Наш доклад в Совете министров
В
сентябре 1988 г. в Совмине был сделан доклад
следующего содержания. Ракета "Энергия"
представляет собой носитель с полезной
нагрузкой в виде орбитального корабля, который
выполняет в баллистической схеме функции
третьей ступени. Эта особенность предопределяет
возможность универсального использования
"Энергии" как тяжелого носителя. Программа
летно-конструкторских испытаний
предусматривала 10 пусков с орбитальным кораблем,
из них первые два - в беспилотном варианте.
Планируемая дата пуска - в период с 10 по 25 октября
1988 г. Стартовый комплекс подготовлен к приему
ракеты с кораблем.
По результатам опережающего пуска
ракеты - до пуска с кораблем, получен богатейший
материал для оценки проектных и конструкторских
решений. Учитывая, что ракета-носитель
"Энергия" имеет свою автономную систему
управления и на ее базе возможно создание серии
носителей - космических транспортов типа
"Буран-Т", становится актуальным создание
специального блока довыведения типа
унифицированного разгонного блока "Смерч".
Просим принять решение на уровне
Военно-промышленной комиссии Совмина по
развертыванию работ по созданию этого блока.
Радикально повысить экономичность
транспортных операций в космосе позволят
системы нового класса - авиационно-космические.
Работы в этом направлении разворачиваются во
многих технически развитых странах. На сегодня
можно выделить два основных направления: тяжелые
вертикально стартующие "крылатые"
двухступенчатые ракеты и горизонтально
взлетающие аппараты самолетного типа со
стартовой массой до 100 т, снабженные
многорежимными воздушно-реактивными
двигателями комбинированного типа.
Промышленный и научно-технический
потенциал, накопленный в стране в ходе создания
"Энергии", позволяет нам при относительно
минимальных дополнительных затратах приступить
к разработке полностью многоразового носителя
грузоподъемностью 30-50 т. На первом этапе такой
носитель будет по существу модификацией
"Энергии": те же блоки первой ступени и
модифицированная вторая ступень, снабженная
крылом и всеми авиационными системами,
установленными на орбитальном корабле.
Полностью используется созданная для
"Энергии" и "Бурана" инфраструктура
транспортной системы. Решенный круг
принципиальных проблем, связанных с
автоматической посадкой, теплозащитой
крупногабаритных конструкций на участке входа в
атмосферу, программно-математическим
обеспечением на всех этапах подготовки и
проведения пуска, создают уверенность в
технической реальности этого направления.
В дальнейшем планируется переход
на унифицированный диаметр блоков первой и
второй ступеней, приняв за базу размер
центрального блока "Энергии". На блоках
первой ступени будут устанавливаться по четыре
маршевых двигателя РД-170. Первая
ступень, так же как и вторая, будет иметь крыло и
авиационные средства приведения и посадки на
аэродром вблизи стартового комплекса.
На базе этих же блоков первой и
второй ступеней возможно создание в будущем
носителей сверхтяжелого класса с целью
осуществления пилотируемых экспедиций на Марс.
Далее...