Глава 7. 1990-1991 годы: "Энергия-МТ" и конец проекта "Дейтрон"
Весной 1990г. должно было состояться заседание конкурсной комиссии (или Совет
ГК, не помню уже точно) по рассмотрению проектов РН НПО "Энергия", НПО "Южное" и
КБ "Салют". Б.А.Труфанов предложил мне поехать в Москву и принять участие в
обсуждении проектов. Отчасти я воспринял это как шутку (что делать рядовому
инженеру на таком совещании?!). В основном же мне казалось, что проект
"Дейтрона" был слишком слабо проработан, что бы его оглашать. Разумеется, я не
поехал.
Труфанов, вернувшись из Москвы, привез новости. Во-первых, проект "Нейтрона"
вышел победителем в конкурсе, на котором были представлены 11к37 ("Южное") и
модернизированный "Протон-К". Во вторых, на этом заседании Ю.П.Семенов
предложил переименовать "Нейтрон" в "Энергию-М", мотивируя это большой степенью
унификации с просто "Энергией". Проект модернизированного "Протона" представлял Карраск. Подробностей не помню, однако мне казалось, что речь шла об уменьшении
остатков невырабатываемых остатков топлива первой ступени и замене 2-й и 3-й
ступени одной водородной ступенью. По моим оценкам такая модернизация "Протона"
позволяла выводить на низкую орбиту около 34т ПН при сохранении исходной
стартовой массы 8к82К.
Поговаривали, что днепропетровцы якобы заявили, что проект "Нейтрона"/"Энергии-М" "не имеет мировых аналогов!". Это высказывание касалось прежде всего
схемы передачи продольных усилий блоков А на головной обтекатель. Мне почему-то
казалось, что процитированная фраза носила несколько издевательский оттенок!
По итогам заседания конкурсной комиссии, для НПО "Энергия" было выделено
несколько миллионов рублей на изготовление макета "Энергия-М" с целью проведения
"примерочных" работ на СК и УКСС. Макет был готов в конце 1990г.
Своему непосредственному начальнику, Ю.В.Монахову, я заявил, что работами по
"Энергии-М" заниматься не хочу и не буду! Поэтому в текущей работе я занимался в
основном задачами динамики механизмов и, совместно с коллегами, динамикой
разделения ГТК.
Для "души" в достаточно вялом режиме продолжались работы над "Дейтроном".
Учитывая, что шансов на реализацию проекта не было, я поставил перед собой
задачу хотя бы утвердить подготовленный отчет, о котором я писал выше. В рамках
отчета, кроме вышеописанных РН грузоподъемностью 20-50т, был так же рассмотрен
проект метановой РН с грузоподъемностью 10-11т. По моим прикидкам такая РН
должна была иметь стартовую массу около 220-250т, обладая удельными
характеристиками, промежуточными между керосиновыми и водородными ракетами. По
проекту РН была выполнена по схеме тандем в одном диаметре 4,1м, длина около 36м
(габариты позволяли транспортировать комплектную РН в грузовом отсеке Ан-124,
либо по железной дороге в разобранном виде). На первой ступени планировалось
использовать 6 ЖРД тягой у Земли 60-67тс, на второй ступени - один такой же ЖРД.
Никаких серьезных обсуждений этого проекта не проводилось. Следует заметить, что
отсутствие какой-либо серьезной критики (или даже просто подробного обсуждения)
моих проектов угнетало меня даже сильнее, чем отсутствие возможности их
реализации.
Летом 1990г я постепенно переориентировался на чисто теоретические исследования
по оптимизации проектных параметров одно- и двухступенчатых РН различных схем,
что потребовало разработки программы для ЭВМ. Такая программа была готова в
начале 1991г. и мне удалось ее даже включить в план работ летом 1991г. Описание
программы и ее текст были утверждены начальником комплекса в ноябре 1991г,
накануне моего увольнения. С помощью этой программы я провел уточненные расчеты
проектных параметров "Дейтрона" и траектории его выведения (обе эти задачи
решались алгоритмически одновременно) с учетом ограничений на максимальный
скоростной напор, продольную перегрузку, а так же на дальность падения блоков
1-й ступени. Расчеты подтвердили правильность выбора проектных параметров.
Значительный объем работ был выполнен по исследованию оптимальных параметров
двухступенчатых РН с последовательной и параллельной работой ступеней. По
результатам расчетов выходило, что при определенном сочетании проектных
параметров РН с параллельной работой ступеней может иметь более высокое значение
"мю ПН" по сравнению с РН с последовательной работой ступеней (при условии
пакетной компоновки РН обеих схем). Так же был сделан вывод о реализуемости
одноступенчатого выведения ПН на низкую орбиту при достигнутых показателях ДУ (УИ,
удельная масса) и конструктивного совершенства. При этом оптимальная
тяговооруженность водородной одноступенчатой РН составляет примерно1,4. При
тестировании проводились расчеты РН "Энергия-М" и 11к25, подтвердившие точность
алгоритма программы.
В октябре 1990г. мне довелось первый и последний раз побывать на Байконуре
(точнее, в Тюратаме), на 113 площадке. Командировка была связана с необходимостью
выбора места проведения конструкторско-доводочных испытаний системы разделения
ГТК 14с40. Дело в том, что некоторые створки ГТК имели длину порядка 20м, и
отработка их разделения не могла производиться на имеющихся экспериментальных
установках в закрытых помещениях. Испытания на "открытом воздухе" не могли дать
корректных результатов из-за ветровых воздействий. По этим причинам
прорабатывался вопрос использования для опытно-экспериментальных работ стенда
динамических испытаний (СДИ) изделия 11ф36 на 113 площадке полигона.
На полигон направили делегацию под руководством Ю.Г.Кирсанова, всего человек
5-7 из разных служб. Мы должны были совместно со специалистами ГКБ определить
возможность использования СДИ для упомянутых работ. На полигон мы летели
заводским Ту-134. Надо сказать, что на полигоне формально действовал "сухой
закон", однако, Валера Мешков из сектора блока Я умудрился пронести через
проходную пару бутылок водки, очень пригодившиеся нам на полигоне! Перелет
длился около 2 часов. Я с любопытством смотрел в иллюминатор, разглядывая Арал.
По мере приближения к полигону местность все более напоминала инопланетную -
желтая почва полупустыни с пожухлой растительностью, вызывала у меня ассоциации
с Марсом...
Тюратам встретил нас снегом и колючим северным ветром (было, по-моему, 19
октября и в Самаре было еще около +10). Пройдя все процедуры по оформлению
командировочных документов и пропусков, мы на "Рафике" поехали на 113-ю
площадку. По пути у нас дважды проверяли документы. "Ветераны" повздыхали: "Да.
Не тот ныне режим! Раньше чаще проверяли". Минут через 50, проехав 2-ю площадку,
уже под вечер, мы прибыли к нашей гостинице "Полет". Пятиэтажное блочное здание
казалось вполне благоустроенным. Однако в номере нас ждала записка от
"предшественников": "Мужики! Горячей воды нет! Уберите дохлых тараканов (их
недавно травили) - мы вымели пару ведер, но все равно остались!" Меня сразу
предупредили - пить только кипяченую воду, в противном случае расстройство
кишечника гарантировано! Отопление еще не прогрело комнаты, поэтому припасенная Мешковым водка оказалась очень кстати!
На следующее утро наша "делегация" пошла в МИК 11к25 - полтора километра пешком,
мотовоз был слишком рано, а мы предпочитали поспать. Меня поразило обилие
сусликов, которых живьем я до этого видел, может, только раз. Вообще территория
площадки производила впечатление чего-то временного или недостроенного: наружные
коммуникации, груды строительного хлама. Сам МИК, построенный еще для Н-1,
производил несколько лучшее впечатление. В административно-бытовом корпусе, где
размещался "полигонный" филиал нашего КБ, совместно с москвичами из ГКБ было
проведено краткое рабочее совещание. Сначала решили осмотреть МИК, а затем на
автобусе проехать к СДИ.
Посещение МИКа произвело на меня неизгладимое впечатление! Впервые я увидел
"Энергию" в сборе. Естественно я знал ее габариты по КД, видел отдельные
агрегаты, но насколько она огромна понял, только увидев "живьем"! В 1-3 пролетах
МИКа в различной стадии готовности находились блоки А (на них, в основном
работали в то время спецы из Омска), блоки Ц. А в 4-м пролете находился
собранный (правда, без ОК) пакет 11к25. Работы на "изделиях" велись вяло - пуск
изделия 11ф36 N2Л постоянно переносился.
СДИ высотой 102м так же производил впечатление циклопичности. Одну из его стен
образовывали гигантские ворота высотой почти с само здание (видимо, СДИ строился
с прицелом на испытания "Вулкана", который по проекту имел длину 95м). "Изделия"
вкатывались в стенд в вертикальном положении. В то время в СДИ стояло изделие
N3Д - динамически подобный макет 11ф36, в сборе с "Бураном". После осмотра СДИ
была принята следующая схема испытаний ГТК:
• Транспортировка из МИК в СДИ в горизонтальном (с последующим подъемом в
вертикальное положение), либо вертикальном положениях.
• Установка ГТК в СДИ;
• Проведение собственно испытаний путем разделения створок посредством ЛУР
(линейных устройств разделения типа "супер-зип");
• Поворот и последующее отделение одной из створок в сторону ворот СДИ;
• Улавливание отделившейся створки специальной стальной сетью.
Поскольку при испытаниях створка "выпадала" за пределы здания СДИ,
прорабатывался вопрос защиты от ветровых воздействий путем применения щитовых
ограждений. Еще 2-3 дня ушло на "утрясание" различных технических вопросов,
после чего я вернулся в Самару.
Где-то в конце 1990г (или в начале 1991г.) в ВФ НПО "Энергия" был создан отдел
предэскизного проектирования, подчинявшийся непосредственно первому заместителю
ГК. Отдел возглавил некто Нечитайло (я его не знал и не помню, из какого
подразделения он был). Из нашего сектора в этот отдел перешел один специалист. Я
тоже подумывал о переводе, однако, пообщавшись с работниками новоиспеченного
подразделения, передумал. Они занимались какими-то маловразумительными (при той
ситуации) проектами: РН малого класса с воздушным стартом, применение разгонных
РДТТ и т.п. Злые языки поговаривали, что этот отдел был создан специально для
подготовки кандидатской диссертации для ГК. По разговорам, после успешного
полета изделий NN 6СЛ и 1Л, НПО "Энергия" направило в ВАК обширный список
руководителей для присвоения ученых степеней без защиты диссертаций, однако ВАК
это предложение отклонил.
После нескольких разговоров весной 1991г. с ведущими специалистами отдела
предэскизного проектирования (с Дмитрием Сметанко и Андреем Васильевым), мне
удалось убедить их заняться проектированием более реальной РН на основе
элементов 11к25. В качестве варианта я предложил использовать упрощенный проект
"Дейтрона" (вариант с 4*11д122 на первой ступени и одним 11д122 - на второй).
Этот вариант, с моей точки зрения, был более "проходным" и мог получить
поддержку руководства. Нам удалось включить проработку такой РН в план работ. Я
взял на себя выбор схемы, оптимизацию основных параметров, расчет траектории и
объемную компоновку. Основной замысел проекта заключался в максимальном
использовании имеющихся элементов и оснастки 11к25. При этом, для максимального
упрощения, я решил отказаться от совмещенных днищ топливного отсека и
использовать МБО от блока Ц на обеих ступенях. Геометрия ХО так же была
полностью взята от блока Ц. Проектирование велось "от двигателей". При заданном
уровне стартовой тяги четырех 11д122 (с тягой 103% от номинала) и
тяговооруженности первой ступени 1,35 была определена стартовая масса (примерно
454т). С помощью своей программы по оптимизации основных проектных параметров и
траектории выведения РН (дальность падения блока первой ступени была задана, как
для 11к25), я определил "мю ПН" и массу ПН, которая оказалась равна 27т.
Выполненная объемная компоновка показала, что геометрия топливного отсека (и
естественно МБО) блока первой ступени РН практически в точности совпадает с
геометрией ЦБ "Энергии-М". Указанное обстоятельство давало основание
предполагать, что проект найдет поддержку, как замена "экологически грязному"
"Протону-К" и позволит организовать на "Прогрессе" ритмичное производство двух
схожих РН с использованием унифицированной (а в ряде случаев, идентичной)
оснастки. Вследствие этого, мы дали нашему варианту условное название
"Энергия-МТ" (малая, тандем). Некоторые проблемы возникли при компоновке блока
второй ступени: при отказе от совмещенных днищ (но при сохранении их геометрии
как у 11к25) бак ЖК вырождался в чечевицу с объемом, в 2 раза большим
потребного. Свободный объем бака ЖК использовался для размещения шар-баллонов
систем наддува и пожаровзрывопредупреждения. В качестве ГО предполагалось
использовать носовой обтекатель от ГТК 14с70 (диаметром 6,7м и длиной около
16м). Общая длина РН достигала 66м. В таком виде, "Энергия-МТ" не имела
каких-либо преимуществ по "мю ПН" по сравнению с РН с первой керосиновой
ступенью. Однако принятые решения позволяли использовать гладкие баки и
организовать производство всей РН на "Прогрессе". В качестве дополнения, я
проработал и вариант с совмещенными днищами ("Энергия-МТС"), который обеспечивал
ПН в районе 30т (т.е., практически я вернулся к одному из прототипов 1989г.).
Оба варианта РН я включил в свой отчет "Рациональные проектные параметры РН с
грузоподъемностью 20-50т".
Уже с проектом "Энергии-МТ" я снова пошел к Петренко. У нас опять состоялся
длительный разговор, в ходе которого ГК отверг и этот проект. При этом он
ссылался на решение о создании на базе "Энергии-М" варианта РН с ПН = 17,5т, а
так же возможностью выведения "Энергией-М" (при некотором уменьшении заправки)
ПН массой 25-30т. Кроме того, по его мнению, мощности завода "Прогресс" не
позволяли параллельно выпускать 2 разных РН, пусть даже и сильно
унифицированных. Отчет опять оказался не подписанным, а я серьезно занялся
поиском новой работы. На этом, собственно, и закончился проект "Дейтрон". Вся
документация по проекту была уничтожена при моем увольнении в ноябре 1991г.
Через 15 лет после описываемых мной событий, я считаю, что "Дейтрон" и не мог
быть реализован. Ни политическая, ни экономическая ситуация в стране не
способствовали этому. Да и в более благоприятной ситуации, ГКБ вряд ли приняло
бы к разработке проект филиала. Кроме того, я, видимо, допустил ошибку, приняв к
использованию в основном варианте еще не существовавших (либо недостаточно
отработанных) ЖРД. В качестве конкурирующего с 175ГК варианта это еще бы прошло,
но реальной конкуренции с "Энергией-М" не получалось. Наверное, оптимальным было
бы начать проект (еще в 1989г.) именно с варианта "Энергия-МТ" (с последующим
развитием до уровня основного варианта "Дейтрона"). В этом случае, был шанс,
если не на реализацию проекта, то, по крайней мере, на его серьезное
рассмотрение и включение в эскизный проект "Нейтрон"/"Энергия-М" в качестве
серьезной альтернативы. В этом случае возможность начала самостоятельных
проектных работ в нашем филиале приобретало реальные очертания. Справедливости
ради, надо сказать и о том, что основной заказчик (МО СССР) был не в восторге от
применения водорода на РН. Требования простоты эксплуатации и высокой
боеготовности РН для военных были куда важнее массового совершенства. В начале
проекта "Нейтрон" руководитель представительства заказчика на нашем филиале
попросил меня "прикинуть" вариант чисто керосиновой РН грузоподъемностью 35-40т
на базе геометрии блока Ц. Однако вариант "не компоновался" и дело кончилось
ничем.
Летом-осенью 1991г. я уже готовился к увольнению (нашел себе работу в одном
совместном предприятии, которое решило заняться авиацией общего назначения). Тем
не менее, у меня еще теплилась надежда на реальную проектную работу в области
ракетостроения. В то время были популярными идеи миниатюризации ИСЗ и,
соответственно, о росте потребности в легких РН. Под эту тему я проработал
легкую РН с мобильным стартом. По проекту РН стартовой массой около 55т должна
была выводить на низкую орбиту ПН массой 500-800 кг. В проект закладывалось
использование оснастки и ЖРД РД-108 (с рулевыми камерами) от ЦБ Р-7 для первой
ступени. На второй ступени предполагалось использование одного ЖРД 11д58М от
блока ДМ. Пуск должен был производиться с автомобильного шасси высокой
проходимости от комплекса "Пионер" (уничтожаемого по договору между СССР и США).
Компоненты топлива должны были подвозиться к месту старта на аналогичных шасси.
Заправка второй ступени осуществлялась с помощью кабель-заправочной мачты (она
же - стрела установщика). Пуск предполагалось производить в пределах территории
существующих космодромов. По расчетам стоимость разработки РН составляло 50-70
млн. рублей. Поскольку этот проект не вписывался в тематику ВФ НПО "Энергия",
все материалы по нему (расчеты, общая компоновка) были переданы через моего
однокурсника руководителю одного из проектных отделов ЦСКБ (которое было "калькодержателем"
Р-7). Однако, и на этот раз ничего не получилось (как мне передали, указанный
начальник отдела сказал, что "нет денег даже на реализацию таких простеньких
проектов").
На этом моя работа в ракетно-космической области закончилась и 17 ноября 1991г.
я уволился.