Блок "Я"
Блок "Я" не
летает. Блок этот живет от МИКа до стартового стола. Где и остается. Основное
назначение его - дополнительное крепление пакета, защита стартового стола в
момент пуска от оплавления и разрушений. Кроме того - через блок "Я" к пакету
идет уйма магистралей электро газо пневмо гидро систем и прочих ниточек
"земля-борт". Толщина или высота этой "плиты" примерно с человеческий рост.
Потому для устранения неполадок, профилактик и прочих дел внутри блока "Я"
обычно снимали с него один из лючков, с усилием раздвигали тьму кабелей и
магистралей и запускали внутрь самого маленького монтажника. После выполнения им
своих задач раздавался стук изнутри - "вынимайте". Здоровенные монтажники снова
раздвигали завесу кабелей, нащупывали руки, ноги или иные "выступающие" части
маленького и выдергивали его на свет божий.
Установить изделие на старт -
значит ювелирно точно вывесить установщиком пакет над стартовым сооружением и
попасть всеми метками блока "Я" в метки стартового стола. Ме-е-е-едленно
опустить, закрепить блок "Я" выезжающими из стартового стола ОЗУ. ОЗУ (опорно-закрепляющие
устройства) - это такие... ну... ну как щеколды на дачном сортире, тока очень
большие. И железные. Эти "щеколды" были похожи на ботинок на ноге с размером
стопы около 70-80 сантиметров, только "нога" с "ботинком" была перевернута вверх
ногами. Потому эти ОЗУ иногда называли просто - "башмаки". Башмаки выплывали из
стартового стола в проем-дырку в блоке "Я", там поворачивались на 90 градусов и
прижимали к плоскости стартового стола блок "Я" и соответственно весь пакет.
Намертво. После пуска башмаки поворачивали обратно, опускали вниз, блок "Я"
снимали и увозили в МИК.
Механика в отличие от
электроники есть штука пролетарская, то есть наглядная и понятная. Как маузер
Макара Нагульнова в период коллективизации. Ну то есть ахинею Маркса или Томазо
Кампанеллы надо еще прочитать, перевести непонятные слова, уяснить трактовку
понятий, задуматься о бренности бытия и т.д. А маузер - это вам не тут! Показал
– и человек все понял!
По этой причине
работоспособность механики проверяется один-два раза, боевой расчет и все прочие
инженеры и зеваки знают принцип действия, потому как видели все наглядно и
вживую. А че там, е-мое... Эта хрень бздынь, в эту балду о-па, а та мутота хрясь,
этот щелк, тот чпоньк, та хреновина р-р-аз! И готово! Че там, ей богу...
По этой причине все дальнейшие
"готовности" к испытаниям проводились исключительно проверенным способом.
Называется он витиевато - "Внешний осмотр". Ну че там... Главное, чтобы в стволе
маузера песка не было... И все, собссно... "К приему изделия готов!"
Ага...
Вывозили на
старт пакет "Энергии-Бурана" для очередный примерочных-проверочных испытаний.
Вечером. В пятницу. Повторяю еще раз - ВЕЧЕРОМ в пятницу... То есть в ночь. То
есть вывезли с утра, как обычно, но пока то да се, там не фурычит, тут не хочет,
снова там скрипит, опять тут не лезет.
Короче к ночи вывесили пакет над
11-м агрегатом (стартовый стол), ребята с установщика отвертикализировали,
пошевелили вывешенный пакет в горизонтальной плоскости с целью совмещения меток
и стали ме-е-е-едленно опускать пакет на стол.
Ну че там, е-мое... Вечером надо
шо делать? Правильно - ехать в Ленинск бухать. Ну и все проверяющие-наблюдающие
деятели быстренько-бодренько так доложили по своим каналам в Москву - "Изделие
установлено успешно, замечаний нет!" И с чувством выполненного долга перед
Родиной, перед своими Генеральными и Министрами Разных Машиностроений -
попрыгали в свои "Волги", УАЗики - и деру в Ленинск. Вечер был летний, теплый,
тетки уже и колбасу нарезали и кондиционером спальню охладили,
причесались-накрасились... Ну че там.. В Ленинск! А ребята-офицерики уж
как-нибудь сами тут опустят последние 5 сантиметров до касания блока "Я"
стартового стола, выведут-развернут "башмаки", закрепят пакет. Че там... Ей
богу... Ну останутся на вторые сутки ночевать на старте. Не первый раз!
Офицеры-стартовики стояли по углам стартового стола и контролировали опускание
пакета на стартовый стол. Щель между блоком "Я" и плоскостью стола 5
сантиметров... 4 сантиметра... 3 сантиметра... 2 сантиметра... Эх-е-хе... Спать
охота... Покурить, что ли, пока никого нету рядом... А и покурю!
Че-то быстро я выкурил две
сигаретки! Стремительно как-то! Щель как была 2 сантиметра, так и осталась...
Низя так много и быстро курить!
Надо спросить ребят с
установщика, долго еще они будут возиться?
- Ну че там у вас, мужики? Че
так медленно?
- А че, балда не встала что ли?
- Куда встала? У меня еще 2
сантиметра до стола!
- Шо??? У меня на стреле
нагрузки уже нету! Она уже на столе стоит!
- Шо??? Где она стоит? Я говорю
- 2 сантиметра до стола!
- ???
- ???
Пакет "Энергия-Буран" весом в
сотни тонн ВИСЕЛ на высоте 2 сантиметров над стартовым столом... На стреле
установщика нагрузки не было... Стрелу можно было опускать и увозить установщик
от стола...
Вот именно
для таких ситуаций и присутствуют всякие
наблюдатели-представители-контролеры-руководители. То есть - должны
присутствовать. И своим мощным техническим инженерным научным гением выяснять,
устранять, побеждать! Твою мать! (классная рифма, черт возьми!). Но
руководителей не было - умотали в Ленинск, да и те - в Москве - тоже видимо были
не на работе. Вечер, однако...
А теперь на минутку представим
следующее. САМЫЕ ГЛАВНЫЕ в Москве, получив час назад бодрый доклад, отдыхают
лежа, тут звонок по спецсвязи - "изделие НЕ установлено, оно ВИСИТ". Ну и че
будет с тем представителем, который на Байконуре? А? С его премиями,
прогрессивками, продвижениями? Впрочем, с продвижениями вроде бы ясно...
- Ну че бум
делать, господа офицеры?
- Серега, а давай стрелой
надавим на пакет! Может он действительно ВИСИТ, а датчики нагрузки на стреле -
врут?
- Ну давай надавим...
Надавили. То есть попытались
"вжать" пакет в стартовый стол.
Висит!
Дурдом!
Во блин!
Твою мать!
Снимать надо!
Все понимали в глубине души, что
это - единственное решение, чтобы разобраться в этом новом физическом явлении.
Про левитацию читали все, но преимущественно в учебниках под руководством Айзека
Азимова, Кира Булычева, Станислава Лема и прочих физиков...
Однако... однако установка на
старт или снятие изделия со старта - решение уровня Политбюро, Министерства
Хитрого Машиностроения, Главного Конструктора в крайнем случае. Но никак не
подполковника - руководителя работ от части или управления...
Куда звонили, с кем
советовались, у кого получали "добро" - сложно сказать. ВЕЧЕР же! Тем не менее
прозвучало:
- Поднимай !
Изделие подняли, посветили в
щель...
На нескольких разъемах-штуцерах
блока "Я" в МИКе забыли снять текстолитовые крышки-заглушки! Да-да.. Толщиной 2
сантиметра...
- Ложи!
Пакет положили на установщик.
Блок "Я", соответственно, стал вертикальной стеной.
К этому времени из Ленинска уже успели примчаться обратно на старт те, кто
доложили в Москву об успешной установке... При мысли что пакет сейчас увезут
обратно в МИК для снятия каких-то вонючих паршивых гнусных сволочных заглушек,
при мысли, что снова пакет вывезут для установки только через неделю-другую, при
мысли о "продвижении" (см. выше) всем им стало плохо...
- Ребята-а-а.... Давайте
что-нибудь сделаем... Пажаласта-а-а-а...
Вспомнили про
какого-то капитана то ли с управления, то ли с полосы, то ли вообще с 95-й
площадки. Тот увлекался альпинизмом... Послали машину в Ленинск, сняли капитана
с тетки. Вас когда-нибудь снимали с тетки для выполнения "особо важного
правительственного задания государственной важности"? Бежать в атаку, когда ниже
пояса все стоит и кипит от "недосказанности"! Нет? Вы не знаете жизни, господа,
смею вас уверить!
Капитан приехал , привез
альпинистское снаряжение, полазил по блоку "Я"... Между прочим - высота 5-6-7
этажа ... Снял, слез, уложил снаряжение, уехал. Что-то не припомнится ни
канистры спирта, ни благодарности от командования, ни ....
К утру пакет стоял как положено. Задроченные офицеры-стартовики дрыхли в подстартовых бендюгах вперемежку со своими солдатиками крепким смертоубийственным сном. Как спали те, для кого была нарезана колбаса в охлажденных спальнях - сведений не имею...
* * * *
Был очередной
вывоз пакета на старт.
Черт возьми, оригинальное начало
для хорошей пьесы! Надо будет при случае предложить какому-нибудь драматургу ...
Пакет
добросовестно встал на положенное место. В блок "Я" ввели башмаки и прижали все
это хозяйство к стартовому столу.
- Мужики! Концевик одного
башмака не "хочет"!
Руководитель работ от управления
собирает в 50-б сооружении оперативку по этому вопросу. Ну то есть механика в
отличие от электроники есть штука наглядная, видимая, щупаемая, пинаемая,
ударно-кувалдистическая... Но к башмаку не добраться, он в блоке "Я". А
электроника говорит, что башмак вошел в блок, но разворачиваться там не хочет...
Вот же епрст! И не добраться к нему, и не видно ни хрена! Блок "Я" вместе с
пакетом стоит на столе капитально. И "маленького" внутрь не засунуть - а ну
башмак повернется и придавит его? Шо делать? Снимать изделие со старта? Опять
скандал-разборки...
Наблюдатели-проверяющие-представители разбрелись по телефонам - "военные опять
не могут ракету на старт поставить..".
Через некоторое время в 50-б сооружении возникает человек вида Леонардо да
Винчи. Старенький, отрешенный от мирских сует, припорошенный какими-то своими
заботами и мыслями, в легкомысленной рубашонке дачного типа.
Бармин...
Вообще
говоря, о присутствии на Байкодроме Генеральных и Главных уровня Бармина обычно
знали все. Люди из обоймы Королева уважались по определению, по умолчанию, "потомучто"
(пишется и произносится слитно!)...
Постоишь-посмотришь на великого
человека, глядишь - какая-нибудь мудрая молекула с его седой головы упадет и на
твою бестолковую башку... Может поумнеешь от его молекулы неимоверно... В
масштабах своего стартового полка уж точно...
Случайно он оказался на нашем
старте или до него дошла информация о неполадках - неизвестно. Его прибытие на
наш старт в планах не значилось, потому как подобные посещения предполагают
наличие на старте всех - от командира части до начальника полигона, ну и
замполитов всех уровней - это само собой, а как же? Также предполагается к
встрече срочная уборка бычков перед сооружением 50-б и солдатиков, вводится
хождение с умным видом с документацией под мышкой, ну и т.д.
Отличался Бармин тем, что как и
Королев драл всегда своих - гражданских, на военных не особенно обижался, а уж с
младшими офицерами - так и вообще мог запросто беседовать на инженерные темы на
равных, ну то есть как инженер с инженером. Не часто, конечно, но все же...
Почти всех гражданских при
появлении Бармина сдуло за пределы 50-б. Остались преимущественно офицеры и пара
барминских замов-помов.
- Чертежи..
Бармин сам
развернул документацию стартового стола, блока "Я", расставил руки, уперся в
схемы и погрузился в размышления. Все присутствующие почтительно смотрели на
него украдкой и имитировали движение собственной мысли.
А движение собственной мысли,
вообще говоря, шло у всех в одном направлении - хряснуть по башмаку
кувалдометром или ломом. И всего делов! То ли гидравлика "устала", то ли
механика поворотного узла закислилась - какая разница! Нужно помочь бедному
башмаку методом пинка. А уже потом, после проведения всех запланированных
испытаний, после снятия изделия со стартового стола спокойно погонять башмак на
подъем-поворот, смазать, почистить, продуть, пропесочить, пропердолить...
Все академики обладают
соответственно академическим же манером выражать свои эмоции, пожелания,
похвалу, недовольство, ругань матом, в конце концов. Суть этого "академического
манера" - едва заметное шевеление бровью, желваком, краем губ, наклоном головы и
т.д. То есть движение одной брови означает: "Да Вы, батенька, молодец, знаете
ли! Ваша работа заслуживает внимания, и достойна уровня выдающихся достижений
инженерной мысли... Весьма, весьма... Зайдите ко мне на недельке, мы обсудим
вашу перспективу и предложим вам кое-что интересное..." Другая бровь могла
выдать примерно следующее: "Придурок! Баран! Бестолочь тупорылая! Мудозвон
неграмотный! Педрила порхатый! Ты что тут намудрил-намудил? Ты сам понял, что ты
наизобретал, недоумок! Пшел вон отсюда, видеть тебя не хочу и чтоб духу твоего в
моей конторе не было! ! !"
Как бы ненароком Бармин взглянул
на правый нижний угол чертежа, туда, где "Разраб.", "Исп,", "Утв"... Один из его
замов-помов вдруг сел и стал нервно вытирать пот со лба. Никто ничего не заметил
и не услышал, но, видимо, "академическая бровь" все-таки шевельнулась...
Наконец в
полной бетонной тишине Бармин произнес:
- Лом...
Уж чего-чего, а этого волшебного
космического инструмента, палочки-выручалочки отечественной космонавтики было
припасено во всех сооружениях, ЗИПах, нычках, бендюгах и прочих секретных
полостях стартового комплекса в достаточных количествах... И не потому, что
такую заботу проявили наши разработчики или предприятия-поставщики оборудования,
а потому, что рядом строился правый старт...
А потому уже через минуту-другую
Бармин с ломом в руках шел к ракете. Наш человек!
Вернер фон Браун, великий практик ракетостроения, видимо не был обучен работе с
таким инструментом, быть может даже и не догадывался о существовании таких
инструментов, а потому и несколько отстал в свое время и с первым спутником и с
первым человеком в космосе...
Пакет
приподняли так, чтобы можно было увидеть "отказной" башмак и просунуть к нему
руку с ломом. Бармин не раздумывая ткнул ломом куда-то, кто-то помог приложить
усилие к лому, расшевелили башмак.
- Опускай!
Пакет опустили на стол, все
башмаки вошли в блок "Я" и сработали штатно.
Доработки по
этой неисправности вылились в стопку мероприятий, кучу чертежей, дополнений и
изменений конструкторской документации, методике по устранению и т.д. А товарищи
офицеры из боевого расчета стартового сооружения изобрели очень сложный агрегат,
который затем и применяли. Потому как башмаки "клинили" всегда, несмотря на
вышеперечисленные мероприятия, чертежи, изменения и дополнения. А агрегат
назывался "КОЧЕРГА". Раскрываем секретные сведения: Это действительно была
КОЧЕРГА! Только очень большая. Из арматурного прутка.
Очень удобно было в похожей
ситуации чуть приподнять пакет с изделием, просунуть кочергу к капризному
башмаку и дернуть его в нужную сторону!
Без наличия
кочерги у боевого расчета изделие даже и не пытались устанавливать на стартовый
стол. Она была оформлена как рацпредложение и неотъемлемая принадлежность
стартового стола...
- Боевому расчету стартового
комплекса доложить о готовности к приему изделия!
- Готов...готов...готов...готов...
- 11-й агрегат, "барминская
кочерга" готова?
- Так точно, готова!
- Установку изделия в стартовый
комплекс - ПРОИЗВЕСТИ!
Все-таки великая вещь - мудрая молекула с седой барминской головы!