заголовок

Акция "Российской газеты" и ее читателей: "Построим космический мост в XXI век"

16 декабря 1997 года

Крылатая Россия - против "Звезды риска".

Через 4-5 лет мы обгоним Америку, станем получать громадную прибыль и вернем контроль над космосом...
Если на реальный сверхприбыльный проект не пожалеем 3 миллиардов долларов. Где взять деньги? Проект начнет жить, если каждый россиянин вложит в него 100 - 300 тысяч рублей. И станет обладателем документа, дающего ему право получать полный отчет о том, куда пошли его деньги. И дающий право ему, его сыну (дочери), внуку (внучке) получать в будущем, когда заработает проект и станет рентабельным, свою долю прибыли. Участник этого проекта становится, таким образом, реальным соучастником национального беспроигрышного дела, которое без всяких оговорок выведет наше Отечество на первое место среди космических держав.
Мы обращаемся ко всем, кто верит в россиян и Россию, для кого она не "эта страна" "с этим народом", а Родина-мать, колыбель великой истории, и для кого она останется таковой во веки веков.
Мы обращаемся ко всем, кто считает себя патриотом России, кому дорог и свой дом и свое Отечество; особенно к тем, кто в нашей волшебной стране за какие-то пять-семь лет стал богатым, очень богатым, сказочно богатым -
ПОРА ОТДАВАТЬ ДОЛГИ!
ПОРА РАБОТАТЬ И НА РОССИЮ!

Наши гости - маститые ученые. Г.Лозино-Лозинский - действительный член Международной академии астронавтики и Российской инженерной академии. А.Башилов имеет титул члена-корреспондента Американской академии аэронавтики и астронавтики.

Анатолий ЮРКОВ, главный редактор "РГ": - Сегодняшний разговор поможет нам определиться: что мы способны сделать для реализации проекта? Если мы ввяжемся в эту историю, то придется напряженно работать не менее 2-3 лет.
Александр БАШИЛОВ: - Признаться, я не совсем понимаю, как газета может ввязаться в это серьезное дело.
А. Ю.: - Например, в костромской деревне Нежитино сгорела школа. Денег на новую нет ни у села, ни у костромской администрации. "РГ" бросила клич по всей стране, и школа теперь строится. Конечно, масштабы тут несравнимы, но идеи, подход сопоставимы. Наша страна, россияне обладают громадным потенциалом, имя которому - душевная отзывчивость. Люди из своей пенсии выкраивают рубли на добрые дела. Недавно мы рассказали о том, как в городе Коряжме Архангельской области заболела девочка и на ее лечение потребовалось срочно 134 миллиона рублей. Местная газета рассказала об этом и обратилась к людям с просьбой помочь девочке, спасти ее. Всего за пять дней люди собрали и принесли в редакцию местной газеты 150 миллионов. А ведь в городке живет всего 40 тысяч душ. Но оказалось - каких душ!
Потому мы и рассчитываем на свое умение говорить с соотечественниками, на патриотизм, талант и широту души россиян. Но для начала хотим обратиться к ним за советом. Хотим заинтересовать Правительство. И спросить у них: будут они в этом участвовать или нет? С помощью нашего проверенного делового партнера - Национального космического банка организовать выпуск облигаций или иных ценных бумаг под ваш проект. И если сбор средств и пожертвований на проект МАКСа пойдет, мы обратимся к сильным мира сего. "Неужели останетесь в стороне?! Смотрите, много потеряете... Люди из пенсии несут вот сколько. А вы, отложив строительство очередного дворца, могли бы вложить деньги в проект, который принесет славу и деньги Отечеству!"
А. Б.: - И вас не пугает размер суммы, которая нужна?
А. Ю.: -Нас уже ничто не испугает.
А. Б.: -Все ясно. Тогда - поехали...

220 томов и три стадии.
"РГ": - Почему вы настолько уверены в своем проекте?
Глеб ЛОЗИНО-ЛОЗИНСКИЙ: Он - единственный, который признан во всем мире как технически самый отработанный и как самый экономичный. Это значит, что МАКС способен вывести на ближнюю орбиту килограмм груза не больше чем за тысячу долларов. То же самое, сделанное американским воздушно-космическим "челноком" типа "Шаттл", обойдется минимум в 12-14тыс. долларов. МАКС - единственный реализуемый на сегодня проект, поскольку он основан на уже имеющихся в России аппаратуре и конструкционных материалах. И стоимость его относительно низка по сравнению с аналогичными системами, которые разрабатываются в других странах мира. Достаточно сказать, что стоимость американского аналога, "Венчур Стар", - около 6-8 миллиардов долларов. Нашего - в пределах 3 (трех) миллиардов. В 1989-м мы защитили эскизный проект - 220 томов чертежей, схем и выкладок. Эскизный вариант - это около полутораста фирм-смежников, это серьезная комиссия, которая три дня этот проект принимала. Возглавлял ее тогда маршал Евгений Шапошников.
Тогда мы учли многие замечания и с тех пор дважды делали дополнения. Начиная с 1993 года мы троекратно защищали МАКС на межведомственной комиссии Совета безопасности при Президенте РФ.
А. Б.: - С 1994 года крупнейшие аэрокосмические фирмы Европы привлекали НПО "Молния" к оценке разрабатываемых проектов. (Одновременно они знакомились с нашим МАКС). Первый- немецкий "Зенгер", стартующий с гиперзвукового носителя. Потом - французский "Гермес": вертикально стартующий с помощью носителя "Ариан" и возвращающийся по-самолетному. И наконец, английский "ХОТОЛ", где в качестве летающего старта предлагается использовать наш Ан-225 "Мрия". У нас есть заключение Европейского космического агентства (ЕКА), где признано: проект МАКС наиболее проработан и реализуем. И если делать что-то, то надо начинать с него.
Г. Л.-Л.: - В разговорах с нами немцы откровенно признались: если бы российское Правительство показало свою заинтересованность, дало определенные гарантии, тогда бы и наши банки (то есть немецкие) приняли участие в инвестировании проекта. Ведь окупаемость МАКСа, который обладает такой низкой себестоимостью вывода полезного груза (около 1 тыс. долларов за один кг), во много раз быстрее, нежели даже у перспективных систем. По нашим расчетам хватит 25 запусков в год, чтобы за 3-5 лет окупить все затраты. Замечу, что затраты эти разделяются на три стадии. Первая- беспилотная модификация МАКСа, которая выводит грузы на орбиту, обслуживает и - подчеркну это! - возвращает их обратно на Землю. С этого надо начинать. Это - около 1,5 миллиарда долларов. Второй шаг - уже пилотируемый орбитальный самолет. Он требует оснащения этого аппарата, дополнительных затрат в полмиллиарда долларов. И наконец, третий этап -постройка беспилотного транспортного варианта. По сути дела, одноразовой ракеты, которая стартует с самолета-разгонщика и выводит грузы на самую важную орбиту - геостационарную. Сохраняя при этом ту же низкую себестоимость на килограмм запускаемой массы.

Примечание редакции: геостационарная орбита находится на высоте 30 тысяч километров в  экваториальной плоскости над планетой. Спутник, выведенный туда, обращается вокруг центра Земли за 24 часа. И потому как бы неподвижно "висит" над одним и тем же районом планеты.

Третья стадия - это еще около 700 миллионов долларов. Такая дешевизна объясняется тем, что МАКС-Т собирается из узлов, которые уже были созданы и на 70 процентов выработали свой ресурс на космическом самолете. То есть - "б/у".

Оперативность, дешевизна и ловушка "Морского старта".
"Р. Г": - Вы полагаете, что освоение космоса будет кратно увеличиваться? Не получится ли так, что МАКС останется без работы, не получит заказа на то количество полетов на орбиту, которое вы планируете и по которым рассчитываете рентабельность, а деньги, вложенные в него, пропадут?
А. Б.: - Космос будет завоевываться так, как еще недавно осваивалось воздушное пространство. Ведь человеку нужно развивать системы связи, расширять инфраструктуру цивилизации. На Земле места уже не хватает. Возьмите телефонную связь, которая сейчас немыслима без спутников. Однако запуск каждого - дело дорогое и сложное, о котором оповещается весь мир. МАКС как бы приближает космос, удешевляет его, решает проблему проблем - возвращение спутников на Землю для их ремонта. Одно это обещает новые прибыли. А если учесть потребность по выводу нагрузок, о которых мы с вами пока не знаем?..
Г. Л.-Л.: - Возвращение спутников назад - великое дело. Орбитальные аппараты весьма дороги. Вышло что-нибудь на нем из строя - и пиши пропало. Если он управляемый, его бросают в океан. В худшем случае, он летает сам, пока не сгорит в плотных слоях атмосферы. А мы с помощью МАКС его элементарно возвращаем и меняем. Есть еще одна простая мысль. США и остальной мир будут запускать тысячи спутников. Они потихоньку станут выходить из строя и падать на наши головы. Отнюдь не все из того космического мусора сгорит в атмосфере. Так что без эвакуаторов никак нельзя!
А. Б.: - Когда мы говорим, что крылатая космонавтика способна завоевать ближний космос, мы имеем в виду "трех китов", на которых она стоит. Дешевизну, оперативность и экологическую чистоту. Первые два качества обеспечиваются тем, что МАКСу не нужны космодромы с дорогими зонами отчуждения. Положение точки старта МАКС в плоскости вращения спутника, с которым надо стыковаться, позволяет сделать это в считанные часы, а не за несколько суток, как сейчас. Летающий старт, "Мрия", доставит его в нужную, самую удобную для запуска, точку планеты. Туда, откуда выведенный в космос аппарат состыкуется с "Миром" за 2-3 часа. Если лететь придется дальше 3 тысяч километров, то "Мрия" дозаправится в воздухе, от летающего танкера Ил-78. Подвесной бак МАКСа заправлен еще в России: керосином, жидкими кислородом и водородом. Это топливо, благодаря отработанной еще на системе "Энергия-Буран" теплоизоляции бака, практически не испаряется. А если охладить жидкие газы ниже точки замерзания, то "Мрия" с орбитальным блоком может спокойно лететь из русской зимы на солнечный экватор. А идет "Мрия" на высоте 10 километров, где царствует вечная 50-градусная стужа. При запуске отработанные ступени на Землю не падают. Нет нужды в отчуждении огромных территорий, за которые нужно платить.
Г.Л.-Л. - Добавлю к сказанному Александром Сергеевичем: одноразовая ракета, стартующая с привязанного к данной точке космодрома, - вещь неудобная. Запуски за счет этого очень дороги. Вот почему лихая американская фирма "Боинг" организовала плавучий космодром  - "Морской старт". (В проекте участвуют Россия и Украина). Огромный, тяжелый, но все-таки - способный прибыть на экватор, где при запуске получается выигрыш в скорости на 500 метров в секунду. Вот как важно иметь подвижную стартовую площадку! А мы предлагаем куда менее дорогостоящий и гораздо более подвижный старт. Да еще намного более оперативный и экономичный: ведь немалая скорость "Мрии" прибавляется к скорости вращения планеты. Но МАКС остается на бумаге - а "Морской старт"   уже строится. И когда он выйдет в море, ракетной отрасли России будет нанесен сильный удар. Ведь пускать с "Морского старта" "Боинг" собираются уже украинские ракеты "Зенит". Они под руководством США отберут у российских "Протонов-М" мировой рынок запусков! МАКС же побивает и американских конкурентов, а позиции России на рынке запусков усиливает. Что же касается освоения космоса, то это - столбовая дорога человечества в 3-м тысячелетии. Появятся орбитальные производства особо чистых биопрепаратов и лекарств, сверхчистых кристаллов для электроники. Того же арсенида галлия, основы для создания мощной элементной базы. Космические аппараты - основа для развития информационных систем. А дальше - получение энергии из ближнего космоса, добыча минерального сырья на ближайших планетах. Ведь на Земле ресурсы иссякают. Для всего этого нужны дешевые транспортные средства. И Россия имеет здесь мировой приоритет. Ведь тот же "Боинг" пришел к выводу: во сколько раз подешевеет запуск - во столько же раз вырастет и количество выводимых аппаратов.

Звезда риска" и американская гегемония.
"РГ": - У нас есть неистребимая привычка: оглядываться на Запад. И если в Америке что-то делают - значит и нам надо тянуться за ними. Они-то чем занимаются?
Г.Л.-Л.: - Америка трудится ради того, чтобы "забить" всех своих конкурентов. В свое время президент Рейган объявил во всеуслышание, что США делают NАSР, национальный космический самолет. Более дешевый, нежели не оправдавший надежд, слишком дорогой "Шаттл". Правда, с NASP у них ничего не вышло...Ныне американцы поставили вопрос очень жестко: создать крылатую многоразовую вертикально взлетающую систему "Венчур Стар" - "Звезду риска" - грузоподъемностью до 20 тонн. "Венчур Стар" при выводе на низкие орбиты должен снизить себестоимость килограмма доставляемого груза до 2,5 тысячи долларов (на геостационар он должен выносить до 4,5 тонны - по 11 тысяч за килограмм). Это в пять раз дешевле, чем у их ближайших конкурентов - Франции с ее ракетой "Ариан". Увы, они и наши ракеты таким образом "забивают". Стратегия США понятна: они рвутся к мировому космическому господству. С одной стороны, они развертывают планетарные спутниковые системы связи, вроде "Иридиума", и мы им в этом помогаем - дешевыми запусками. С другой - США хотят замкнуть на себя и средства вывода спутников для этих систем...
А.Б.: - Замечу, что наша корпорация "Компомаш" еще в 1996 году докладывала Борису Ельцину: нельзя базировать связь на чужих спутниковых системах. Потому что завтра чужой "дядя" выключит нам свои частоты, и мы останемся ни с чем. Поэтому "Компомаш" предложил ответ России: систему "Ростелесат" из 800 спутников. В записке сказано: МАКС - система, которая "Ростелесат" обслуживает.
"РГ": -Давайте вернемся к теме зарубежных конкурентов.
Г.Л.-Л.: - В США делают ХА-33, уменьшенный, экспериментальный вариант "Венчур Стар". Х-34 - отличается от "Венчур Стар" несколько другой формой. Его одно время планировали как первую ступень для вывода на орбиту до полутонны груза. Сейчас Х-34 оставили как экспериментальный аппарат, но о дальнейших шагах пока молчат. Наконец, есть Х-38, средство аварийного спасения с будущей международной космической станции. Но мы считаем, что наш орбитальный самолет "Молния" в качестве спасателя и дешевле, и отработанное.
"РГ": - Однако многих смущает разница в суммах. Американцы требуют на свои проекты по 6-8 миллиардов долларов, а вы - почти в три раза меньше. За  счет чего так дешев МАКС?

Г.Л.-Л.: - В МАКС уже вложено более одного миллиарда долларов, еще в советские времена. Проведен колоссальный объем аэродинамических испытаний - "продувок" на дозвуковых, сверхзвуковых и трансзвуковых скоростях. На 80 процентов эти испытания по МАКС пройдены. Нам не надо создавать испытательную базу - она построена у нас в 1986 году. Это такой капитал, которым пока в России никто больше не обладает.
А.Б.: - Второй момент - это двигатель. Из-за отсутствия его у американцев и лопнул проект NASP. Создание двигателя на Западе обходится минимум в 1,5- 2 миллиарда долларов. Академик Борис Каторгин на "Энергомаше" готов сделать трехкомпонентный многоразовый двигатель РД-701 всего за 200 миллионов. Прошло более 30 успешных испытаний принципиально новых камер сгорания двигателя. Ведь Каторгин делает его из уже отработанных раньше частей и узлов.

Из досье: 20 ноября на заседании Правительстве РФ академик В. Каторгин заявил: хотя "Энергомаш" три годя сидит без госзаказов, работа над трехкомпонвитным мотором продолжается. За счет работы по американским контрактам по старому двигателю РД-180.  Сохранены и уникальные стенды для испытаний.

Г.Л.-Л.: - Наконец, МАКС зиждется на мощной автоматизации запуска и компьютерной технике. Для старта "Энергии-Бурана" потребовался огромный подземный зал на 700 инженеров и операторов. На сотнях дисплеев контролировались заправка, запуск, полет всех элементов.
То же самое - и у американцев с их "Шаттлом", половину стоимости запуска которого съедает громоздкая система контроля. Все это страшно удорожает многоразовые системы. "Соль" МАКСа   в мощной автоматизации. Мы сумели рационализировать системы контроля и диагностики настолько, что часть операций выполняется перед стартом "летающего космодрома". Во время запуска и на начальном этапе полета со всем справляются всего три оператора на борту "Мрии".
"РГ": - А есть ли возможность привлечь к сотрудничеству тех, кто не хочет установления полной американской монополии? Ту же Западную Европу, например? Да и мимо Украины здесь не пройдешь: ведь ей принадлежат права на ваш самолет-разгонщик "Мрию".
А.Б.: - Коммерческий подход сегодня - правильный подход. Но европейцы не будут вкладывать деньги в проект. Им нужна либо уже действующая система (которой пока нет), либо - постановление российского Правительства с гарантиями. Будет оно -и мы найдем до 60 процентов внебюджетных денег. Предложения на этот счет у нас есть. Например, в разговоре с представителем Евросоюза вырисовалась простая картина. Делаем МАКС, распределяя обязанности. Украина, например, вносит два самолета "Мрия". Европа - дает место базирования, пилотажные и навигационные системы. Остальное - за Россией. Пропорционально вложенным долям и прибыль разделим. Не верите в наши расчеты - проверьте их сами.

Из досье: Уникальный бак может сделать днепропетровский "ЮжМашЗавод", где директорствовал нынешний президент Украины Леонид Кучма. "ЮжМашЗавод" готов сотрудничать с НПО "Молния": ведь Кучма, по словам Г.Лозино-Лозинского, делал разгонный бак еще для "Бурана".

Между космосом  и авиацией.
"РГ": - Сегодня едва ли не главный камень преткновения - это нейтральное отношение к МАКСу Российского космического агентства (РКА) во главе с Юрием Коптевым. Даже больше - отчужденном отношении к вам ракетостроителей, которые сегодня вынуждены драться за каждый рубль. Ведь крылатая система отбирает у них рынок. Не в этом ли причина того, что до сих пор нет желанного правительственного постановления по МАКСу?
Г.Л.-Л.: РКА можно понять: бюджетное финансирование у его предприятий - скудное. Если они возьмут на себя еще и МАКС, то придется выкраивать деньги из того же тощего бюджета, отбирая у родных ракетчиков последние крохи. Разве Коптев на это пойдет? Ю. Коптев правильно советует: ищите заказчиков и деньги за рубежом. Но заказчика за рубежом можно найти, когда есть уже готовая система.  Голый же проект, да еще и без государственных гарантий и поддержки, спросом не пользуется. С 1994 года мы трижды обсуждали проблему создания МАКС на заседаниях межведомственной комиссии Совета безопасности. Дважды писали самому Б. Ельцину. На последнем письме есть его резолюция: "...Прошу разработать и представить федеральную программу по созданию многоцелевой авиационно-космической системы, имея в виду российско-украинскую интеграцию в сфере высоких технологий и целевое финансирование первоочередных работ по созданию ключевых авиакосмических технологий". После президентского решения Ю. Коптев нас собирал, мы отправили в Правительство документ, подписанный РКА и Миноборонпромом, посвященный тесной связи МАКСа с ключевыми технологиями. Г. Лозино-Лозинский собрал у себя всех мыслимых академиков, руководителей фирм, и они составили список этих технологий. И опять все заглохло. После каждого заседания Совбеза нам говорили: готовьте проект постановления. Их накопилась целая стопка. В 1996-м, казалось, дело сдвинулось с мертвой точки. Нами заинтересовался тогдашний первый вице-премьер. Но произошли перемены во власти, и новые люди в Правительстве нас не замечают. Хотя, наверное, мы просто не донесли своих идей до нынешнего министра экономики Якова Уринсона. Ведь сейчас он "унаследовал" структуру бывшего Миноборонпрома...
"РГ": - Можете ли вы после стольких лет мытарств построить МАКС? Не утрачен ли ваш научно-технический и кадровый потенциал?
А.Б.: - Ситуация в НПО "Молния", как и везде в ВПК, непростая. Сегодня мы - открытое АО. На 90 процентов наши заказчики - это Минэкономики и Минобороны. Платят они за работу с задержками, и подчас не живыми деньгами, а зачетами. Задержки зарплаты достигают 5 месяцев. Но люди верят нам, и кадровый костяк сохранился. Увы, очень много молодежи ушло. Мы уже три года ее не принимаем. Это опасно, потому что средний возраст у нас перевалил за 53 года. А ведь специалисты обязаны передавать опыт! Сейчас мы ищем возможность с помощью Инженерной академии найти какой-то небольшой, устойчивый способ финансирования, чтобы как-то привлекать молодых людей. Иначе через несколько лет все уйдет безвозвратно. Те люди, которые от нас ушли, периодически читают прессу, видят там какие-то постановления, звонят, спрашивают: когда? Мы готовы работать за зарплату в полтора миллиона. Ведь те, кто делал "Буран", буквально "заболели" крылатой космонавтикой. Это ведь так интересно! Мы тогда показали свою силу всему миру и сейчас с восхищением вспоминаем, как работали сутками напролет. Не упустить бы этот шанс! Тяжела ситуация, но не безвыходна. Если Правительство выпустит постановление по МАКСу и начнем хоть немножко его "расталкивать", то привлечем внебюджетные средства. Смежники наши, задействованные по МАКСу, подтверждают: будем работать.

Стенограмму встречи в редакции подготовил к печати Владимир КУЧЕРЕНКО.


Возврат к предыдущей публикации Возврат на страницу - Акции Мк МАКС Переход к следующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1999
E-mail: buran@buran.ru