Гудок
16 ноября 1988 года

"Буран" над планетой
Его вел электронный пилот

Утром 15 ноября, когда москвичи еще нежились в постелях, в байконурской степи двигатели новой советской ракеты-носителя тяжелого класса "Энергия" наполнили воздух неописуемым по мощи гулом, развив тягу более 3.500 тонн. На сей раз к боку космического великана, возвышающегося над степью почти на 60 метров, прикрепили не макет, имитирующий полезную нагрузку, а орбитальный космический корабль, получивший: название "Буран".

Напомним читателю, что в середине мая прошлого года состоялся первый старт универсальной ракеты-носителя "Энергия", обладающей исполинской мощью. И сказано это не для красного словца. В самом деле, общая мощность "Энергии" - 170 миллионов лошадиных сил, стартовая же масса ракеты превышает 2.000 тонн.

Ну и, коль скоро мы затронули технические характеристики ракеты, нельзя не привести еще несколько цифр. "Энергия" способна доставлятъ на околоземную орбиту полезную нагрузку массой более 100 тонн, что в пять раз превышает массу орбитальной станции "Мир". Ракета универсальна.

С ее помощью можно не только выводить на околоземную орбиту многоразовые космические корабли и крупные научные модули, но и отправлять к Луне космические аппараты массой 32 тонны, посылать к планетам Венера и Марс автоматические станции, которые по весу в несколько раз тяжелее нынешних "Фобосов", летящих к красной планете.

Новый носитель, проходящий испытания, - двухступенчатый, собран по классической схеме "Пакет" с боковым размещением выводимого полезного груза.

Его первая ступень состоит из четырех боковых блоков, каждый из которых оснащен четырехкамерным жидкостным ракетным двигателем, работающим на кислородно-керосиновом топливе.

Весьма внушительна тяга каждого из этих двигателей - 740 тонн у поверхности Земли и 806 - в пустоте.

Центральный блок длиной почти 60 и диаметром 8 метров - вторая ступень ракеты. В составе этого блока четыре однокамерных двигателя, использующих высокоэнергетические виды топлива. Так, в качестве окислителя применяется жидкий кислород, а горючим служит жидкий водород. Каждый из двигателей развивает тягу у поверхности Земли 143 тонн и 190 - в пустоте. Первый испытательный полет ракеты-носителя прошел успешно.

Ракета "Энергия" является основным звеном создаваемой в нашей стране многоразовой гранспортной космической системы, проходящей первый раунд испытаний.

А сейчас подошло время рассказать об орбитальном корабле "Буран". Каковы его особенности? Внешне "Буран" походит на самолет с треугольным крылом и утолщенным фюзеляжем. В передней части, как у самолета, размещена кабина экипажа, центральную часть занимает грузовой отсек. В кормовой части расположены хвостовое оперение, двигатели маневрирования, словом, это крылатая пилотируемая машина, а точнее, гибрид, сочетающий в себе ракету и самолет.

Старт у "Бурана" космический. "Сидя" на ракете "Энергия", он уходит в небо вертикально, поднимается на околоземную орбиту, а при спуске с нее совершает планирующий полет в атмосфере и садится на взлетно-посадочную полосу, как самолет, используя колесное шасси. Для уменьшения пробега на полосе применяется парашютная система.

Новый космический корабль рассчитан на 100 полетов по маршруту Земля-орбита-Земля. При старте с космодрома Байконур общая масса корабля составила около 100 тонн. Расчетный срок службы "Бурана" - 10 лет.

Космический самолет имеет целый ряд конструктивных особенностей. Для предохранения конструкции планера от аэродинамического нагрева на участке выведения и при входе в атмосферу на его поверхность нанесено теплозащитное покрытие - термостойкие плитки на основе кварцевого волокна. А самые "горячие места", подвергающиеся интенсивному нагреву (нос фюзеляжа, передняя кромка крыла, киль) защищены специальным жаропрочным материалом на основе композиционного сочетания "углерод-углерод".

Какие же задачи возлагаются на космический "челнок"?

Его предполагают использовать для доставки на орбиту спутников различного назначения, их ремонта, возвращения на Землю ряда космических объектов, для обеспечения функционирования орбитальных станций и обслуживания космических заводов... Корабль способен вывести в космос до 30 тонн полезного груза, доставить на Землю 20 тонн различных материалов. По мнению специалистов, использование "Бурана" позволит несколько удешевить стоимость космических полетов.

Как протекал первый испытательный полет "Бурана"?

Блестяще справилась со своей задачей ракета "Энергия". Ее четыре блока первой ступени, отработав положемные 145 секунд, где-то на высоте порядка 40 километров были отброшены в сторону твердо-топливными двигателями увода, а центральный блок, работавший в одной упряжке с первой ступенью с Земли, продолжал тянуть орбитальный корабль в космос. Кстати, блоки первой ступени смогут в будущем спускаться парашютами на Землю, где их будут подбирать и отправлять для подготовки к повторному применению.

Шли минуты... Центральный блок, израсходовав запасы топлива, выключился и отделился. Однако корабль еще не достиг орбитальной скорости.

На последнем участке траектории выведения бортовой компьютер выдал команду на включение двигателя системы маневрирования корабля. Так двумя импульсами двигатель сообщил кораблю приращение скорости для выхода на круговую орбиту высотой 250 километров.

И вот "Буран" уже мчится над просторами нашей страны. Центр управления полета принимает с его борта поток телеметрических данных. Четко работают основные системы: навигации, наведения и управления. Вершит всеми делами вычислительный комплекс, состоящий из нескольких компьютеров.

Второй виток. В ЭВМ введены данные на посадку "Бурана" на взлетно-посадочную полосу неподалеку от космодрома. В заданной точке орбиты включается двигатель на торможение, и "Буран" берет курс на Землю.

Спустя три с половиной часа после старта космический корабль подходит к аэродрому, плавно снижается и производит посадку на бетонную взлетно-посадочную полосу. Впечатление такое, что им управляет искусный пилот. А весь полет протекал в автоматическом режиме, без космонавтов, хотя в штатном варианте предусмотрен экипаж в составе 4-10 человек.

Специалисты высоко оценивают результаты первого беспилотного испытательного полета многоразового корабля, отмечая, что всю предусмотренную программу удалось выполнить. По их мнению, решена главная задача - автоматическая посадка. Такого еще не бывало в нашей авиации.

Б.Кузнецов


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru