Правда
25 мая 1989 года
На испытательной базе в подмосковном городе Жуковском видели всякое. И все же когда там в минувший вторник приземлился гигантский транспортный корабль Ан-225 "Мрия" ("Мечта") с подвешенным на внешней подвеске ("на горбу") многоразовым космическим кораблем "Буран", тем самым, что совершил не так давно поразительный орбитальный рейс, нашлось много желающих посмотреть на это многоэтажное крылатое сооружение. |
Давным-давно, когда в Париж на аэрокосмическую выставку впервые прибыл наш четырехмоторный Ан-22 "Антей", советский самолет кто-то сравнил с летающим собором. Не знаю, как уж нынче назовут там и с чем сравнят новую советскую машину, способную перевозить уникальные грузы, габариты которых превышают возможности всех существующих наземных и воздушных транспортных средств. О чем веду речь? Ну, скажем, ректификационные колонны для химических производств диаметром до 10 и длиной до 70 метров, агрегаты и блоки газо-, нефте-, горнодобывающей, энергетической, перерабатывающей отраслей промышленности, буровые установки, собранные воздушно-космические корабли… Все это можно будет перевозить внутри грузовой кабины или на внешней подвеске.
Вот что за аэроплан привела в московское небо команда испытателей ОКБ имени О.Антонова во главе с Александром Галуненко и Сергеем Горбиком.
… Трудно передать чувства при виде этой громадины. Вместе с создателями самолета поднялись по встроенному трапу на борт. После плавного, осторожного, можно, наверное, и так сказать, взлета мы продолжили разговор, завязавшийся у кромки поля и непременно "опускавшийся" с заоблачных высот, проблем чисто авиационных, к сугубо земным.
Действительно, в наше время часто слышны голоса: зачем нам все это нужно - многомиллиардные "Бураны", ракеты-носители типа "Энергия", воздушные грузовики, когда пустоваты полки магазинов, когда туго с харчами, когда миллионы людей живут за чертой бедности или мыкаются в поисках жилья? Что ж, свой резон в этих вопросах есть. Ибо десятилетиями стремились мы быть "впереди планеты всей", во что бы то ни стало, во всех сферах. Кроме одной - чисто человеческой. Признаюсь, стыдно было, до боли сердечной, обидно за великую нашу державу, когда тот же киевлянин-самолетостроитель, построивший уникальный самолет, в московском буфере паковал в портфель консервы для дома, для семьи.
Что значит создать машину, подобную
Ан-225? Или двигатели для него - Д-18Т (работа запорожского коллектива,
возглавляемого до недавнего времени В.Лотаревым)? Или тот же "Буран"?
Начинить его такой аппаратурой, что безукоризненно приземлит космический челнок
после орбитального рейса. Это значит всколыхнуть всю промышленность,
взбудоражить лучшие умы сотен НИИ, КБ, заводов, продвинуть то, что называем мы
научно-техническим прогрессом.
Без мощного технологического рывка мы обречены на прозябание, на созерцание
уходящих в отрыв, тех, кто еще вчера был рядом или опережал нас на какие-то
полшага.
Так что же, плестись в хвосте, взирая с завистью на других? Иль разуверились мы
в своих силах? Нет, нет и нет.
Слабой, оскудевшей на таланты стране такое, как, скажем, последние наши инженерные творения, не по плечу. В этом, простите, никто меня не разубедит. Другое дело: находки ученых и конструкторов, что творят за высокими заборами "почтовых ящиков", пощедрее "рассыпать" бы по всей стране, дать во всю мощь развернуться таланту, убрать гири с его ног, а шоры - с глаз. Чтобы трактора наши и стиральные машины были столь же совершенны, как истребители Су-27 или МиГ-29, автоматы Калашникова или как списанные в расход ракеты СС-20. Но и работать-то, извините, нужно за десятерых, поскольку товары и услуги с неба не свалятся.
… Такие вот, непричесанные, быть может, мысли невольно возникали на борту Ан-225, основного звена транспортной системы недалекого будущего, которой действительно нигде и ни у кого в мире нет.
С конструктором Анатолией Буланенко,
аэродинамиком Борисом Шкулеповым, другими давними моими знакомыми из ОКБ имени
О.Антонова мы "прогуливались" в
ходе полета по гулкой палубе грузового отсека, в котором можно, наверное,
свободно сыграть в гандбол.
Оказалось, что острословы уже дали системе имя: "Байконур
Мрия Бурановна". Через считанные дни киевляне
отправляются в Париж, на международный авиакосмический салон. Конечно, это их
заботит больше всего. По секрету скажу: впереди им видится, как я понял, новый
самолет. Нет, не гигант какой о трех головах и восьми моторах. Наращивать
габариты в ОКБ не собираются.
Им видится машина, в которой сольется опыт эксплуатации "Русланов"
и только-только встающей на крыло "Мечты".
Алексей Горохов
Web-master: ©Вадим
Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru