Более десяти лет назад 15 ноября
1988 года в Советском Союзе успешно был произведен
запуск на низкую околоземную орбиту
многоразового транспортного космического
корабля "Буран", который, совершив два витка
вокруг Земли, произвел автоматическую посадку
по-самолетному на специальный аэродром
космодрома "Байконур". Впервые в мире была
выполнена полностью автоматическая посадка с
околоземной орбиты! Начав спуск при скорости
28000км/час за 22000 км до точки посадки, МТКК
"Буран" приземлился на аэродроме с
посадочной скоростью 350 км/час с точностью 3
метра. Этот испытательный полет стал
венцом двенадцатилетней работы многих
коллективов-создателей системы
"Энергия-Буран", а автоматическая посадка,
выполненная "Бураном", является и сегодня,
десять лет спустя, непревзойденным мировым
рекордом! Головным исполнителем, ответственным за всю систему "Энергия-Буран", было определено Министерство общего машиностроения, а в его составе - головное предприятие НПО "Энергия". На Министерство авиационной промышленности была возложена ответственность за создание планера орбитального корабля "Буран". Для этой цели в Министерстве авиационной промышленности было создано Научно-Производственное объединение "Молния", в которое вошли:
Возглавил объединение Генеральный директор - Главный конструктор Г.Е.Лозино-Лозинский, который собрал вокруг себя группу ведущих конструкторов, специалистов КБ "Зенит", где они приобрели опыт создания лучших в мире истребителей МиГ, осуществляли первую в стане разработку авиационно-космической системы "Спираль" с опытной отработкой посадочных режимов орбитального самолета. При создании НПО "Молния" были не
только максимально учтены опыт и технические
возможности входящих в него предприятий (опыт
конструирования сверхзвуковой тяжелой авиации,
а также ракет с диапазоном скоростей от
дозвуковых до сверхзвуковых; опыт создания
автоматически дистанционно управляемых
аппаратов; разработки высотных самолетов и т.д.),
но и привлечен к работе научный, технический,
производственный потенциал страны. В процессе создания МТКК "Буран" были
разработаны новые металлические и
композиционные конструктивные материалы,
которые позволили уменьшить собственный все
корабля и обеспечить его работоспособность во
всей гамме внешних воздействий в космосе и в
атмосфере. Отдельно надо отметить разработку и
технологию изготовления и наклейки теплозащиты
на поверхности корабля. Здесь впервые в стране
был применен бесчертежный метод производства,
разметки и приклейки плиток на поверхность
"Бурана".
Для отработки посадочных характеристик корабля, а также автоматической посадки были созданы летающие лаборатории на базе самолетов ТУ-154ЛЛ и полноразмерный аналог "Бурана" БТС-002. В целом весь объем проделанной работы
привел к созданию нового авиа-космического
направления, что вызвало широкий, очень
уважительный отклик во всем мире, заметно
повысивший рейтинг России в этой области. Какие бы в дальнейшем более совершенные многоразовые космические аппараты не были созданы в нашей стране, все они будут очередными вехами на трудном пути, начало которому положил МТКК "Буран" 15 ноября 1988 года. |