Красная звезда
30 марта 1989 года

Как быть с "Бураном"?

В печати, в том числе и центральной, сначала ругали американский "Шаттл", а теперь можно услышать недобрые слова и о "Буране".. Не слишком ли щедро мы финансирует космос, может, стоит притормозить, пока не залатаем дыры? Да и как быть с "Бураном"?
Г.КАРЕВСКАЯ, В.ПУШКОВ и др. (всего восемь подписей).

Для начала - одна любопытная история. Известный физик и труженик науки Майкл Фарадей читал однажды лекцию в Лондонском Королевском институте и демонстрировал опыт. Ученый подносил к катушке проволоки магнит и показывал, что в катушке возбуждается чуть заметный электрический ток.
- Профессор, но если даже такой слабый ток и возникает, какое это может иметь значение?
- Мадам, - галантно ответил ей Фарадей, - можете ли вы предсказать судьбу новорожденного ребенка?
- А сколько вы получили за это открытие? - не смутилась дама.
- Пока ничего, - улыбнулся ученый...
Впрочем, это так, к слову. Чтобы в какой-то мере подойти к ответу на вопросы читателей.

 

Рейс задерживался. В динамиках аэровокзала звучал извиняющийся голос диспетчера: "Вылет переносится на два часа из-за сильного тумана в Москве". Это был не первый перенос. Многие пассажиры томились в аэропорту более суток, и никто уже не верил, что через два часа самолет взлетит и уйдет на маршрут.

Подумалось: а как же "Буран"? Нет для него ограничений по погоде. И после многотысячного по километрам маршрута в заоблачной, космической вышине он возвращается в заданную "точку" посадки. И тютелька в тютельку начинает и заканчивает пробег по бетонной полосе. Рядом с встречающими. А если вдруг какой-то сбой, резкая перемена погоды, крылатый космический корабль изменяет курс захода на эту самую полосу и совершает все запрограммированное, только с другой стороны. И в дождь, и в туман, и темной ночью. Фантастика? Нет. Реальность! Вот если бы самолеты Аэрофлота оснастить такими же умными автоматическими системами...

Впрочем, разве только этим восхищает космическая техника. Она убеждает, что не где-нибудь, а у нас в стране созданы такие конструкционные материалы, которые могут надежно работать в условиях сверхнизких и весьма высоких температур. Мы располагаем своими, отечественными многоресурсными агрегатами и устройствами, миниатюрными приборами высочайшей чувствительности, мощнейшими двигательными установками, солнечной энергетикой, точнейшими навигационными системами... Перечень можно продолжать и продолжать. Но ведь за всем этим, кроме всего прочего, стоят освоенные технологии. Их мало назвать современными, они в большинстве своем уникальны, если говорить о точности, чистоте, качестве получаемых изделий. Вот бы внедрять все это в народное хозяйство!

Сколько конструкторского таланта вложено в это дело, сколь много научных мыслей и идей сконцентрировало оно в себе! Какого высокого профессионального мастерства потребовало от исполнителей, стоящих у станков, производственных агрегатов, - технологов, лаборантов, программистов, испытателей, рабочих! И сколько нашей национальной гордости за всем этим, космическим!

И если быть до конца объективным, надо признать (ибо весь мир это признает), что все эти годы космическая индустрия шла нетрадиционными путями, закладывала принципиально новые технические решения, использовала только отечественную технику и материалы.

А сколько затрат - попросту денег - ушло на создание "Энергии" и "Бурана"? - скажут те, кто привык измерять все только в рублях. Много! И этого никто не скрывает. Глупо скрывать. Миллиарды. Если суммировать затраты всех лет космической эры, то - многие десятки миллиардов, в чем-то, правда, утративших свою истинную стоимость рублей. Ну а отдача? В тех же рублях? Она тоже велика. Велика, но могла бы быть больше. И это тоже неоспоримый факт. Неоспоримый и печальный. Деньги надо уметь считать.

 

Однако не могу не сказать и другого. Наше мироощущение порой отличает отчетливая приверженность привычным категориям, в том числе и в вопросах, касающихся науки и техники. Протонный синхротрон, ТОКАМАК, установка для поиска "очарованных" частиц, новый космический корабль, суперЭВМ... "Что-то, вероятно, важное, сообразное времени", - пожимают плечами некоторые. А поскольку официальная информация о расходах скудна, "неофициальная" заполняет пустоты. И сразу некая психологическая нервозность будоражит сознание, вытесняет логику, вызывая обидное ощущение личной ущемленности. Суждения становятся резче: "Мудрят чего-то, пускают деньги на ветер, не берегут народную копейку". И звучит тревожно и призывно: "Долой космос!",

Не стану спорить: у каждого из нас забот хватает. И своих, и чужих. И, так сказать, высокого полета, я приземленных, бытовых. Сегодняшних и на перспективу. Все это так...

Кстати, об американцах. Народ это практичный, деловой, деньги считать умеет, живет не только сегодняшним днем, но и прогнозирует свое будущее. Знаю это не с чужих слов. Трижды бывал в этой стране, знакомился с ее научными институтами, работой НАСА, космическими центрами. От весьма авторитетных ученых слышал лестные отзывы о нашей космической технике. Не комплименты - суждения специалистов.

"Долговременные орбитальные станции "Салют" и "Мир" позволили русским найти оптимальный вариант сочетания фундаментальных и прикладных исследований..."

"Энергия" обладает в 10 раз большей мощностью по сравнению с любым советским носителем и в 4 раза большей грузоподъемностью, чем американский многоразовый корабль - "Шаттл"..."

"Достижения в области программного обеспечения и комплексное использование новейших автоматических систем позволили русским блестяще решить, сложнейшую задачу - осуществить запуск и возвращение в заданную точку на Земле в автоматическом режиме многоразового корабля "Буран".

Это не мои слова. Это говорят и пишут "они". Однако не стану упрощать проблему.

 

Космическая наука и техника долгие годы были у нас сферой в значительной степени закрытой от общества. Объясняется это, на мой взгляд, довольно просто: космическая индустрия получила жизнь и развитие на базе оборонной. А то, что связано с защитой Отечества, естественно, не для широкой огласки. Да и годы "холодной войны", ядерный шантаж, угроза "горячего конфликта" вынуждали вас к замкнутости.

Закрытость породила и некие мифические представления о нашей фундаментальной науке, в том числе и космической. Многим кажется, что мы не жалеем денег на эти отрасли, а отдачи не получаем. Так ли это?

Лучший аргумент - цифры. Так вот: наши затраты на фундаментальные исследования (а именно фундаментальная наука является источником новых знаний, открытия новых явлений и закономерностей, которые вызывают революционные преобразования в экономической и социальной жизни общества) примерно в 40 раз ниже, чем в передовых капиталистических странах. Что касается престижа, то здесь важно уяснить такое положение. Научное развитие - процесс не линейный. Он состоит из чередования скачкообразных революционных изменений. Вечных лидеров быть не может: ни в физике, ни в биологии, ни в космонавтике.

Пусть не покажется странным еще один, "фарадеевский", поворот темы. Что произошло бы в нашей сегодняшней жизни, если бы вдруг (допустим такое) мы лишились электричества? Нет тока - значит, нет света, не работают конвейеры, "отдыхают" кибернетические машины, "бастуют" автоматические устройства, бездействуют электрические насосы, подающие воду в наши дома, портятся запасы продуктов, ибо холодильники не "держат" нужную температуру. Нет связи - погасли телеэкраны, простаивают троллейбусы и электропоезда...

А если другое предположение? Нет, скажем, спутников связи, иного назначения космической техники. Люди лишились бы таких важнейших элементов своего бытия, как дальняя связь, метеорология, навигация, геодезия, геология, хозяйственный учет водоемов и посевных площадей, картографирование, контроль окружающей среды... Все это берется не вообще, а с учетом экономической целесообразности. К сожалению, здесь трудно назвать полные цифры, ибо экономический эффект, получаемый от работающих на орбитах автоматических аппаратов и пилотируемых комплексов, рассеян по многим министерствам и ведомствам. Но такие цифры существуют.

Несколько примеров для иллюстрации. Возьмем средства спутниковой навигации. Использование их на крупнотоннажном судне позволяет экономить от 80 до 100 тысяч рублей в год. Сейчас свыше трех тысяч наших судов грузоподъемностью от 100 регистровых тонн и более оборудованы приборами спутниковой навигации. Контроль природной среды из космоса дает 12-17 рублей дохода на каждый рубль затрат. Точное прогнозирование погоды на пять дней вперед способно (при активности, а не инертности) сберечь в сельском хозяйстве 5-6 миллиардов рублей. Производство на орбите новых материалов с заданными свойствами (кристаллов, сплавов, композитов, лекарственных препаратов, материалов высочайшей чистоты и т.д.) в состоянии дать прибыль от 5 до 50 миллиардов рублей уже в ближайшие пять лет. Один кадр космической съемки - это 200 тысяч квадратных километров земной площади (в одном кадре вся акватория Азовского моря). Между тем до последней четверти нашего века лишь 13 процентов территорий континентов планеты были сняты в масштабе 1:25000 или крупнее. А коммерческая деятельность Главкосмоса! И коль скоро мы киваем на американцев, скажу: для космических исследований в рамках НАСА ассигнуется в 3-4 раза больше средств, чем у нас в стране. И еще. Вправе ли мы упрекать изобретателя только за то, что его творение - нужное и полезное, сулящее большой экономический эффект всем - не внедряется широко в нашу жизнь? Не им самим - другими? Не здесь ли все пробуксовывает из-за живучей еще бюрократии?

Мне хотелось бы подчеркнуть, что в разумном и строгом подходе ко всему, что делается сейчас в стране, поднимается наше самосознание. Все мы должны осмыслять место космонавтики в общегосударственной системе, иметь активную жизненную позицию по отношению ко всему, что касается научно-технического прогресса, чутко прислушиваться к запросам самой жизни.

Не может быть двух мнений о том, что сегодня, как никогда, нам нужны соображения - научные, инженерные, конструкторские, технологические - о технической политике в космосе. Но это должно быть не огульное критиканство (кстати, космической эре немногим больше 30 лет), а глубокая заинтересованность в укреплении связей космической науки и техники с земным производством. Заинтересованность в ускорении темпов внедрения в дела земные всего того, что дает и может дать нам космонавтика. Космическая точность и космическая надежность должны стать эталоном для многих земных приборов, устройств, систем. Но не сами по себе - при нашем участии.

Интеллектуальная мощь "космических" заводов, НИИ и КБ сулит огромнейшие выгоды, если ее разумно и полно использовать. А главное, повторю: это не чья-то забота, а наша общая. Государственная!

Что же касается "Бурана", то он должен летать.

Полковник М. РЕБРОВ.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru