Сельская жизнь
16 ноября 1988 года
(полный вариант статьи)

Московская правда
16 ноября 1988 года
(сокращенный вариант статьи)

Из космоса - на крыльях

Первый советский корабль многоразового использования "Буран" с честью выдержал космический экзамен. Совершив по околоземной орбите два запланированных витка, он приземлился в автоматическом режиме на посадочную полосу космодрома Байконур.

Когда передаются эти строки, черно-белая космическая птица находится на посадочной полосе, где остывает после горячих объятий плотных слоев земной атмосферы. Когда керамическое "оперение" отдаст весь собранный по дороге домой жар, ученые и инженеры займутся тщательным обследованием орбитального корабля, успешные испытания которого открывают новую главу в истории советской космонавтики

Нынешний эксперимент хочется сравнить с космической симфонией, которая была исполнена безукоризненно, без единой фальшивой ноты. Сложнейшая научно-техническая партитура была расписана и исполнена буквально по секундам. Как и 29 октября, выехав на космодром задолго до рассвета, мы застали универсальную систему "Энергия" - "Буран" в момент, когда заканчивались операции по заправке ее компонентами топлива. На этот раз наша наблюдательная позиция была намного ближе к сверкающему в ночи острову. Объединенный командно-диспетчерский пункт (ОКДП), где мы оказались, находится против старта и всего в 12 километрах от него. В это шестиэтажное здание, оснащенное различной навигационной аппаратурой, стекается вся информация о происходящем. А у его подножия на 4,5 километра протянулась ровнейшая бетонная полоса, на которую спустя 204 минуты после старта должен приземлиться "Буран". Посадочный комплекс обеспечивает "радиозахват" аппарата, когда тот находится в четырехстах километрах от него и на высоте 40 километров. Вдоль полосы шириной 84 метра и толщиной до полуметра расположены 16 телекамер, которые будут следить за каждым посадочным движением "Бурана".

Но в эти минуты взор невольно приковывает стартовый комплекс. Совсем некстати на рассвете поднялся сильнейший ветер. Его порывы достигают 22 метров в секунду. Небо после дождя, прошедшего вечером, затянуто низкими черными тучами. Поистине "Буран" стартует в буран... Однако чувство надежности техники не покидает.

Накануне первого старта мы видели в монтажно-испытательном комплексе родную "сестру" ракеты в сборе. Поразили не только ее размеры, но и тщательность, с которой изготовлена каждая ее деталь, чистота, царящая в огромном, уставленном машинами помещении. Светящееся табло подтверждало: "Воздух соответствует требованиям конструкторской документации!". Спокойно, деловито трудились здесь инженеры, техники, рабочие. И невольно думалось о том, как далеко шагнула бы наша промышленность, если бы на всех предприятиях стала бы нормой такая "космическая" требовательность к себе, ответственность за дело, доверенное тебе страной...

В том, что у нас немало талантливых, способных решать самые сложные задачи специалистов, убедили и встречи в корпусе, где мы увидели корабль, уже почти полностью оклеенный керамическими плитками. Эти плитки, не имеющие аналогов в мире, во многом более совершенные, чем в других странах, - плод исследований и труда советских ученых и инженеров. Удалось рассмотреть одну из них. Легкая, чем-то напоминающая пенопласт, она вскоре займет на огромном корпусе "Бурана" свое и только свое место. Ведь среди 38 тысяч таких квадратиков практически нет близнецов. На основе математического обсчета корпуса корабля компьютер определяет размеры и толщину каждой плитки, затем программа закладывается в станки с ЧПУ, которые с точностью десятых долей миллиметра вытачивают эти удивительные изделия.

Только благодаря им сделанная из алюминиевых сплавов, стали, титана, "птица" не сгорает при возвращении на Землю. Впрочем, весь корабль можно было бы назвать сплавом - сплавом новейших научных и технических достижений. Имея в длину 36 и в высоту 16 метров, он способен взять на борт экипаж из 2...4 человек и еще 6 пассажиров. Грузовой отсек длиной 18 метров и диаметром 4,7 метра может вместить до 30 тонн. Объем кабины для экипажа - более 70 кубических метров. Она имеет 6 окон с общей площадью остекления 2,25 квадратного метра.

Незадолго до старта в небо взмывает спарка МиГ-25. Летчик-испытатель М. Толбоев и кинооператор С. Жадовский уходят в высоту, чтобы оттуда отснять старт и полет системы на активном участке. И вот по космодрому звучит команда: "Есть контакт подъема!". Над стартовой площадкой вздымается огненный вихрь, и связка, весящая 2400 тонн, начинает восхождение в космос. Только спустя секунд двадцать до нас долетают раскаты грома, который издают двигатели "Энергии". Из двадцати -сопел ракеты вырывается бушующее пламя. Она слегка накреняется и по длинной восходящей дуге все дальше уходит от старта. Начинается участок вывода системы. Более пяти тысяч параметров, характеризующих ее работу, "сбрасывается" по телеметрическим каналам на Землю. Их дополняют двадцать цифровых потоков, каждый из которых содержит еще по 800...1000 параметров.

На высоте примерно 40 километров отработали четыре "боковушки", а вторая ступень, то есть центральный блок, продолжала вывод "Бурана" на орбиту. Проходит около десяти минут, и становится известно: она тоже сделала свое дело и начала падение в волны Тихого океана. "Буран" в этот момент находился на высоте около 120 километров и, поскольку еще не набрал орбитальной скорости, вскоре включил свои двигатели. После двух импульсов он достиг первой космической скорости и вышел на заданную орбиту.

Во время полета вокруг планеты на корабле работали почти все его системы, в том числе и бортовое телевидение, с помощью которого мы видели поверхность Земли. А когда программа орбитального полета была выполнена, он развернулся и включил двигатели на торможение. Так, "хвостом" вперед, он начал путь к Земле. А потом вернулся в прежнее положение и устремился к посадочной полосе.

Здесь его уже давно ждали. В небо вновь поднимается МиГ-25. Специальные радиосистемы "захватили" "Буран" на расчетном расстоянии и начали выводить его в нужный коридор. В отличие от самолетов орбитальный корабль садится на полосу под значительно более крутым углом. С нашего наблюдательного пункта мы видели, как, вырастая в размерах, словно падая с неба, он приближался к полосе. Трудно было поверить, что, совсем недавно он несся в космосе со скоростью более семи километров в секунду, - на посадку машина шла так же, как обычный реактивный самолет. Этот этап эксперимента тоже уникален. Если для самолетов автоматическая посадка давно отработана, то космический корабль совершает ее впервые. Десятки раз отрабатывалась эта операция с помощью летающих лабораторий и аналога "Бурана", прежде чем было решено отпустить в такой самостоятельный полет космическую птицу.

И вот уже орбитальный корабль касается тремя шасси бетонного покрытия полосы, а за его килем вспыхивают три тормозных парашюта. "Буран" вернулся на Землю, чтобы начать большую жизнь в космосе.

В. ОВЧАРОВ. (Спец. корр. ТАСС).
Космодром Байконур.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru