Из дневниковой записи

     1986 г. Трагедия - погиб экипаж и корабль "Челенджер". Орбитальная станция "Мир" выведена на орбиту 20 февраля.
     Ракета 5С. Работы с ракетой проводились на стенде-старте с января 1985 по май 1986 г. Проводилась комплексная проверка работоспособности систем и агрегатов блока Ц в условиях подготовки и проведения огневого запуска двигательной установки и огневых технологических испытаний ракеты. Программой испытаний было предусмотрено проведение на первом этапе двух огневых испытаний. Испытание N1А предусматривало проведение запуска двигателей на 17,8 с.
     Ракета для огневых стендовых испытаний блока Ц была готова к запуску двигателей 22 февраля. Пусковая стендовая схема работала в автоматическом режиме. За 2,53 с до условного для стендовой ракеты времени - "контакт подъема ракеты" - по команде “аварийного прекращения пуска” сформированной от системы управления аварийной защиты двигателя из-за превышения предельного уровня температуры в газогенераторе двигателя N1 РД-0120, двигательная установка блока выключилась. Это произошло в связи с остановом бустерного насоса горючего в процессе "вялой" раскрутки, положенной по циклограмме запуска двигателя. Останов произошел из-за схватывания пяты ротора с корпусом уплотнения вследствие деформаций, полученных в результате проведенной доработки корпуса насоса при ремонтных работах в монтажно-испытательном корпусе после проведения огневых контрольно-технологических испытаний: производилась подварка выхлопного коллектора к корпусу бустерного насоса. Это показательный случай вмешательства человека в процесс подготовки сложной огневой системы к пуску после проведения огневых контрольных технологических испытаний без последующего объективного контроля. Огневые технологические испытания двигателей должны быть последними операциями, закрывающими доступ к двигателю. По результатам были реализованы меры конструктивного и технологического плана., в том числе контроль в цепи готовности ракеты нижнего уровня оборотов бустерного насоса.
     В этой же ситуации в момент времени за 1,6 с до "контакта подъема" упало управляющее давление, подаваемое из блока Я на борт блока Ц. Как потом обнаружилось, разрушился трубопровод по линии подачи давления. Разрушение произошло в зоне сварного шва. Сварка производилась с нарушением режима. Применяемая при изготовлении этих трубопроводов сталь имела уникальный состав. В результате образовавшейся негерметичности произошла утечка гелия из ресиверов наземной системы газоснабжения. Все электро-пневмоклапаны ракеты стали неуправляемыми. Слив компонентов топлива стал невозможным. Ремонтная бригада добровольцев, учитывая особую опасность проведения работ в подстольном помещении стенд-старта под заправленной ракетой, за 66 мин, подключила обходную бортовую пневмомагистраль управления давления и резервные баллоны гелия высокого давления. Управление клапанами было восстановлено. Слив компонентов прошел штатно. Группа смельчаков работала во главе с В.Н.Кузнецовым (ответственный за безопасность работ, НИИХимМаш). Опасность проводимых бригадой работ усугублялась неуклонным повышением давления в баках. Криогенные компоненты "вспухали". Все трубопроводы были перепроверены на ракете 5С и последующих ракетах 6СЛ и 1Л. Введены дублирующие линии управляющего давления и дополнительные электротехнические средства управления клапанами.
     После приведения ракеты 5С в исходное состояние были проведены ремонтные работы и соответствующий контроль. Ремонтно-восстановительные работы проводили с 23 февраля по 16 апреля. С 16 по 22 апреля проходил цикл комплексных испытаний.
     Работы с ракетой 5С по подготовке вторичного пуска начались 24 апреля 1986 г. Был отмечен повышенный расход газа на наддув бака окислителя и нерасчетное время при включении обводной линии бортового наддува, в результате происходил частичный сброс газа в окружающую среду. В магистраль наддува ввели дроссельную шайбу. Были зафиксированы неоднократные подрабатывания датчиков, фиксирующих присутствие газов кислорода и водорода в отсеках ракеты. На основе анализа установлено, что срабатывания датчиков было ложным. Система пожаро-взрывопредупреждения в последующем неоднократно дорабатывалась с целью повышения достоверности показаний и исключения ложных подрабатываний. 25 апреля 1986 г. был произведен пуск. Ракета 5С работала нормально.
     Огневые испытания N2А были проведены с длительностью работы двигателей 390 с, без замечаний. Задачи по комплексной проверке работоспособности систем и агрегатов блока Ц были выполнены. Учитывая положительный результат испытаний 2А, решением межведомственной комиссии работы с ракетой 5С первого этапа были завершены.
     Ракета 4МП1. Работы с ракетой 4МП1 и орбитальным кораблем МЛ1 проводились на технической позиции с января по февраль 1986 г. Цель - примерка технологического оборудования с установкой полностью собранной ракеты с макетом орбитального корабля. Проверка стыкуемости технологического оборудования с кораблем МЛ1 и средств обслуживания ракеты выполнена без особых замечаний.
     Ракета 11Ф36П. Работы с ракетой и орбитальным кораблем МТ проводились с 13 по 16 мая 1986 года в монтажно-заправочном корпусе и старте. Осуществлялась примерка ракеты на установочном агрегате с площадками обслуживания и оконечными устройствами технологических систем на этих площадках. По результатам работ площадки комплекта и оконечные устройства технологических систем предварительно допущены к следующему этапу испытаний.
     Ракета 4МКС-Д. Работы проводились на стенд-старте с 13 по 28 августа 1986 г. Цели:
     - комплексная отработка технологии подготовки ракеты на стенд-старте;
     - определение технической готовности ракеты для испытаний в составе комплекса в соответствии с программой летных испытаний;
     - получение экспериментальных данных по динамическим испытаниям;
     - отработка эксплуатационной документации. Были проведены работы с ракетой 4МКС-Д и орбитальным кораблем МЛ1 в следующем объеме:
     - последовательная заправка блоков А керосином и блока Ц кислородом;
     - динамические испытания.
     Работы с ракетой 4МКС-Д на старте проводились с 29 августа по 4 октября 1986 г. Цели:
     - определение технической готовности ракеты для испытания в составе комплекса в соответствии с программой летных испытаний;
     - отработка эксплуатационной документации.
     Были проведены работы с ракетой в следующем объеме:
     - заправка блоков А керосином и кислородом с последующим сливом;
     - заправка блока Ц водородом;
     - огневые испытания системы дожигания водорода;
     - динамические испытания сухой и заправленной ракеты с целью идентификации расчетных и экспериментальных характеристик.
     Режимы заправки., обеспечение термостатирования и контроль - в норме.
     Финансирование работ на этот год несколько снизилось - до 1,34 млрд. руб.
     К 1986 г. "Спейс Шаттл" совершил 25 полетов. В 1987 г. в связи с работами по выяснению причин взрыва ускорителей "Челенджера" полеты "Спейс Шаттла" были приостановлены.


Далее...