ЭКСПРЕСС-ОТЧЕТ |
2. РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАВИГАЦИИ
2.1. | Система навигации предназначена для
информационного обеспечения автоматического
полета ОК с момента его выхода из зоны
образования плазмы до входа в зону действия
радиотехнической системы автоматической
посадки. Определяемые системой навигационные параметры используются в бортовой цифровой вычислительной системе (БЦВС) для коррекции автономно счисленных координат ОК. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. |
Система навигации состоит из высокоточных базово-радиодальномерных и азимутально-дальномерных систем и включает бортовое и наземное оборудование. Бортовое оборудование 17М900 базово-радиодальномерной системы (РДС) представляет собой четыре взаимнорезервируемых однотипных комплектов измерителей дальности, каждый из которых одновременно измеряет дальности до трех наземных ретрансляторов-дальномеров (РД) методом "запрос-ответ". В районе аэродрома посадки установлено шесть РД, размещенных таким образом, чтобы обеспечить наибольшую точность определения трех координат ОК (навигационных параметров). Переключение бортового оборудования РДС на работу с оптимальной тройкой РД производится по ходу полета по командам БЦВС. На этапе посадки бортовое оборудование РДС измеряет дальность до посадочного РД, установленного в торце посадочной полосы. Для сохранения надежного радиоконтакта бортового и наземного оборудования РДС при сложных траекторных маневрах и любых кренах и тангажах ОК предусмотрена бортовая антенная система, имеющая близкую к сферической зону обзора и круговой тип поляризации, а РД оснащены антеннами горизонтальной и вертикальной поляризации. Бортовое оборудование 17M902 азимутально-дальномерной системы является традиционным средством радионавигации летательных аппаратов и взаимодействует с наземным азимутально-дальномерным радиомаяком отечественной системы ближней навигации (РСБН). На аэродроме посадки установлен радиомаяк последней модификации Е-329. РСБН введена в состав системы навигации в качестве резервного источника навигационной информации при посадке на основной аэродром, и в качестве основного источника при посадке на аварийные аэродромы, не оснащенные РД системы РДС. Наземные средства навигации контролируются и управляются централизованно аппаратурой технического управления и контроля. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. |
Основные характеристики системы навигации
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. |
Первой автоматической посадке ОК предшествовала комплексная экспериментальная отработка системы навигации с использованием летающих лабораторий Ил-14 и Ту-134А, Ту-134БВ, Ту-154 номер 85024 и номер 85083 и БТС-002 на летно-испытательных базах Громова, Васильченко и объекте 858/251. По результатам летных испытаний производилась коррекция математической модели наземных средств и среды распространения, завершающая отработка и сдача бортового оборудования на полунатурном моделирующем стенде предприятия Громова. 15 ноября 1988г. работа системы навигации проводилась в соответствии с принятыми циклограммами следующим образом. Наземное оборудование было включено за 2,5 часа до контакта "Подъем" (КП) и выключено после остановки ОК на посадочной полосе. По данным контроля технического состояния в течение указанного времени технические характеристики системы находились в заданных пределах. Средства электроснабжения и привлекаемые для дистанционного контроля каналы связи работали устойчиво за исключением следующих фактов.
Бортовое оборудование было включено за 26 минут до КП, за 24 мин было введено в режим "Контроль", за 23 минуты на 5 с переведено в режим "Работа" и затем снова - в режим "Контроль". За 21 мин. 53 с. БЦВС была сформирована матрица технического состояния "НОРМА ПОДСИCТЕМ ПОСАДКИ", произведены старт и выключение бортового оборудования на 280-й с. после КП. На орбитальном участке было произведено включение бортового оборудования на 4 минуты в режиме "Контроль" с последующим переводом в режим "Работа". При возврате ОК бортовое оборудование было включено на высоте 80 км в режиме "Контроль", на высоте 50 км переведено в режим "Работа". Измерение азимута и дальности до радиомаяка Е-329 началось на высоте 20 км после получения из БЦВС информации о номере частотно-кодового канала радиомаяка (согласно циклограмме первого полета ОК) и продолжалось до выключения бортового оборудования. Измерение дальностей до РД началось на высоте 45 км и продолжалось до выключения бортового оборудования после остановки ОК на посадочной полосе. Кратковременные (единицы секунд) перерывы в измерениях определялись переключением измерителей на новые РД. При этом в любом случае сохранялась выдача информации в БЦВС не менее чем от двух комплектов бортового оборудования согласно ТТЗ. В процессе отработки системы навигации и обеспечения посадки ОК были выявлены следующие вопросы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.5. |
При проведении дальнейших работ целесообразно:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.6. |
Выводы
|
СИСТЕМА НАВИГАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПОЛЕТА ОК УСПЕШНО ВЫПОЛНИЛА ПОСТАВЛЕННУЮ ЗАДАЧУ И СООТВЕТСТВУЕТ ЗАДАННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ.