Ракетный комплекс Р-3
Создание ракеты Р-3 с дальностью полёта 3000 км было одной из основных тем,
которые обсуждались на правительственном уровне в апреле 1947 г. В ее, эскизном
проекте были рассмотрены различные конструктивные схемы: одноступенчатые,
составные и крылатые. Остановились на одноступенчатой схеме с начальной массой
65...70 т и тягой двигателя 120 - 140 тс. Конструкция ракеты предусматривала
отделяющуюся головную часть, несущие баки окислителя и горючего, отсутствие
воздушных стабилизаторов.
Эскизный проект ракеты Р-3 состоял из трёх крупных
разделов: первый содержал проект собственно ракеты Р-3 (его выполнение было
поручено отделу 3 С.П.Королева с одновременным его руководством другими
разделами проекта); второй включал эскизный проект и создание макета
двигательной установки (его выполнение по заданию отдела 3 на конкурсных началах
было поручено ОКБ-456 Главного конструктора В.П.Глушко
и НИИ-1 МАП, где работы возглавил А.И.Полярный), третий охватывал все проблемы,
связанные с разработкой систем управления и контроля (их решение по заданию
отдела 3 было поручено Главным конструкторам Н.А.Пилюгину и М.С.Рязанскому).
При подготовке проекта по ракете Р-3 был обобщен
полученный при отработке ракет Р-1, Р-1А, Р-2Э,
Р-2 опыт и проведён анализ
теоретических и экспериментальных данных. Проект послужил своего рода стимулом
для создания общей методической базы для проектирования ракет дальнего действия.
Так, название первого тома проекта "Принципы и методы проектирования ракет
большой дальности", ответственным исполнителем которого был С.П.Королев, не
составляли сомнений на этот счёт. Большинство томов проекта содержали как бы два
уровня: один обобщенный для ракет дальнего действия, другой конкретный,
применительно к разрабатываемой ракете Р-3.
По результатам рассмотрения эскизного проекта было
рекомендовано принять, как ближайшую задачу, создание экспериментальной ракеты
Р-3А в качестве модели для отработки в натурных условиях конструкции ракеты,
двигателей и системы управления ракеты Р-3, отмечена современность и
целесообразность экспериментов по применению высококипящих окислителей и
высококалорийных горючих, особо подчеркивалась перспективность разработки ракет
по схеме "пакет" и по схеме с отделяющейся крылатой головной частью.
Создание экспериментальной ракеты Р-3А, исследования по
применению перспективных компонентов топлив и перспективных конструктивных схем
составили содержание намеченных на последующие два года научно-исследовательских
тем.
Разработка ракеты Р-3 не вышла за рамки эскизного
проекта, но полученные на этом этапе результаты оказали решающее влияние на
последующий ход развития ракетно-космической техники в
Советском Союзе.
Ракета Р-3А
Ракета Р-3А предназначалась для проверки
особенностей конструктивной схемы ракеты Р-3. Ещё на ракете
Р-2 были частично
внедрены элементы новой схемы: отделяемая головная часть и несущий бак горючего.
Требовалось проверить другие конструктивные элементы: несущий бак окислителя и
хвостовой отсек без стабилизаторов.
На ракете Р-3А как экспериментальной модели ракеты Р-3
предполагалось реализовать все особенности новой конструктивной схемы. При этом,
учитывая сжатые сроки её разработки, считалось целесообразным максимально
сохранить все элементы базовой ракеты Р-2, не принимая во внимание такую
характеристику, как дальность. Правда, на ракете Р-3А требовалось проверить
новую схему двигателя, которая существенно отличалась от схемы двигателя ракеты
Р-2: при практически равных габаритно-массовых характеристиках двигатель ракеты
Р-3А имел тягу у Земли 40 тс (у Р-1 - 27, 2 тс,
Р-2 - 37 тс) и удельный импульс
тяги у Земли 210 с (для Р-1 - 200 с).
Изменения конструкции ракеты Р-3А позволяли
рассчитывать на дальность полёта до 935 км при стартовой массе 23400 кг, тяге
двигателя 40 тс и массе сухой конструкции ракеты около 4 т.
Лётные испытания ракеты Р-3А планировались на октябрь
1951 г., однако проектные проработки показали, что, несколько усложнив задачу,
можно получить качественно новый результат и, минуя экспериментальную стадию,
сразу создать проект новой боевой ракеты, получившей индекс
Р-5.