заголовок

Акция "Российской газеты" и ее читателей: "Построим космический мост в XXI век"

26 декабря 1997 года

Национальная гордость сулит богатство
Проект МАКС с точки зрения финансистов Национального космического банка
Скоро месяц, как мы рассказав об отечественном проекте "крылатой космонавтики", о МАКСе, бросили клич: дадим жизнь нашим космопланам, чтобы сохранить лидирующую роль в освоении космоса. Мы спросили у наших читателей совета: не собрать ли средства всем миром? Мы прекрасно знаем, что для "народного космоплана" необходима прочная экономическая основа, что рубли народных сбережений не должны пропасть зря. И поэтому обратились за помощью к  финансовым специалистам, которых хорошо знаем, - в Национальный космический банк (НКБ). И вот, после изучения деятельности НПО «Молния» и состояния дел на нем, они сделали свои выводы. Насколько реальны планы завоевания рынка запусков с помощью многоразовых авиакосмических систем? И можно ли собрать средства для этого? Об этом - наш разговор с Сергеем АРШИНОВЫМ, Председателем совета НКБ, и с Александром МЯЧИНЫМ, Председателем правления НКБ.

Стратегия инвестиций выбрана верно.
Сергей АРШИНОВ: - То, что многоразовые авиационно-космические системы - МАКС - прибыльное дело, сомнений у нас не вызывает. Обладатель способа дешевого запуска имеет реальную возможность занять громадный сегмент мирового «стартового» рынка. Сейчас частные фирмы - изготовители спутников и поставщики спутниковых услуг согласны платить по 8-10 тысяч долларов за килограмм нагрузки, доставленной на орбиту.
Один космический самолет «Молнии» может брать на борт сразу несколько спутников, выполняя несколько заказов. В целях окупаемости проекта можно сначала установить тариф в 4-5 тысяч долларов за кило. Себестоимость в одну тысячу за килограмм доставки это позволяет. Но в какой форме воплощать проект? Ничего нового и необычного придумывать не надо. Несколько лет назад была предпринята попытка в верном направлении - создано открытое акционерное общество (ОАО) «Международная корпорация МАКС» («МК МАКС»), главным учредителем которого стало НПО «Молния», строитель и создатель авиакосмической техники. Чем хорош этот путь? Тем, что сбор средств идет под конкретный проект, а не в НПО, где эти средства могут «рассеяться» или уйти за долги. Теперь мы намерены стать акционерами «МК МАКС» и вдохнуть в него новую жизнь. Именно это ОАО должно стать центром аккумуляции денег. Итоги ревизии позволят нам сделать окончательный выбор - использовать имеющееся АО или создавать новое. До нового, 1998, года мы определимся окончательно. Национальный космический банк согласен взять на себя некоторые издержки.  Мы считаем эту программу перспективным, долгосрочным вложением средств,  а деньги наших клиентов мы вынуждены считать скрупулезно! Стоит, пожалуй, добавить, что НПО «Молния», которое будет основным подрядчиком для «народного АО», основным исполнителем работ, сумело сохранить и кадровый состав, и энергичных, предприимчивых людей. Этим оно очень выгодно отличается от многих предприятий российской «оборонки», от которых осталась  лишь внешняя оболочка - вывеска.
«РГ»: - Но почему потребовалось давать новую жизнь этому акционерному проекту? Ведь дело-то было прибыльным и три года назад.
Александр МЯЧИН: - Несколько лет назад обстановка в стране была совсем другой. Организаторы АО все еще ждали государственного финансирования. В стране бушевала инфляция, и у самих-то руководителей предприятий еще не сформировалось нового подхода к делу. Теперь не только инфляция сбита - изменилось мировоззрение директорского корпуса. Все хорошо поняли, что надо рассчитывать только на себя, что проекты придется выстраивать из окупаемых звеньев. Изменилась и психология граждан: теперь никто не верит в обогащение «по щучьему велению», на играх с пустыми бумажками.
Задействовать уже имеющуюся структуру гораздо разумнее, чем создавать новую. Тем более что в ней собраны очень толковые специалисты. Акционерное общество может начать работать еще до того, как соберет средства на первый этап реализации проекта аэрокосмической системы. Первой ступенью может стать вложение средств в сертификацию и постройку отличного самолета - триплана «Молния-1». На него есть хороший спрос, в нем заинтересованы Якутия и Министерство по чрезвычайным ситуациям. Заказ может достигать величины в 400 машин.

досье «РГ». Здесь необходимо пояснение. В отличие от привычных нам ракетно-космических фирм, создававшихся в СССР, НПО «Молния» по структуре ближе американским корпорациям, которые совмещают производство ракет с выпуском самолетов и вертолетов. В Советском Союзе эти виды деятельности были разделены, и это породило многие болезненные явления при сокращении бюджетных ассигнований на космические полеты. НПО «Молния» в последние советские годы стало реализовывать идею своего генконструктора Глеба Лозино-Лозинского: постройку самолетов непривычной для нас схемы - трипланов. Что в переводе значит «о трех парах крыльев». Все привычные нам самолеты - либо монопланы (Ил-62, Ту-154 и т.д.), либо - бипланы («кукурузник» Ан-2). Коллектив НПО создал пять проектов самолетов-трипланов, отличающихся еще одной парой плоскостей.Аналогов в нынешнем мире им нет. Триплан благодаря своей конструкции имеет на 20 процентов меньшую массу, нежели монопланы той же грузоподъемности. А значит, триплан расходует меньше горючего, более дешев в работе. Благодаря «лишним» плоскостям такие машины легкоуправляемы, не требуют длинных взлетно-посадочных полос. Они не сваливаются в штопор, их полет ровен и устойчив. Самый маленький из трипланов - «Молния-1» -удостоился золотой медали Всемирного салона изобретений и научных исследований в Брюсселе «Эврика-93». Его показывали на авиасалоне 1995 года в Ле-Бурже. Сборка этого шестиместного самолетика, годного для туризма и почтовой службы, для деловых полетов и аэрофотосъемки, для санитарных перевозок и патрулирования в любых целях, налажена на самарском «Авиакоре». Маленькому триплану не нужны аэродромы - хватит любой   ровной площадки длиной в полкилометра. Замени колеса на лыжи или поплавки - и летай хоть в Арктике, хоть у побережий, хоть в тропиках. При этом крейсерская скорость «Молнии-1» выше, чем у вертолетов - его конкурентов в Сибири, Арктике, в спасательных и пограничных частях. Это расход дорогого топлива - пятикратно меньше.
РГ»: - То есть средства первых инвесторов, наших читателей, первоначально, возможно, будут вложены в производство и сбыт «Молнии-1». Таким образом, АО «МК МАКС» начнет само зарабатывать деньги на развертывание аэрокосмолетной программы, не полагаясь только на поддержку покупателей акций. И все же, уважаемые банкиры, есть ли иные способы заработать на промежуточных проектах? Обеспечить прибыльность будущего «народного АО» буквально с первых шагов?

Шестиместный самолет бизнес-класса МОЛНИЯ-1

С.А.: - При разработке «Бурана» была создана целая гамма уникальных технологий, и сегодня НПО «Молния» обладает правами на несколько патентов. Здесь тоже есть выгодные области вложения средств. Например, умелая эксплуатация транспортного самолета «Мрия» способна принести от 2 до 3 миллионов долларов за один коммерческий рейс. Немалую прибыль может дать использование патента да уникальный алюминиево-литиевый сплав, права на который принадлежат НПО «Молния» совместно с институтом авиаматериалов, ВИАМом. Есть патенты на два титановых сплава, которые можно делать в Каменецк-Уральском. Есть еще несколько уникальных материалов, которые осталось досертифицировать, совершить несложные испытания.Сейчас наш Национальный космический банк, вернее его специалисты, прорабатывает коммерческое использование этих патентов и технологий. И деньги, заработанные на них, пойдут в одну копилку - на реализацию проекта МАКС. Я хочу, чтобы читатели «Российской газеты» знали: то, что мы замышляем, не будет сбором пожертвований, как на храм Христа Спасителя. Это - серьезный, общенациональный коммерческий проект «Российской газеты», НПО «Молния»,   Национального космического банка, который даст прибыль! А еще он станет катализатором развития аэрокосмической отрасли, поможет сохранить десятки тысяч рабочих мест.

Гарантии безопасности: возможны варианты
"РГ": - Давайте еще раз вернемся к больному вопросу - проблеме сохранности денег, которые люди могут вложить в АО «МК МАКС». Несколько последних лет принесли слишком много скандалов с акционерными обществами. Сколько раз средства собирались с самыми благородными целями, но затем оказывалось, что они «исчезли», обогатили лишь узкий круг лиц. Призывая наших читателей, всех патриотов России вкладывать деньги в аэрокосмонавтику, дадим ли мы им гарантии того, что их кровью, потом заработанные рубли опять не «растворятся»?
С.А.: - Сейчас Национальный космический банк может говорить только как участник инициативной группы. Мы, например, считаем, что права на использование МАКСа должны перейти к акционерному обществу - ради скорейшей окупаемости.
А.М.: - Проект надо сделать как можно более гласным, «прозрачным». При акционерном обществе мы создадим авторитетный наблюдательный совет, но не из «свадебных генералов», а из конструкторов, известных людей и компетентных специалистов. Из тех, кто представляет разнообразные интересы нашего общества, его насущные нужды. Тех, кто заинтересован в сильной,индустриально развитой России. Из тех, кто заработал доброе имя и рассуждает как патриот, а не «поет по желанию заказчика». Тех, кто может поднять свой возмущенный голос, если дело «собьется с курса». Впрочем, «Российская газета» уже обратилась к читателям с просьбой назвать кандидатуры в наблюдательный совет. Такой совет должен определять и финансовую политику АО.
С.А.: - Считаю, что контрольного пакета в «МК МАКС» не должно быть ни у кого. Ни у юридического, ни у физического лица. Это акционерное общество должно стать поистине народным.
Почему Национальный космический?..
«РГ»: - Немало вопросов у тех читателей, кто откликнулся на наш призыв, вызывает кандидатура НКБ. Ведь, согласитесь, вы куда менее известны, нежели, скажем, «МЕНАТЕП» или ОНЭКСИМбанк.
А.М.: -Согласен. Но за прошлый год НКБ серьезно укрепил свои позиции. Мы ведь давно работаем в космической области, нам понятны ее проблемы. Мы очень хорошо понимаем перспективность вложений в передовые космические проекты. Один из наших первых учредителей - НПО «Прикладной механики» (Красноярск-26) - в числе ведущих мировых корпораций-производителей спутников связи. Отметим, что именно НПО прикладной механики имело непосредственное отношение к сертификации проекта МАКС, к его признанию на высочайшем уровне. Ведь его спутникам тоже нужны дешевые, эффективные носители. Опыт работы с космической отраслью, набор финансовых инструментов мы имеем и чувствуем себя здесь уверенно. НКБ кредитует несколько проектов в области космической связи. И мы реально оцениваем грандиозность предстоящей задачи...
С.А.: -.. .С полной ответственностью заявляю: проект МАКС сейчас в одиночку не потянет ни один банк России. Поэтому, выступая в качестве некой инициативной группы, мы проведем переговоры с несколькими крупными банками на предмет совместного участия. Пока скажу: иные из них уже проявили весьма живую заинтересованность.
«РГ»: - Многие, кто звонит и пишет в ответ на публикации о проекте МАКС, спрашивают: "Открыт ли расчетный счет? Каковы его реквизиты? Мы готовы перечислить первые взносы!»
С.А.: - Дорогие читатели! За ваши деньги вы получите акции или их сертификаты. Будет образован и депозитарий нашего «народного АО». Очень скоро мы дадим подробные объяснения: назовем расчетный счет и другие реквизиты, покажем, как правильно заполнить платежный документ. Расскажем, как можно распорядиться своими акциями: либо получить их по почте, либо - доверить их депозитарию. Мы не медлим. Мы тщательно все прорабатываем, чтобы ни у вас, ни у нас не вышло обечки. И в этом отношении «Российская газета» уже установила над нами строгий контроль.

Беседу вел Владимир КУЧЕРЕНКО


Возврат к предыдущей публикации Возврат на страницу - Акции Мк МАКС Переход к следующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1999
E-mail: buran@buran.ru