В соответствии с
рекомендацией Межведомственной экспертной
комиссии рассмотрены другие варианты, не
проходящие над территорией иностранных
государств. Все рассмотренные варианты свелись к
двум: первый - прямое выведение на орбиту с
наклонением больше 55°, второй вариант -
применение бокового маневра на участке
выведения. Все разновидности второго варианта
оказались неприемлемыми из-за большого объема
доработки и отработки бортового математического
обеспечения системы управления ракеты-носителя
"Энергия".
Из всех возможных вариантов трасс,
не проходящих над территориями иностранных
государств, оказалась приемлемой трасса с
наклонением 65°. Использование такой трассы было
возможно, но приводило к снижению массы
выводимого полезного груза на 5 т и требовало
ряда дополнительных мер. Необходимо было
установить ограничения по времени пусков. Дело в
том, что в районе падения блоков А и головного
обтекателя располагается место гнездовья
розовых фламинго, поэтому с середины мая по
август пуски проводить было нельзя.
Использование трассы с этим наклонением
требовал также пересчета всех программ
траекторий, полетного задания и математической
ориентации измерительных средств. Учитывая, что
вероятность падения на территорию соседних
государств была чрезвычайно мала, было принято
решение проводить пуск 6СЛ по трассе с
наклонением 50,7°.
Оценка надежности ракеты 6СЛ велась
по методике, разработанной промышленными и
военными институтами
расчетно-экспериментальным путем с
использованием информации о надежности сборок,
агрегатов и систем, входящих в ракету. Методика
предусматривала оценку нижней доверительной
границы вероятности безотказной работы ракеты с
использованием принципа "слабого звена".
Анализ совокупности данных показал, что
наименьшее значение нижней границы вероятности
безотказной работы (0,949) имеет связка агрегатов
РД-0120, которая, таким образом, и была слабым
звеном с точки зрения надежности. Точечная
оценка вероятности безотказной работы ракеты 6СЛ
составляла 0,9722, нижняя доверительная граница
составляла 0,906 при доверительной вероятности 0,9,
что удовлетворяло этапному уровню надежности 0,9
(при доверительной вероятности 0,9),
установленному решением Совета главных
конструкторов в сентябре 1986 г.
В плане повышения
надежности предполагалось проведение огневых
стендовых испытаний блока Ц. Однако проведение
такого рода испытаний оказывает влияние на его
надежность двояко: существуют факторы,
повышающие надежность, и факторы, снижающие ее.
Повышение надежности после проведения огневых
испытаний ступени будет иметь место в случае
выявления дефектов и их устранения. Приняв в
качестве исходного значение надежности ракеты
6СЛ после проведения огневых испытаний как
точечную оценку вероятности ее безотказной
работы в полете, приращение надежности от
проведения огневых испытаний составила бы 0,01.
К факторам, снижающим надежность
после огневых испытаний, относятся: расходование
запаса по ресурсу бортовых систем, внесение
возможных дополнительных дефектов и повреждений
в период после огневой проверки. Для связки из
четырех двигателей РД-0120, как "слабого"
звена, понижение надежности составило бы 0,008.
Таким образом, оценка изменения
надежности ракеты 6СЛ от проведения огневых
испытаний составила бы 0,002 в пользу этих
испытаний. Эта разница имеет порядок, сравнимый с
точностью используемых исходных данных, поэтому
приращение надежности практически сводится на
нет снижением надежности двигателей.
С целью систематического контроля
достигнутой надежности ракеты-носителя
"Энергия" в ходе летных испытаний
устанавливались следующие этапные уровни: 6СЛ со
"Скифом-ДМ" - 0,9, 1Л с орбитальным кораблем в
непилотируемом варианте - 0,95, на начало
пилотируемых полетов - 0,97 и к эксплуатационным
работам - до 0,99. Это решение было утверждено
Советом главных конструкторов.
Огневыми стендовыми испытаниями
блока Ц ракеты 6СЛ предусматривалось выполнение
ряда задач экспериментальной отработки ступени.
Основные задачи были выполнены при проведении
работ с экспериментальными образцами других
блоков и ракет.
Проверка режимов захолаживания
двигателей РД-170 и РД-0120 была проведена в полном
объеме на автономных экспериментальных
установках, заправочном образце 4М, стендовых
ракетах типа 5С и стендовых блоках А. Проверки
совместного функционирования систем ракеты с
технологическим оборудованием и
контрольно-проверочной аппаратурой стенда -
старта были проведены полностью в ходе испытаний
на этом стенде экспериментальных образцов
ракеты 4М, 5С и 4МКС-Д. Комплексная отработка
операций подготовки ракеты к огневому запуску
была проведена на стендовых блоках А и стендовых
ракетах с блоком Ц вариантов 5С, 4М и 4МКС-Д.
Предварительная проверка работоспособности
ракеты, ее систем и агрегатов при запуске, работе
на режиме и включении была проведена на
стендовых вариантах блока А и блока Ц - 5С, 4М.
Опытные данные по характеристикам и
взаимодействию систем и агрегатов в процессе
огневых испытаний ступеней получены на
отдельных экспериментальных установках, а также
испытаниях стендовых вариантов блока А и блока Ц-
5С. В полном объеме эти характеристики могли быть
получены только при проведении летных испытаний.
Опытные данные по динамическим,
газодинамическим и тепловым нагрузкам,
воздействующим на ракету, получены при
проведении испытаний на экспериментальной
установке ЭУ-360 - по пульсациям давления и при
проведении огневых стендовых испытаний
ступеней. Реальные вибрационные и другие виды
нагрузок, связанные с работой двигателей, могли
быть получены только при проведении летных
испытаний. Эффективность системы дожигания не
прореагировавшего водорода проверена полностью
в ходе испытаний ракет 4М, 5С и 4МКС-Д, а также при
первом огневом пуске ракеты 5С. Уточнение
мероприятий по безопасности работ проведены на
предыдущих ракетах 4М, 5С и 4МКС-Д, полностью
проверка возможна только на штатной ракете типа
6СЛ.
Тем не менее головные заказчики
настаивали на проведении предполетных огневых
испытаний блока Ц. Идеология, связанная с
обоснованием необходимости и целесообразности
проведения огневых испытаний ракеты
"Энергия", была изложена в докладной записке
А.А.Максимова Председателю Государственной
комиссии по военно-промышленным вопросам
Ю.Д.Маслюкову в октябре 1986 г: "По результатам
неудачного опыта начала летных испытаний
ракеты-носителя Н-1 с многодвигательной
установкой и успешных запусков ракет - носителей
"Сатурн-5" ранее было принято решение о
принципиальном изменении идеологии отработки
ракет-носителей тяжелого и сверхтяжелого
классов. Основным в этой идеологии является
необходимость проведения огневых
технологических испытаний каждой конкретной
ракеты перед ее пуском по программе". Наши же
доводы сводились к тому, что объем наземной
экспериментальной отработки ракеты
"Энергия" почти в 4 раза превышает объем
отработки комплекса Н-1. К началу первого пуска
ракеты-носителя Н-1 на двигателях первой ступени
11Д51 наработка составляла в сумме около 40 тыс. с,
при этом были выявлены конструктивные дефекты,
которые проявились и при летных пусках.
Наряду с этим, комплексным планом
экспериментальной отработки предусматривалось
проведение испытаний и к началу работ с ракетой
N6СЛ фактически выполнены работы на 185
экспериментальных установках, прочность блока Ц
отрабатывалась на 34 сборках в составе программы
2И. Отработка приборов, агрегатов и автоматики по
программам конструкторско-доводочных испытаний,
чистовых испытаний охватывала 368 позиций. Совет
главных конструкторов подтвердил эффективность
выполняемых работ.
Под отработку систем, узлов,
агрегатов и ракеты-носителя "Энергия" в
целом была задействована экспериментальная
база, насчитывающая 232 стенда, одним из которых
является универсальный комплекс стенд-старт. К
октябрю 1986 г. проведено 8 огневых стендовых
испытаний модульной части блока А и первой
ступени ракеты "Зенит", 407 огневых испытаний
двигателей первой ступени и 427 - второй. На
стенд-старте были проведены девять циклов по
отработке заправки блока Ц на ракете 4М и
заправки пакета в целом на ракете 4МКС-Д, два
огневых стендовых испытания блока Ц в составе
ракеты 5С, проведены динамические испытания
ракеты, отработана идеология системы
безопасности и пожаро-взрывопредупреждения.
В ходе огневых испытаний стендовой
ракеты 5С на универсальном стенд-старте были
решены все задачи в объеме, необходимом для
проведения опережающего пуска ракеты 6СЛ.
Проведение огневых стендовых испытаний ракеты
6СЛ увеличит суммарную огневую наработку блока Ц
только на 8 %.
В США для отработки водородных
ступеней "Сатурна-5" были созданы два стенда
большой мощности с тремя рабочими местами, что
дало возможность совместить стендовую отработку
ступеней с доводочными испытаниями двигателей
J-2. К началу стендовых испытаний водородной
ступени достигнутая наработка этого двигателя
составила около 6000 с. Такая же идеология была
заложена в программу наземной отработки
маршевой двигательной установки "Спейс
Шаттла". Суммарная наработка двигателей SSME
перед началом стендовых испытаний ступени
составляла 14300 с. Достигнутая наработка
двигателей РД-0120 к октябрю 1986 г. - 63800 с. Но главный
довод заключался в том, что у нас был только один
стенд и в случае взрыва ракеты, вероятность
которого все же составляла 4 %, ущерб нашему
стендовому хозяйству и программе в целом был бы
нанесен значительный. При пуске же этой ракеты по
программе полета вероятность нанесения ущерба
была ниже. При штатном полете уже на 30-й секунде
ракета находится на высоте 2,5 км. Экспертные
оценки длительности восстановительных работ - 2-3
года. Исходя из этих выводов мы настаивали на
отходе от ошибочных, по моему мнению, канонов в
экспериментальной отработке ракет
сверхтяжелого класса.
Выбор стенд-старта в качестве
стартовой площадки для первого пуска не случаен.
В связи с тем, что заказчики настаивали на
выполнении предполетных огневых испытаний, пуск
ракеты без проведения этих испытаний считался
конструкторским отработочным, поэтому его
следовало производить со стенда, который
считался принадлежностью так называемой
промышленной зоны. Складывалась условная
организационная ситуация, когда пуск должен был
быть проведен промышленными организациями. Но от
участия в проведении этого пуска военные не
отказывались никогда. Были и другие доводы в
пользу стенд-старта, их много и с этим все
согласились. Поэтому стенд-старт открывал дорогу
"Энергии".
Кроме всех запланированных нами
работ по экспериментальному подтверждению
надежности ракеты, велась доработка
пневмогидравлических систем. Эта доработка
вылилась в большую кропотливую работу переборки
магистралей высокого давления.
Дело в том, что после
автоматического прекращения пуска стендовой
ракеты 5С при ее первом запуске, кроме медленного
набора оборотов бустерного насоса двигателя
РД-0120, выявилось падение давления гелия в
управляющей магистрали. Падение давления было
зафиксировано одновременно с прохождением
команды на выключение двигателей. Произошла
разгерметизация и утечка из ресиверов наземной
системы газоснабжения гелия. Управление
электро-пневмоклапанами ракеты стало
невозможным. Слив компонентов топлива оказался
проблематичным. Необходимо было искать обходной
путь. Наши специалисты нашли выход. Но для
осуществления перехода на обходную магистраль
необходимо было произвести работы в
"подстольном" помещении, то есть под
заправленной ракетой. Бригада с одобрения
госкомиссии и технического руководства поехала
к ракете. Правда, один из бригады раздумал и не
согласился выполнять столь опасную работу. Через
55 минут была подключена обходная магистраль, и
резервные баллоны гелия высокого давления.
ОД.Бакланов поблагодарил членов бригады и вручил
каждому подарки, какие были возможны. Это был
риск, но другого выхода не было. Позднее было
обнаружено разрушение трубки из специальной
стали...
Начались исследования причин
разрушения, до перепроверок свойств стали и
технологии изготовления труб. Практически все
трубопроводы высокого давления на ракете 6СЛ
были заменены. А в это время шла доработка
двигателя РД-0120 на старте. Менялся бустерный
насос впервые не в производственном помещении -
отрабатывались в том числе ремонтные качества
ракеты на старте.
На 15 мая 1987 г., к первому пуску
ракеты-носителя "Энергия" N6СЛ, было
испытано 148 двигателей РД-170 и 103 - РД-0120, 473 и 523
испытания двигателей соответственно. Достигнута
суммарная наработка на двигателях РД-170 в
секундах - 51845 и в ресурсах 346, на двигателях РД-0120 -
73891 и 154. Двигатели проходили испытания в составе
стендовых блоков А (9 экземпляров) и блока Ц.
Двигатели РД-170 к этому времени в полетном режиме
отработали в составе первой ступени при 8 пусках
ракет-носителей "Зенит". Подтверждена
надежность двигателя РД-170, равная 0,991, и
двигателя РД-0120, равная 0,985. При этом
безаварийность составляла 0,995 и 0,99
соответственно.
Решением Совета главных
конструкторов на основе анализа были
установлены поэтапные уровни надежности
двигателей, имея в виду двигательный цикл
изготовления ракет "Энергия" по времени. Для
двигателей РД-0120, предназначенных для стендовых
испытаний блока Ц, на момент поставки надежность
не хуже 0,97 и на начало стендовых испытаний 0,98, для
летных образцов ракет 6СЛ и 1Л - 0,98 и 0,99
соответственно на момент поставки и испытаний.
Для двигателей РД-170, поставляемых на ракеты 6СЛ и
1Л, - 0,99. Таким образом, установленные требования
остались ниже реально достигнутых.
Последовательное приближение к
этим уровням достигалось от одного вида
отработок к другому. К январю 1985 г. было проведено
219 испытаний двигателей РД-170 с суммарной
наработкой 19596 с, из них 91 испытание - с
реализацией 100 % режима с наработкой 11014 с. 11
двигателей наработали 3 и более ресурсов, из них 6
двигателей по 4 ресурса, 2 двигателя - 5 ресурсов. В
1984 г. было проведено 84 испытания с наработкой
суммарно 10600 с. На 4 октября 1988 г., к пуску
ракеты-носителя "Энергия" N1Л, было испытано
186 двигателей РД-170 и 126 - РД-0120, проведено 618
огневых испытаний РД-170 и 635 - РД-0120. Достигнутая
наработка составила 69579 с для РД-170 и 120454 с для
РД-0120, в ресурсах - 464 и 251 соответственно.
Подтверждена надежность 0,9975 двигателя РД-170 при
безаварийности 0,998 и надежность 0,993 двигателя
РД-0120 с безаварийностью 0,996.
Каждый двигатель РД-0120 для
стендовых блоков Ц 5С, 5С-1 для летных 6СЛ, 1JI, 2Л были
отработаны на суммарный ресурс 1670 с, в том числе
контрольно-технологические испытания первого и
второго этапов - 230 с, штатного применения - 480 с,
остаточный гарантийный ресурс - 960 с, т.е.
суммарный ресурс сверх технологических
испытаний равен 3 штатным. На отдельных
двигателях при отработке был достигнут ресурс до
6-8 штатных. Для дальнейшего увеличения ресурса
необходима была доработка схемы двигателя и
конструкции узла турбины.
Для ракеты NЗЛ с максимальным
форсированием до 106 13 % по тяге двигатели прошли
заключительные доводочные испытания первого
этапа на ресурс 2000 с, в том числе
контрольно-технологические испытания двух
этапов 230 с, огневые технологические испытания 330
с, штатное использование 480 с, остаточный ресурс
960 с. Велась подготовка доведения ресурса до 2630 с.
Увеличение кратности использования двигателей
требовало, по экспертной оценке, двух-трех лет
проведения работ по совершенствованию
двигателя.
Одна из главных проблем была
связана с ненадежной работой внешней системы
электроснабжения комплекса. Внезапное падение
напряжения и более опасные его всплески
приводили к выходу из строя бортовых систем и
технологического оборудования. Бортовые системы
срочно дорабатывались - вводилась защита по
питанию. Такого рода "исключительные
события" происходили достаточно часто.
Заместитель начальника полигона Николай
Андреевич Борисюк ввел даже систему охраны
высоковольтных линий и подстанций, открытых
распределительных устройств.
Позднее были введены как
гарантийные автономные источники
электропитания на базе трех газотурбинных
поездов, а также более совершенные системы
гарантийного питания, обеспечивающие питание
без разрыва.
С приближением окончания всех
видов испытаний ракеты стал вопрос: освещать
первый пуск средствами информации или нет.
Мнения были разные. Одни считали целесообразным
сделать телезрителей, радиослушателей и
читателей участниками событий. Были и противники
этого, в их числе и я. По опыту прошлой работы в
конструкторском бюро "Южное", я знал, что при
первом пуске, особенно при такой подготовке
ракеты, будут замечания, неполадки, недоработки.
Вести устранение замечаний, а может быть и
доработку, на виду у всего мира - преждевременно.
Это внесет нервозность в работу испытателей и
всего боевого расчета. Возобладало последнее
мнение. Руководство комиссии и промышленности
были за трансляцию. Но, и кроме этого, при
возникновении неисправности будут требовать
немедленного ответа, по какой причине и какие
принимаются решения. Дать ответ в режиме
подготовки мы были не в состоянии, потому что
таких бортовых и стендовых систем диагностики и
анализа у нас на старте не было. Анализ же по
рассмотрению зафиксированных телеметрических
данных требует времени. Пример тому - пуск
двигателей ракеты 5С. Хотя на рабочее место
главному конструктору двигателя РД-0120
А.Д.Конопатову, В.С.Рачуку и их специалистам
вывели на экран дисплея многие параметры
двигателей, динамика изменения параметров не
позволила их зрительно отследить и, тем более,
дать заключение. Заключение по прекращению
работы двигателей было дано через некоторое
время. Вначале определили, что причина останова -
двигательная установка, и только на следующий
день была дана причина останова двигателя. Это
был первый пуск. В банк данных в комплекс
вычислительных машин ввести допустимые и
недопустимые параметры и сформировать
математическую модель отказов мы еще не имели
возможности. Это будет впереди.
Пуск ракеты был назначен на 7 утра
московского времени 15 мая. Фактически он
состоялся в 22 часа московского времени. Часто
спрашивали потом, после пуска, особенно
иностранные корреспонденты, обозреватели и
специалисты, почему пуск был проведен в ночное
время. Логика их была неоспоримой. Исходя из
безопасности, информативности и других причин,
конечно, пуск в светлое время, если нет
ограничений расчетного порядка,
предпочтительнее.
Практически все участники
подготовки к пуску ракеты, в том числе от
предприятий промышленности, представителей
министерств и Главного управления космических
сил, стремились попасть на командный пункт
стартового комплекса. Такого большого
количества желающих быть свидетелями или
участниками "таинства" подготовки и пуска
ракеты существующее помещение даже не могло
вместить. Начальником управления В.Е.Гудилиным и
В.М.Караштиным, от нас, был составлен и утвержден
состав боевого расчета. Правда, вне этого состава
все же в различных помещениях находилось
достаточно много народу.
Был организован запасной командный
пункт на стартовом комплексе, где располагались
ремонтно-восстановительные бригады
"Прогресса" во главе с Н.С.Шураковым, ЗЭМа с
Ю.И.Лыгиным, запасной операторский состав из
числа офицеров. Там же О.Н.Шишкин по поручению
О.Д.Бакланова "отвлекал" на себя всех
высоких представителей министерств. Общее
руководство полигонного обеспечения, в том числе
и безопасности, аварийно-спасательными
подразделениями, связи, боевым расчетом полигона
было за начальником полигона генералом
Ю.А.Жуковым. Юрий Аверкович, спокойный, деловой,
скромный командир, был начальником полигона с 1983
г. В КБЮ мы знали его давно, еще командующим
Смоленской ракетной армией.
Подготовка ракеты 6СЛ проводилась
на технической позиции с 18 ноября 1986 г. (сборка
пакета) и с 3 декабря 1986 г. по 21 января 1987 г.
(комплексные проверки). Осуществлялась
подготовка и проверка ракеты перед передачей
эксплуатирующей организации для проведения
штатной работы.
Проверки на технической позиции
проводились в два этапа:
1 этап - "черновой" цикл с
вводом в эксплуатацию системы автоматической
проверки и отработкой эксплуатационной
документации;
2 этап - "чистовой" цикл, в
результате которого ракета была окончательно
проверена.
Подготовка ракеты в
монтажно-заправочном корпусе проводилась с 22
января по 10 февраля 1987 г.
Проведена установка
твердотопливных двигателей увода, стыковка
"Скифа-ДМ" с ракетой-носителем.
Подготовка комплекса к штатной
работе на стенде-старте проводилась в три этапа в
период с 11 февраля по 15 мая 1987 г.:
1 этап (с 11 февраля по 28 марта) -
проводились комплексные проверки доработанных
агрегатов и систем стенд-старта с ракетой,
проверка дополнительных режимов проверок,
замена технологических приборов "А" и ввод в
эксплуатацию системы управления комплексом.
Дополнительно проводились работы по проверке
отвода площадок и ремонтно-восстановительные
работы.
2 этап (с 17 по 28 марта) - проводился
"черновой" цикл испытаний ракетного
комплекса, включая проверку на электромагнитную
совместимость радиосистем ракеты и
"Скифа-ДМ".
3 этап (с 29 марта по 15 мая) -
проводился "чистовой" цикл испытаний
ракеты, устранение всех выявленных замечаний,
включая доработку и замену технического
полетного задания на штатное.
По прибытии ракеты 6СЛ на
универсальный комплекс стенд-старт первыми были
замечания из области замечаний, связанных со
стыковкой электро- и пневмогидравлических
соединений блока Я и стартового пускового
сооружения. Вторая группа замечаний была связана
с недостаточной влагозащищенностью ракеты и
ненадежной герметизацией корпуса ракеты и
желоба, в котором монтируется кабельная сеть по
внешней поверхности корпуса ракеты. Это была
целая исследовательская работа по изучению
влияния влаги атмосферы в различных условиях - от
февральских морозов и гололедиц до апрельских и
майских весенних дождей - на стойкость
конструкции. Проблема была преодолена.
В день подготовки ракеты 6СЛ и пуска
первое замечание: падение управляющего давления
в магистрали на входе в блок А первой ступени.
Блок N30А. Причина была установлена. На разъемном
стыке трубопровода были установлена не та
прокладка. Дефект устранен, потеряно
технологическое время подготовки ракеты к пуску.
Второе замечание при подготовке: зависание
тарели одного из клапанов на днище водородного
бака. Были проведены вспомогательные операции,
которые помогли клапану стать в рабочее
положение. Конструкция клапана была исследована
на стендах - изменены режимы работы этого
клапана.
Был проведен анализ основных
дефектов, выявленных в процессе подготовки к
стендовым испытаниям блока Ц (5С) и пусковых
испытаний ракеты 6СЛ. Обнаруженные дефекты
связаны, в основном, с незавершенностью
отработки элементов конструкции. Только 4 из 17
были связаны с нарушением технологического
процесса изготовления и контроля блока Ц. Из
всего перечня только четыре дефекта появились
после команды "Главная":
- На блоке A N4 ракеты 6СЛ имела место
повышенная погрешность обеспечения системой
регулирования номинальных параметров по тяге - 2,4
%, по соотношению компонентов - 4,6 %. Повышенная
погрешность была связана с заменой регулятора.
Дефект связан с превышением ошибки настройки
двигателя, обусловленной недостатками процесса
контроля двигателя РД-170. При огневых
технологических испытаниях блока этот дефект
мог бы быть выявлен только при продолжительности
испытаний более 40 с, т.е. необходимо было
прохождение контрольной точки датчика уровня
системы управления расходом топлива.
- На этом же блоке было
зарегистрировано понижение температуры в
хвостовом отсеке возле магистрали подвода
окислителя к насосу двигателя в промежутке
времени с 74,3-й по 84-ю секунду с -11 градусов до -93 °С.
Причиной явилась негерметичность, вскрывшаяся в
результате действий реальных циклических
нагрузок. При ограниченном времени прохождения
огневых технологических испытаний такого рода
дефект не мог бы выявиться, но его проявление
могло бы быть ускорено в полете с проведением
огневых испытаний блока.
- На 40-140 с полета ракеты 6СЛ имело
место повышение давления в полости между
тоннельным каналом внутри водородного бака и
магистральным трубопроводом подачи кислорода
блока Ц выше допустимого до 0,3 атм. Это произошло
из-за неоткрытия заглушек, установленных на
выходе из этой полости. Огневыми испытаниями это
бы не обнаружилось. Были реализованы другие
конструктивные меры.
- Отказали три и имели
недостоверные показания два датчика температуры
системы аварийной защиты двигателей РД-0120.
Дефект не требует проведения огневых испытаний.
Приняты другие меры по качеству датчиков.
На всех этапах подготовки ракеты
6СЛ имели замечания по 50 приборов системы
управления. Это было предметом особого
рассмотрения коллегии министерства.