь земного
    тяготения, набирает скорость на орбите. И -
    становится настоящей "катапультой" для
    стартов в дальний космос...
 Владимир КУЧЕРЕНКО. |