О наших проблемах мы стали судить по западным витринам.
Идеалы и ориентиры заимствовали из чужой реальности. Эта реальность, однако, отстоит от нас за целую эпоху. Запад к этому результату шел триста лет.
Наш рынок: налицо витринное изобилие при неуклонном падении производства.
В США вплоть до 30-х гг в социально-экономической политике господствовал принцип
"твердого индивидуализма", а государственное вмешательство в экономику объявлялось
"социализмом", "коллективизмом". Положение поменялось в кризисные 1929-1933 гг., когда, преодолевая катастрофическое ухудшение положения американских трудящихся, вновь избранный президент Ф.Рузвельт призвал к общегосударственным мерам регулирования экономики. Государственное регулирование экономики стало одним из главных инструментов обеспечения социальной стабильности общества.
В 1986 г. на долю США приходилось около 34% промышленного производства развитых стран и 20% их внешнеторгового оборота. Сегодня на внешнем рынке реализуется почти 30% производимых в США материальных ценностей. Основу экспорта составляет наукоемкая продукция и продукция сельского хозяйства. На долю США приходится около половины мирового экспорта зерна. Вместе с тем, в сталелитейной промышленности, автомобилестроении, судостроении, легкой промышленности США проигрывают конкурентам из Западной Европы и Японии.
Среднегодовой темп прироста реального валового национального продукта в 1973-1985 гг. составлял 2,8%, темп же прироста
- 9,8% (расхождение объясняется инфляционным ростом цен).
Кардинальное преобразование в стране характеризуется компьютеризацией сфер хозяйства и быта и комплексной автоматизацией процессов производства и управления. Конечная цель
- создание гибких автоматизированных производств и, далее, автоматизированных предприятий, работающих по безлюдной (малолюдной) технологии. Высокими темпами в последние годы развивается приборостроение и точное машиностроение, производство электронной и оптической аппаратуры, медицинской техники.
Острая международная конкуренция, прежде всего со стороны Японии, заставила автомобильные компании США провести коренную реконструкцию автомобильных заводов, используя системы автоматизированного проектирования, робототехнических комплексов.
Наибольшие возможности в промышленности открывают гибкие производственные системы, сенсорные, видеосенсорные системы, линии автоматической сборки, системы искусственного интеллекта, системы математического обеспечения электронно-вычислительной техники. Соединенные Штаты превосходят Японию в создании видеосенсоров и разработке программ математического обеспечения. В коммерческом внедрении новшеств равенство сил сохраняется по системам искусственного интеллекта и обычных сенсоров.
Американские системы автоматизированного проектирования, автоматизированные системы управления производством занимают прочные позиции даже на рынке Японии.
По объему производства многих видов потребительских товаров, особенно наукоемких (персональные компьютеры, микроволновые печи, легковые автомобили), и продовольствия США занимают первое место в мире.
Государство, не экономя на расходах, фактически берет на себя риск создания принципиально новых технологий, хозяйственные перспективы которых не всегда бывают ясны. Такие нововведения, как компьютер, микроэлектронная техника, лазер, робот, станки с числовым программным управлением, многие виды конструкционных материалов, родились из научно-исследовательских проектов, прямо финансируемых Министерством обороны США и НАСА.
В Соединенных Штатах государство по существу содержит фундаментальную науку, значительную долю прикладной, поддерживает высшее образование, авиацию, космос, сельское хозяйство
- иначе эти отрасли давно бы исчезли. Общество перераспределяет созданные ценности в громадных объемах на основе принципа практической целесообразности и идей социальной справедливости.
Примерно треть всех федеральных расходов идет на финансирование национальной обороны. Около 0,9% расходов занимает космос, наука и техника, 2,8%
- сельское хозяйство, здравоохранение с программой медицинского обслуживания - 1,2%, социальное страхование
- 12,3%.
В общей массе юридически независимых фирм, число которых превышает 15 млн, ключевые позиции в главных секторах экономики занимают крупные хозяйственные объединения. Монополии с капиталом, превышающим один миллиард долларов, в общих активах имеют удельный вес до 67,9%, в прибыли
- до 69%. Суммарный оборот 20 американских нефтяных компаний соизмерим с доходной частью федерального бюджета США. Четыре компании контролируют около 70% производства первичного алюминия, пять
- 80% выплавки черновой меди.
Нефтяные и сырьевые компании являются интегрированными комплексами, занимающимися добычей, обогащением, переработкой, транспортировкой сырья и производством готовой продукции.
В военном бизнесе удельный вес ста крупнейших производителей в стоимости первичных государственных контрактов составляет около 70%.
Производство автомобилей в объеме 99% сосредоточено в руках трех гигантов
отрасли - "Дженерал моторе", "Форд", "Крайслер".
Господствующей фирмой современной промышленной монополии стал многоотраслевой Транснациональный концерн, в сфере которого находятся десятки формально независимых небольших компаний.
Высшей степенью монополизации являются финансовые группы, которые включают в свой состав могущественные кредитно-финансовые учреждения и многочисленные торгово-промышленные концерны. В США насчитывается приблизительно 20 таких групп.
Прибыли от инвестиций составляют до трети всего объема прибылей американских корпораций (1985 г.). На первое место выходят займы американских банков. Они составляют 60% совокупного объема международного кредита. Международный кредит становится важным инструментом политического и экономического давления. Наряду с этим важное значение имеет сотрудничество между США, Японией и странами Европейского экономического союза.
В странах промышленного комплекса к 1986 г. было занято 17,9% рабочей силы США. В основном рабочая сила сосредоточена в сфере переработки и сбыта продукции. Соотношение постоянно занятых работников ферм к количеству занятых в других отраслях аграрного комплекса составляет 1 к 9.
Аграрный кризис перепроизводства начала 80-х гг. привел к сокращению производства средств производства для сельского хозяйства по сравнению с предыдущим десятилетием в 2,5 раза, в поштучном исчислении. В то же время это состояние, не нарушая серьезно хода воспроизводства в насыщенном техникой сельском хозяйстве, стимулировало создание электронных систем управления и контроля.
Прирост производства сельскохозяйственной продукции в последние 15 лет происходил главным образом за счет дальнейшего наращивания материально-технической базы, использования достижений научно-технического прогресса и интенсификации труда. Трудозатраты на производство сократились от 20 до 70%.
В 1986 г. в сельскохозяйственном производстве насчитывалось 2214 тысяч фермерских хозяйств. В среднем в каждом хозяйстве
- 180 гектаров земли. Отчетливо проявляется концентрация производства в сельском хозяйстве. Почти половина товарной сельскохозяйственной продукции производится на менее 5% всех американских ферм. Это 108 тысяч хозяйств с объемом ежегодно реализуемой продукции на сумму от 200 тыс. долл. и более. Выделяются фермы с реализацией до 500 тыс. долл. Их удельный вес
- 1,3% от общего количества фермерских хозяйств. Площадь земель на этих фермах - около 1400 га, на каждой из них занято в среднем до 40 наемных рабочих в год.
На другом полюсе американского фермерского производства - 1389 тысяч
фермерских хозяйств (62,82% от общего числа ферм) реализуют продукцию на сумму
менее 20 тыс. долл. в год. Их доля в производстве не превышает 9%. Процесс
разорения фермерских хозяйств прогрессирует. С начала б0-х гг. прекратили существование полтора миллиона ферм.
Концентрация фермерского производства благоприятствует совершенствованию материально-технической базы сельского хозяйства. В 1986 г. число тракторов на фермах достигло 4670 тысяч, грузовых автомобилей
- 3380 тысяч, комбайнов - 640 тысяч. На каждого постоянного работника приходится 1,3 трактора и почти по одному грузовому автомобилю.
Широкая компьютеризация, связь и стандартизация служат основой развития сбыта продовольственных товаров.
В 1960-1970 гг. социальные программы правительства
увеличили социальные расходы государства до наиболее высокого уровня в
американской истории. В середине 70-х гг. эти расходы составили 20% от валового национального продукта, в том числе федеральные расходы достигли 11,5%. Пенсионное обеспечение стало самой крупной статьей социальных расходов.
Материальное положение американцев характеризуется высоким уровнем личных доходов. К личным доходам относятся и дивиденды на акционерный капитал. В 1985 г. эта часть доходов составила около 17% и стала третьим по важности источником денежного поступления после зарплаты и социальных выплат.
Уровень личного потребления на душу населения в США самый высокий в мире, при значительном объеме потребляемых товаров и услуг, высоком качестве и широкой доступности.
В виде прямых налогов семья выплачивает более 17% от дохода, около 30% расходуется на жилье.
В стране достигнут один из самых высоких в мире уровней обеспеченности жилищными услугами. В среднем на одного американца приходится около 48 м2 полезной площади. 65% семей живут в собственных домах и кооперативных квартирах. В среднем на американскую семью приходится 1,8 автомобиля. На прямую оплату медицинских услуг уходит лишь 4,1% затрат семьи, большую часть этих расходов (72%) берет на себя государство и система медицинского страхования.
В экономически активном населении США доля богатых составляет 3%. Однако решающую роль играет узкий круг сверхбогачей-миллиардеров. Полпроцента этих американских семей владеют 22% национального богатства страны.
В 1987 г. в США насчитывалось 53 млн. человек, чей доход был ниже официальной
"черты бедности" и еще 11 млн., чей доход находился между 100 и 125% от этой
"черты". В условиях ниже "черты бедности" жили 11,4% белого и 31,3% черного населения. Выплаты по системе социального обеспечения снижают цифру, характеризующую распространение бедности в США примерно вдвое. Республиканская администрация утверждает, что проблема бедности связана с тем, что бедняки предпочитают не работать, а жить за счет общества.
Демократическая партия США организационно оформилась в ходе избирательной кампании 1828 г. Основы же современной политики демократов заложены в годы
"нового курса" Ф.Рузвельта, активного внедрения государственно-монополистических методов регулирования экономики. За период с 1933 по 1980 гг. они 32 года владели Белым домом, 44 года контролировали обе палаты Конгресса.
Первым республиканским президентом был А.Линкольн - в 1861 г. Партия была основана в 1854 г. под лозунгом борьбы с рабством. За период с 1860 по 1932 гг. было избрано 11 президентов от республиканской партии и только три президента-демократа.
Р.Рейган, 40-й президент - республиканец, Б.Клинтон - демократ.
Современная политическая основа республиканской партии - саморегулирующийся характер экономики.
На каких социально-экономических основах держится демократия в современных
"цивилизованных", "правовых" странах?
В этих странах обитает одна шестая часть населения, это - "золотой миллиард", который потребляет пять шестых ежегодного валового продукта мировой экономики. Остальные потребляют одну шестую часть мирового пирога. Они держатся на агрессии сильных против слабых или при помощи доллара.
"Они" в десять раз богаче "нас". Это позволяет "им", обходясь без классовой
борьбы, в марксистском понимании, играть роль совокупного буржуа, остальные -
совокупный пролетарий. В основе - сытый, довольный средний класс. Богатые не
поделятся с бедными. Для того, чтобы бедным пожить по-американски, надо достичь должного экономического уровня.
Мы все им необходимы не в качестве конкурентов или сотрапезников, а в качестве рабочей силы. А все разговоры о единых целях, идеалах, общечеловеческих ценностях
- лишь прикрытие этого факта.
Ни мы, россияне, ни 5 млрд собратьев по лагерю бедных не обретем демократии ни в коем веке.
Мир зрительно делится, теперь говорят некоторые лидеры демократии, на три группы: первая группа
- это "семёрка", замкнутый круг, в который России проникнуть невозможно. Вторая группа
- страны-сателлиты, развивающиеся страны (Швеция, Австрия). Третья группа - придаток двух первых групп. Они тоже улучшают своё положение, но делают то, что им позволено первыми.
В послевоенные годы США имели около 50% мирового продукта, владея, таким образом,
"контрольным пакетом" в экономике. Хозяйство основных конкурентов лежало в
руинах. Доллар пользовался доверием. Были выпущены дополнительные зеленые
бумажки. Американские военные и туристы - носители идеалов свободы и
американского образа жизни - оплачивали этими долларами товары и услуги. Доля
США в мировом продукте, однако, снижалась. В результате в начале 1960-х гг. массовый обмен на золото этих наводнивших мир денег привел к валютному кризису. Золотой запас сократился в десять раз и опустился до 5% от общих запасов свободного мира.
Группа наиболее развитых стран объединилась. За счет 64% выпуска мирового продукта (по данным Экономической газеты №2, 1994 г.), объединившаяся
"семерка" смогла поставить себя в качестве хозяина положения и приняла на себя право решать вопросы дележки мирового
"пирога". Теперь эта группа принимает решения о выпуске дополнительных денег, то есть так же, как США единолично после войны. Если пропорции между выпусками соблюдаются, то внешний наблюдатель отметит, что взаимные курсы надежных, твердых валют почти постоянны и никакой инфляции вроде бы нет. Все бреши этого долларового
"пула" немедленно закрываются выдачей кредитов. Например, при падении мексиканского песо Мексике было выделено 50 млрд долл.
Необеспеченный выпуск валюты обеспечивает "семерке" в этом случае порядка 4-5% мирового продукта. Или около 200 долл. в год с каждого из четырех миллиардов жителей, включая Россию, на нужды
"золотого миллиарда" - жителей развитых стран. Это на порядок больше, чем 100 млрд. долл., которые, по расчетам амстердамского профессора А.Франка, получает Запад путем занижения цен покупаемого у третьего мира сырья и завышения цен на продаваемую готовую продукцию.
Население семи стран составляет 12% и располагает 64% мирового продукта. Удельный показатель
- (64:12)=5,3. Остальной мир - 0,39, то есть в 13,6 раза удельный показатель меньше в пользу развитых стран. СССР в 1988 г., по цифрам на основе данных в Экономической газете, имел валовый продукт 1939 млрд. долл. или 10,8% и 6%
- от численности населения, откуда удельный показатель составлял 1,6, то есть уровень жизни у нас был почти в три раза ниже, что было и отмечено.
В настоящее время при падении в России производства до уровня ниже, чем 50%, удельный показатель падает до 0,4-0,5, приближаясь к усредненному показателю остального мира, и в 3-4 раза меньшему, чем в СССР в 1984 г., до начала перестройки. Действительно, за последние три года реформы средняя заработная плата (покупательная способность) россиянина упала в три раза, что соответствует сегодняшнему удельному показателю.
Спад производства в России приобретает признаки всеобщей деградации, поражая в наибольшей степени прогрессивные и высокотехничные производства. Потеря производства
- это потеря рынка мирового и внутреннего. Уступив место на рынке, занять его вновь почти невозможно.
Спад производства наблюдается прежде всего по продукции, которую нельзя отнести к неконкурентоспособной. При общем спаде производства в 1993 г. на 16% выпуск минеральных удобрений сократился на 22%, кормового белка
- на 33%, листового проката - на 21%, тепловозов - на 33%, тканей - на 27%.
СССР считался одним из богатейших нефтяных государств. Перед войной в стране добывалось 31,2 млн. т, в 1960 г.
- почти в пять раз больше, а в 1980-м - 603,2 млн. т. Открывались все новые месторождения: Волго-Уральский нефтеносный район, Тюмень, Мангышлак, Тенгиз. Была создана уникальная сеть нефтепроводов протяженностью 65 тыс. км.
Пика достигли в 1988 г.: было добыто 626 млн. т. В 1989 г.
- уже меньше на 17 млн. т, в 1990 г. - еще на 37 меньше. В 1991 г.
- около 500 млн. т. В 1993 г. добыча нефти составила 352 млн. т, а прирост запасов не многим более 30 млн. т.
Добыча угля в 1994 г. в объеме примерно 250 млн. т. Советский Союз добывал 261,1 млн. т в 1950 г., 493,2
- в 1958 г., 578 - в 1965 г., в 1970 г. - 624 млн. т.
В 1994 г. производство готового проката черных металлов составил 42 млн. т. В Советском Союзе выплавка стали в 1950 г. составляла 27,3 млн. т, в 1958 г.
- 55, в 1965 г. - 91, в 1970 г. - 116, в 1975 г. - 141, в 1980 г.
- 168,5 млн. т. Отмечается наряду с падением производства черного проката уменьшение спроса на продукцию черной металлургии. Образовалась проблема в обеспечении предприятий огнеупорами. Выпуск огнеупоров сокращался примерно на 7% ежегодно. Потребность в магнезитовом порошке предполагалось обеспечить за счет покупок по импорту.
Производство электроэнергии в 1994 г. оценивается в объеме 910 млрд. кВт/ч против 945 млрд. в 1993 г. Советский Союз производил электроэнергии в 1950 г. 91,2 млрд. кВт/ч, в 1958 г.
- 235,4, в 1965 г. - 507, в 1970 г. - 741, в 1980 г. -1380 млрд. кВт/ч.
В стране производство минеральных удобрений в 1993 г. составило 8,5 млн. т. Имеются мощности по производству примерно на 20 млн. т, и столько же требуется по биологическим нормам внесения удобрений в почву. Советский Союз производил минеральных удобрений 5,5 млн. т в 1950 г., а в 1958 г.
- 12,4 млн. т.
Объем производства древесины в 1988 г. составил 325 млн. м3, в 1993 г.
- 174, в 1994 г. - не более 100. Для сравнения, в 1947 г. - 155, в 1948 г.
- 184 млн. м3. Россия владеет 20% мирового запаса древесины. Внешний рынок насытился русской древесиной. Экспорт уменьшился в два раза. Лесовики требуют государственного регулирования. Целлюлозно-бумажные комбинаты надо перевооружать. Оснащение плохое, дорогой транспорт. Наряду с этим, по данным МВД России, только в 1993 г. предотвращен незаконный вывоз за рубеж 157,4 тыс. м3 леса и пиломатериалов. Незаконные порубки леса увеличились в 1993 г. в 2,8 раза по сравнению с 1992 г.
На примере рынка алюминия. В мире было два главных противостоящих друг другу алюминиевых производителя
- США и СССР. Приняты жестокие санкции в отношении России комиссией ЕС, которая в августе 1993 г. ввела, а в декабре этого же года продлила действие ограничительных мер по ввозу в Европу алюминия из республик бывшего Союза. Главным инициатором санкций Европейского сообщества были американские фирмы. Требования западных производителей свелись к тому, что поддержание цен на алюминий, упавших с 1990 г. почти в 2,4 раза, требуют ограничения его производства примерно на 11% в основном за счет заводов Союза. Россия, со своей стороны, выдвинула встречные условия. В обмен на уменьшение производства алюминия, Запад должен предоставить финансовую и техническую помощь для модернизации российской алюминиевой промышленности в размере порядка 5 млрд. долл. Было заявлено, что в таком случае инвесторы должны участвовать в приватизации алюминиевой промышленности.
Отказываются сокращать выпуск французские, норвежские, итальянские и испанские заводы. США угрожают закрыть свои границы для дешевого алюминия.
Производство алюминия в России неуклонно снижается по внутренней причине с 2900 тыс. т в 1990 г. до 2800 тыс. т в 1993 г. Внутреннее потребление упало с 2300 тыс. т до 1100 тыс. т за тот же период времени.
В условиях, твердо установленных в плановой экономике, экспортируемые товары выступали на международном рынке ниже высоких мировых цен, что определяло значительную эффективность внешней торговли. В настоящее время внутренние цены приближаются к мировым, что уже не делает выгодным их экспорт по сравнению с экспортом сырья.
Намечающиеся тенденции приближают Россию к месту экспортера первичных сырьевых ресурсов, экспортера продуктов, производство которых является наиболее
"грозным", экологически опасным.
Масштабы спада производства, успокаивают отцы перестройки, не больше, чем во всех государствах, переживающих переходные процессы.
"Спад связан с тем, что значительная часть советской экономики просто была излишней, экономически неэффективной в условиях рыночной экономики..."
Из быстро "сделанных" или наворованных денег промышленный капитализм не растёт. Эти деньги оседают в заграничных банках. В условиях процветания торгового капитализма невыгодно заниматься продуктивным производством. Торговый капитализм даёт тысячу процентов, собственный
"Мерседес", счет в западном банке и Власть... Началась идеологическая кампания по убеждению людей в том, что
"нам не надо столько стали, столько тракторов, столько энергии". Началось резкое сокращение инвестиций в тяжелую промышленность. Диверсионный характер лозунга очевиден.
Производство в целом по сравнению с 1989 г. упало на 40%. Упало до низшего уровня
- до дна ущелья, когда падать ниже уже нельзя. Радоваться нечему. Если бы падение остановилось на уровне десятилетнего отставания, то это еще была бы надежда обозримого возврата к достигнутому ранее уровню. Нас убеждают:
"Деду стало легче - реже стал дышать..."
"Перестройка" привела к деиндустриализации страны и вызвала падение производства и безработицу, которую мы начинаем ощущать впервые и поняли только сейчас. Массовый характер приобретают остановки предприятий, переход их на сокращенную рабочую неделю. Сократились объективные возможности общества, сократились реальные ресурсы, которые могли быть использованы на эти цели.
Уже в этом тысячелетии мировая экономика попадёт, по оценкам экспертов, в мировой топливно-энергетический кризис. Возникает проблема или замещения на новые энергосистемы, или поиска традиционных источников земных ресурсов. И, естественно, мировая экономика заинтересована в максимальном использовании их. Отсюда и борьба с коммунистической структурой.
В 1994 г. урожай зерновых - 81 млн. т - самый низкий за предыдущие 13 лет.
Хрущев считал, что изменят облик деревни только трактора, грузовики, агрогорода, элеваторы, механизированные фермы, оборудованные по последнему слову техники.
"Он не понимал,- натуженно вдалбливает нам известный писатель-публицист,- что только право собственности на землю может спасти сельское хозяйство".
Джон Кристал, племянник и продолжатель дела Гарста - лучшего друга Хрущева, высказался так:
"Америку кормит не фермер, а крупноземельный кооператив. Более половины фермеров, имея небольшие земельные наделы, подрабатывают в промышленности, ибо от фермерства нормально прожить они не могут!".
У нас. Говорит фермер с экрана: "Сбережения на книжке пропали, приватизация оказалась не про нас, скотину растить
- себе дороже. Трактора вовремя не купил, теперь не куплю никогда..."
Сельское хозяйство реагирует на появление единоличников-фермеров
резко против...
"Перестройка нашему мужику нужна... - твердит писатель,- земля брошена, на производстве бардак, кругом растащиловка... Сбылась мечта дурака. Мужик ушел в запой... Чем не коммунизм
- лежи на печи, в потолок поплевывай". "Надо нашему мужику хорошего пендаля дать. Обленились, перестали мышей ловить",- заявляет радетель реформ в селе.
Из доклада России на заседании Всемирной социальной конференции в марте 1995 г.:
"Население с доходами ниже прожиточного минимума составит 30% от общей численности. 60% населения ухудшили свое состояние. 10%, которые опирались на находящуюся в их распоряжении в начале
"перестройки" часть нашего общего "национального достояния", станут ядром новой российской буржуазии".
Сотрудник черносотенного "Нового времени" Меньшиков сообщал о том, что в России народ питается значительно хуже, чем на Западе, а 40% солдат до поступления на военную службу вообще не ели мяса. Это было в 1913 г. Средние статистические данные по А.Черняку говорят, что в России в 1913 г. потреблялось 29 кг мяса каждым в год. В СССР в 1940 г.
- 15-20 кг, в 1950 г. - 26, в 1980 г. - 58, в 1989 г. - 73, в 1993 г.
- 58 кг, в настоящее время наш нищий бюджет "включает" 27,5 кг мяса в год. Фрукты и ягоды потреблялись одним человеком в год в среднем в 1913 г.
- 11 кг, в 1950 г. - 11, в 1974 г. - 37, в 1989 г. - 59 и в 1993 г.
- 37 кг.
В 1993 г. было закрыто свыше 5 тыс. детских садов и яслей. Данные за 1994 год Госкомстат Российской Федерации не публикует. В 1988 г. были обеспечены яслями более 70%, сейчас только 56,6%. 370 тысяч стоят в очереди. Плата значительно превышает минимальную зарплату.
Раньше, хотя это и нещадно высмеивалось сторонниками западной системы, любое действие правительства измерялось повышением благосостояния народа. Что на прилавках магазинов?.. Когда же народ поднакопил личных денег, возросли желания, прилавки опустели. Стали
"доставать". Личных средств у населения накопилось тогда в таком размере, что страна могла жить целый год не работая. Решалась проблема: деньги у населения надо вынимать через повышенное производство товаров и пустить эти средства в оборот. Новые мыслители объявили либерализацию цен, родили неслыханную в мире инфляцию и одним взмахом лишили вкладов свой народ. Правда, так никто и не объяснил, куда эти деньги делись. Вторым заходом установили уровни зарплаты и пенсии так, что она стала ниже в 4-5 раз ранее получаемой.
Либерализация цен, сдерживание роста оплаты труда и социальных выплат привели к резкому падению реальной стоимости денежных доходов населения. По уровню потребления материальных благ Россия оказалась отброшенной на 10-20 лет назад. С учетом снижения покупательной силы рубля денежные сбережения населения обесценились на 98,5%.
Изобилие же на прилавках магазинов - это картина сдачи внутреннего рынка
"без боя". Нетрудно понять, что появление импортных товаров в магазине - это не гуманитарная помощь. Товары продаются за деньги. Эти деньги
- проданные свои ресурсы. Ранее это было "народное достояние". Механизм, конечно, сложнее, но смысл не искажён. И в результате, не мудрствуя лукаво, то есть не приложив малости ума во благо народа, наши вожди отдали на съедение акулам западной торговли всё то, что другие страны упорно защищают. Оглянитесь на Китай.
Деньги, отданные за каждый килограмм импортной колбасы,- это кредит Ваш развитию западной экономики. Так и везде мы теряем позиции. Продаётся, что было создано за годы Советской власти.
Преимущество СССР было в государственности управления экономикой.
Централизованное управление хозяйством таит в себе мощнейший потенциал рационального использования общественных сил. Только государственная централизация дала возможность мобилизации ресурсов страны в период индустриализации, электрификации, во время Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства и, в конце концов, создать ядерную и ракетную промышленность. Следующий этап
- подъем сельского хозяйства и производства товаров широкого потребления не удался
- подоспела перестройка.
В мире отмечалась дважды государственная мобилизация ресурсов на технический и научный прогресс. Однажды, во Вторую мировую войну, когда родилась ядерная бомба. Второй раз в период холодной войны при покорении космоса и полёта на Луну. Теперь когда?
Американские специалисты - экономисты, участники разработок
"Манхэттенского проекта" (ядерной бомбы), говорили, что они завидовали русским, обладающим мощной системой централизованного планирования и координации работ. Примерно, но близко к смыслу они высказались:
"Если русские коммунисты поймут преимущества своего строя, то нам будет крышка..."
В рамках любого общественного, коллективного хозяйства необходим фактор государственного регулирования, предусматривающий национальную структуру обеспечения сьфьем, охраной, энергией, социальной защитой.
Во всех западных странах существует экономическое планирование народного хозяйства. Во Франции, в Голландии соответствующие учреждения так и называются: Госплан.
"Академик", директор головного экономического института пишет, что государственный сектор во Франции составляет 20%. На самом деле
- 42% и колеблется на уровне не менее 40%. Вопреки всем утверждениям в Соединенных Штатах более 90% сельскохозяйственной продукции дают огромные фабрики зерна и мяса, где рабочие трудятся по найму, как на заводах, а не единоличные фермерские хозяйства.
Преимущества государственного централизованного управления народным хозяйством превратились в его недостаток тогда, когда командно-административный метод хозяйствования стал основой управления. Указание что, когда и сколько в далеком колхозе сеять и было ярким доходчивым примером, который перемалывался на страницах произведений многих писателей, драматургов и, конечно, публицистов. Ну, а если бы региональное время засева определялось не прикладыванием к щеке горсти вспаханной земли и не босой ногой в борозде и не мудрым хлеборобом, а техникой, то результаты были бы гораздо эффективнее. Этот пример приведен потому, что тезис
"кому виднее" или "на месте виднее" постоянно всплывал в качестве доказательства необходимости децентрализации управления. Ну, а если бы система учитывала подсказку мудрого крестьянина? Тогда бы не было этих недостатков. Это в технике и в любой сложной системе называется обратной связью. Наличие эффективной обратной связи определяет качество управления. Например, ракетная система управления невозможна без обратной связи в принципе. Обратная связь дает информацию о состоянии исполнительных органов и фактическом исполнении команд. Принципы обратной связи разные, но идея сводится к одному
- осуществлению запрограммированного полета. Любой живой организм построен по такому же принципу. Живой организм
- это сложнейшая система, которая дает возможность каждой своей структурной ячейке функционировать самостоятельно, но в пределах общей программы и в угоду общей программе.
Общественная система - не менее сложный организм, и рациональные принципы управления сходны с природными. Складывается мысль, что командная система без внимания и учета обратной связи противоестественна. Но и очевидно, что функционирование отдельных ячеек общества изолированно, без связи между собой, рождает стохастический процесс в целом. Значит, ячейки могут функционировать целенаправленно только во взаимодействии. Может быть несколько вариантов взаимодействия. Контакты с окружающими ячейками неизменно ведут к установлению норм поведения, складывающихся в этой группе контактов. Полагают, что такая группа может устанавливать нормы на основе саморегулирования. Процесс саморегулирования сложен и длителен. В нем замешиваются неоднородность состава и различия в массах. Если бы ячейки были однородны и одинаковы по своей массе, то они как магнитные частицы строго и ровно располагались по силовым линиям к полюсам. Сложная система с неоднородным составом требует установления, как теперь модно называть, рамочных правил. Следовательно, процесс установления норм требует представительства от каждой ячейки
-рождается регулирующая структура. Процесс саморегуляции условен по своему определению.
В интеллектуальном обществе правила взаимодействия и контакты устанавливаются людьми как для неоднородных структур. Особенность заключается в том, что правила могут изменяться и изменяются людьми, устанавливая порядок, определяемый представительными органами или авторитарно. Авторитарная структура ближе к природе. Структура с представительством
- ближе к интеллектуальному обществу.
Регулирование в интеллектуальном обществе при рыночных взаимоотношениях классиками определяется как саморегулирование.
Рыночное саморегулирование - понятие условного процесса примерки своих возможностей к тому калибру, который кто-то установил. Пешеходное движение на улице
- в принципе саморегулирующийся процесс. Но и здесь действуют нормы, устанавливаемые культурой, этикой и просто правилами уличного движения. Так что за любым саморегулируемым процессом кроются правила, порядки и закон управления. Во многих государствах даже с рыночной экономикой различного рода выплески в ценах типа монопольных пресекаются государством.
Перестройка в ее зачаточном значении предусматривала ускорение научно-технического прогресса. Стремление логичное, потому что прогресс должен был привести к высокосовершенным технологическим процессам, качеству, к развитию отраслей радиоэлектронной техники, машинизации сельского хозяйства, к налаживанию автоматизированных систем управления.
На самом деле крупнейшие компании Запада при закономерном расширении своих империй испытывают те же потребности в научно-техническом прогрессе в связи, сборе информации, получения реальной оценки положения дел на местах, на периферии. Существуют те же проблемы, как и у любого масштабного общественного организма. Компьютерная техника, спутниковые аппараты, логические программы могут в решающей степени изжить субъективность в системе и все ее атрибуты: обман, коррупцию, хищения... Да, технократия могла бы решить многие проблемы современного общества. Но для реализации этой проблемы необходимы средства. Средства
- это производительный труд.
Сегодняшние авторитеты "рыночной экономики" говорят, что лучшее средство повышения производительности труда
- это частная собственность на средства производства. Логика проста: хозяин заставит работать наконец-то
своих рабов. Смягчим - "свободных рабов", смягчим еще - " работающих, как на Западе". Таким образом, приняв это направление, государство передает функции управления собственникам. Как и раньше, это превратилось в кампанию и начали приватизировать все подряд. Сообщают, что новые реальные собственники заимели более 60% производственных предприятий. Бывшие руководители предприятий, преобразованных в акционерные общества, стали владельцами заводов. В короткое время промышленная номенклатура превратилась наконец-то в капиталистов. Верхний уровень номенклатуры осел около финансов в банках, фондах... Фактически ничего не меняется.
В любом производстве Америки, Германии, всех западных цивилизованных стран предприятия интегрированы в масштабах производственного образования, коллективы и их структура ничем не отличаются по структуре и иерархии построения от социалистических предприятий.
Единственная разница этих предприятий - взамен самоуправца-директора из номенклатуры коллектив осчастливлен наличием хозяина, с вытекающими из этого методами управления.
Самоуправство командира производства меняется на самоуправство владельца. Чаще на многих предприятиях Запада и Америки, чтобы сгладить противоречия, именуют
"партнёрством" взаимодействие хозяина с рабочими, придавая этой формулировке иллюзию участия рабочих во владении предприятием, выдав им какие-либо сертификаты типа акций и ваучеров, определяющие их долю в результатах труда коллектива. Это так называемое понятие народного капитализма
- распространённая его форма.
Таким образом, коренное отличие в том, что хозяин, президент или другие владельцы, объединенные в Совет Директоров, получают прибыль в любой одемократиченной форме, типа гонорара, а директор
- оклад по утверждённому тарифу. Директор существенно проигрывает по сравнению с хозяином. А
"партнёры" за станками и на Западе, и в Союзе имели одинаковые доли прибыли. Одни
- по акциям, другие - в системе материального стимулирования. Разница - в количественной оценке труда. Но эта разница уже другого плана, о ней
- особо.
Наша страна заплатила за экономические преобразования правительства дороже, чем кто бы то ни было и когда бы то ни было.
Приватизация есть не что иное, как раздел национального богатства, которое было создано за 70 лет Советской власти. Изначально было обещано открыть каждому гражданину именной приватизационный счет, на который должны были зачислить суммы от дележа богатства... Затем именные чеки были заменены на безликие ваучеры. В свое время, убеждая брать эти ваучеры, Чубайс обещал каждому по две автомашины
"Волга". Произошел эпохальный второй обман народа, лишив его легальным путем законных прав на собственность. Во второй раз у народа украли общественную собственность. В первый раз это произошло при либерализации цен, когда у народа ликвидировали личную собственность в виде сбережений в банках.
Право на национальную собственность реализовывалось ранее в фондах потребления. Все имели право получать образование, медицинскую помощь, пользоваться здравницами, домами отдыха... Сейчас ваучер приравнен фактически к стоимости двух килограммов колбасы, что и составляет теперь величину заработанной доли общественным трудом. Идет процесс обмена власти на собственность, то есть тот, кто имеет власть, составляет структуру собственников. Борьба за раздел имущества превратилась в борьбу в этих кругах с криминальной сущностью.
Успехи капиталистического уклада не требуют доказательств. Но следует понять, что этот путь идет к узаконенному расслоению общества на собственников с баснословными прибылями (по-старому, окладами), которые до десятка тысяч раз выше, чем у прошлых академиков
- элитарной части интеллектуалов общества, и неимущих, еле-еле сводящих концы с концами, не говоря о тех, которые роются теперь в мусорных ящиках, и бомжах. Это надо понять, и это неотъемлемая часть системы. Говорят, что надо лучше работать. Но где и кто защитит его право на труд. Государство стоит за установленную им систему, тем более, что народ голосовал за новую Конституцию. Значит, это воля народа. Некому жаловаться.
"Видели очи, что покупали..."
Беспринципные и ловкие политиканы, готовые предать идею социальной справедливости и своих соратников-коммунистов
- кидались в водоворот легкой наживы. Это в то еще время родилось недоброе отношение к номенклатуре. Они из революционных фанатиков, пылающих самопожертвованием, превратились в вершащих судьбу других и заодно строящих свое благополучие. Это были уже не коммунисты. Они упорно поднимались по лестнице партийной и государственной иерархии. Они оживились при Хрущеве и открылись при Горбачеве.
Сил, сдерживающих этот поток, не было. Явных репрессий не было, устанавливались ограничения, которые больше были смехотворными и ненужными, чем действенными. Например, ограничения по размеру садовых участков, садовых домиков.
Вспоминается, в конце 1960-х гг. в КБ "Южное" решили организовать какой-то отдых для работающих на износ ракетчиков. На строительство коттеджей денег было у всех маловато. Ну, решили, как это было уже популярно, образовать садовое общество с участками каждому по 6 соток. Начали делить
"фазенды". Домики, на которые еле-еле хватало денег. Но некоторым хотелось сделать домик такой, чтобы он как-то был похож на эту чертову
"виллу". Кто-то превысил высоту сооружений - два этажа. Нет, не теперешних двух-, трехэтажных крепостей, а просто построил дом с мансардой
- жилая комната под скатом крыши. Потребовали от академиков, докторов наук и просто ракетчиков привести их в соответствие с требованиями, установленными на местах. Рушили
"вторые" этажи, так как не подвергалось сомнению, что чердаки могут быть
использованы для сдачи внаем...
В Москве в "высоком" кабинете нашу просьбу, во-первых, не поняли, во-вторых, осмеяли.
"Какие у Вас дачи?" - вопрошали меня. Я объяснил. "Вот у Ростроповича дача - вот это дача. Даже венецианское стекло. И не просто венецианское, а везли из Венеции... Ерунда какая-то. Разбирайтесь на месте...
Я позвоню в обком..." - этим завершился разговор в "высоком" кабинете. Так что с
"буржуазными предрассудками" борьба была, но, видимо, не на том фронте. К разряду гениев или национальных достояний мы не относились, но на некоторое время нас оставили в покое. С другой стороны, существовали государственные дачи для номенклатуры и открывались ворота для строительства дач в Подмосковье деятелям культуры и техники. В Средней Азии, на Кавказе, в Прибалтике масштабы были пошире.
В эти времена появлялись целые подпольные производства. Размер этих структур был велик. На экранах запестрели кинофильмы о
"пестроклетчатых". Рождалась теневая экономика. Печать утверждала, что размер "теневого размаха" был эквивалентен двадцати процентам годового бюджета страны. Мафия основательно становилась на ноги. Их структуры подтягивали к себе номенклатуру. Появились высказывания о необходимости легализации
"теневого оборота средств"...
Номенклатура пережила развал СССР. Эти люди не изменились в одночасье, а лишь поменяли лозунги. Они остаются у власти и сейчас в административном аппарате, на заводах, фабриках, конструкторских бюро, в колхозах. В свои кресла вцепились мертвой хваткой. Многие уже сколотили состояния различными махинациями, включая вывоз из страны огромного количества оружия, миллионов тонн нефти, древесины, интеллекта и сейчас в состоянии скупить целые предприятия.
А ведь при социализме существовала мощная продуктивная структура, на которую можно было опереться, а не абстрактный капитализм.
Весь военно-промышленный комплекс был государственным капитализмом внутри советской страны. Его техноструктуру и потенциал можно и нужно было сохранить.
Продукция военно-промышленного комплекса вместе с лазерами и электронно-вычислительными машинами отправляется теперь на переплавку
- продавать металлолом выгоднее, чем развивать производство. Правило диктует торговый капитализм.
Капитализм, который установили "демократы" сегодня,- это номенклатурный или еще чиновничий капитализм. В нем воедино слиты государственная и частная собственность. Одна рука
- в кармане государства, другая - в кармане "дружественной" частной компании. Перекладывание из одного кармана в другой
- незамысловатый, но отточенный механизм этого капитализма. Именно вопиющая несправедливость, грабительская сущность этого капитализма является доказательством его принадлежности к
"демократам", номенклатуре и чиновничеству. Отцы демократии откровенничают:
"Если бы мы к этому процессу не подключили интересы такой влиятельной социальной группы, как директорский корпус, никуда бы не продвинулись. Главная задача теперь
-не вернуться на прежний курс".
Запомнилась встреча с президентом банка "Аэрофлот" в популярной телевизионной программе
"Момент истины". Этот человек в состоянии купить Кремль... Сотрудники его называют тираном. По-другому он и не может осуществлять свою функцию. По сути он диктатор, как и все владельцы или президенты компаний, владеющие контрольными пакетами. В принципе, в любой системе, в любой структуре авторитаризм и диктатура. Убедительно звучал у банкира довод: я же не ем, не потребляю больше того, что потребляет каждый, хотя и имею миллиард долларов. Но на бесприбыльную благодетельность банкир не идет
- нет свободных денег. Довод, что личное потребление не превышает обычных человеческих возможностей, не нов. Деньги его в обороте. Действует закон материалистов-марксистов.
Интересно то, что размер личного владения банкира составляет сумму, которая была бы достаточна для начала разработки программы полета на Марс. Но он не согласится на финансирование малоприбыльной программы
- это естественно. Такого рода программы возможны только с мобилизацией ресурсов страны и даже многих стран. Значит, насаждаемый в России капитализм не даёт каких-либо надежд в этой области.
На Марс человек еще долго не ступит ногой. Это возможно только с ростом культуры человечества.
Уровень культуры падает, исчез призыв к чувству локтя друг друга, зазвучал со сцены и экранов мат, обнажился эгоизм. Теперь места для инвалидов и пожилых людей в общественном транспорте как правило занимают крепкие молодые мужчины, упорно читающие газетные новости. Всеобщая грамотность
- это ещё не культура.
Правительство привело страну к кризису в связи с разрушением государства
- Советского Союза, государственной структуры и социальной системы. И твердит, что нет альтернативы:
"Кто хочет возврата к репрессиям?"
Нам постоянно преподносили, и мы по делам видели, что Союз
- это великая страна и народ ее великий. Индустриализация, электрификация, машинизация, строительство энергетических гигантов, заводов, авиация, космос выносили нас на вершины понимания своей значимости. А теперь?
Что такое Великая Россия теперь, великий российский народ? По площади территории, занимаемой Россией, мы на первом месте, за нами Канада и Соединенные Штаты. По численности населения мы в группе стран, численность которых от 100 до 166 миллионов. Это Индонезия, Бразилия, Япония и Бангладеш. Значит, страна, великая по территории?
Сталин, получив в управление разрозненное, обнищавшее государство, при жесткой централизации власти прорвался в индустриальное общество, догнав на отдельных стратегических направлениях развитые страны. Создавался фундамент независимой Великой страны.
"И надо было сделать то, что сделал гениальный Ленин в 1921 г.,- говорит А.Москович (Франция),- держать страну в железной руке и вводить НЭП. Это сделал де Голль в 1945 г. во Франции. Все сферы деятельности, которые могут поставить в опасность жизнь государства, должны принадлежать государству. Все остальные сферы деятельности необходимо передать в частную инициативу. А без железного кулака в бархатной перчатке страну не удержать.
Что такое демократия? - Народ управляет народом во имя интересов народа... Где вы видели и в какой стране? И не говорите о том, что Америкой правит народ. Миром и странами управляют олигархии, промышленные и финансовые. Это власть немногих над многими. Так в Англии, так во Франции. И лучшее управление для общества
- просвещенный деспотизм, то есть заставить свой народ жить лучше. Для этого нужна личность. А во главе государств очень часто стоят ничтожества
- утверждают те же. ...И раз в сто лет природа дарит какой-то стране исключительных людей: Петра I, матушку Екатерину, Ленина. На этом для России великие закончились..."
Понятие демократии приспосабливается к интересам определенных классов, наций, религий
- утверждают одни. Никто не желает поступиться своим пониманием в интересах других. В политике ищут не истину, а выгоду. Середины нет.
Как могло случиться, что народ, голосуя за демократов, сам остался без штанов? Тогда голосовали, накопив недовольство против правительства. Голосовали не за социальный переворот, за прогресс, а не за развал страны. На этой волне и была принята всенародная форма прямого голосования, начиная с выборов первого Президента России. Демократы смело пошли на это и выиграли, вопреки всем прогнозам старой власти. Победа была именно на этих выборах, а не у Белого дома в августе 1991 г. Далее не так сложно. Созданием
"демократических" институтов управления, по сути, была установлена диктатура.
Историческая судьба народа заключается в том, что народ не объединен в своем стремлении добиться справедливого общества. Он, как правило, подпадает под лидерство той части общества, которая более поворотлива и криклива. Эта часть, узурпировав право выступать не более и не менее как от имени народа, страны, в конце концов, от имени цивилизованной части общества или нации, с призывом построения свободного общества и даже социализма захватывает власть в свои руки и далее устанавливает диктатуру. Иначе чем объяснить победу фашизма в Германии, Италии, Испании и других цивилизованных странах. Народу оставляют возможность высказать свою склонность к направлению действий политика в форме референдумов и выборов, поставив заранее ограниченные рамки выбора, вплоть до одной кандидатуры и нескольких запутывающих суть вопросов. При этом полагаются на то, что независимо от результатов голосования, кроме голосования, где несколько кандидатур, правящая сила принимает свое решение о дальнейших действиях, не учитывая результаты голосования, даже если они противоречат этому решению. Было ясно, что в перерывах между выборами власть может творить все, что считает нужным.
Пресса и телевидение достигли такого же результата, что и ранее: сейчас народ уже привык воспринимать отвратительное состояние своей страны, как и победный ход прогресса ранее, без видимых эмоций. И даже если они есть (митинги, протесты), на них власть никак не реагирует. Общество деградирует по всем статьям, люди превращаются в безропотных, власть формирует элиту и богатых, остальные
- как хотите.
В ходе предвыборной кампании, на Съездах народных депутатов, заседаниях Верховного Совета 1989 г., в печати достаточно интенсивно повелось наступление на космонавтику. Выступали известные писатели, общественные и государственные деятели, журналисты. Направленность одна
- сократить бюджетные ассигнования на развитие космонавтики. Вырисовывалось по выступлениям, что затраты на космонавтику ввели страну в предкризисное состояние, что космонавтика торпедировала продовольственную и социальную программу. Правда, при этом приговаривалось, что они, к сожалению, не имеют официальных данных о действительных расходах на космонавтику, но считают, что они велики.
Были опубликованы в то время правительством расходы на космонавтику. Это для бюджета страны
- 0,28%. Для экономистов, специалистов в области планирования - в пределах точности расчета любого экономического проекта. Это означает, что при большом значении абсолютных затрат относительная значимость
- существенно мала и в технических проектах такого уровня относительньми величинами обычно пренебрегают.
Действительно, эти затраты можно было бы лучше сравнить тогда с расходами, связанными с действиями Минводхоза, которые превосходили в четыре-пять раз космические. А лучше сравнить с потерями в агропроме. Двадцать миллиардов в год сельскохозяйственной продукции мы превращали в невозвратимые отходы. В мусор. Смешно сравнивать. Космонавтика могла бы безбедно жить за счет мусора, безнаказанно образовываемого в стране ежегодно.
А что стоит кампания борьбы с алкоголизмом. В общей сумме, в том числе вырубка виноградников,- 50 млрд. руб. Это выше затрат на космонавтику за все время ее существования. За 33 года вложено в развитие космонавтики 47 млрд. руб.
Кому выгодно сбросить собственные недоработки на отрасль, которая на виду?..
В нынешних условиях, когда на полках магазинов есть кое-что, но купить не на что, трудно говорить о космонавтике. Но мы знаем много примеров, когда историческое понимание вело к обдуманным, взвешенным решениям. Во время революции, как известно, правительственными декретами все дворцы, произведения искусства были объявлены национальным достоянием и охранялись государством, и это при общей разрухе. ЦАГИ создавалось декретом Ленина в 1919 г. На его базе позднее были созданы Всесоюзный институт авиационных материалов и другие научно-исследовательские организации.
"Аэлита" Алексея Толстого - это 1922 г., "Гиперболоид инженера Гарина" - это 1925г.
Уже, кажется, определилось, что космонавтика приносит пользу народному хозяйству. Это и связь, и навигация, и метеорология... Вряд ли надо продолжать этот перечень. Он известен. Разве можно представить, что многие страны мира, имея в своем бюджете предусмотренные расходы на космонавтику, расточительны и не считают денег. Конечно, нет. Это культура, это интеллект. И все же продолжаются гонения на космонавтику, изобретательность этих гонений не имеет предела.
Упорно муссировалась печатью идея - космические программы и разработки под семью замками секретности, доступ к ним прессы весьма ограничен, хотелось бы прессе
"свежим" глазом взглянуть на деяния руководителей и разработчиков и уж, конечно, сразу бы вскрыли все нарывы в этой области. Трудно поверить в такие великие возможности
"свежих" людей. Правда, примеры тому есть в истории. Но есть пример другой. Возьмите сельское хозяйство страны, продовольственную нескончаемую программу, экономику. Все было открыто, все доступно, секретности нет и пресса зорко следит, а где результаты взгляда хоть свежего, хоть осоловелого?
Нужна компетентность и достоинство. Артур Хейли, прежде чем написать свои произведения
"Аэропорт" и "Дороги", проработал долгое время в профессиональной шкуре своих героев, чтобы понять не только дух, но и особенности их труда и взаимоотношений и, в конце концов, техники.
Читая любое издание, специализированное, политическое или общественное, Америки, Германии, Франции, чувствуешь в публикациях о космических делах планеты, своей страны и нашей глубокое знание сути любого обсуждаемого вопроса в этой области. Наша пресса делает все в обратном положении, и невозможно вставить в защиту ни одного слова. Сложилось положение, когда группа людей, назвавших себя
"независимыми", имея в руках мощные средства издательской и вещательной информации, присвоив себе исключительное право на истину, не подпускает любого человека с иным мнением к рупору.
Популярными комментаторами от ракетно-космической общественности становятся так называемые
"...один из создателей "ядерного щита", который в глаза этот "щит" не видел, пальца к нему не приложил, находясь на задворках и свалке бездельников, далеко от истинных создателей оборонных средств.
Всплыли те, которые свои собственные недоработки (или, по крайней мере, участвовавшие в принятии неправильных решений), сваливают на бывших коллег и руководителей, которые в силу разных причин не могут сейчас дать достойный ответ.
Широкими публикациями открываются в печати страницы для обидевшихся на космонавтику из-за того, что не оказались в числе покорителей космоса.
С 1989 г. на страницах отечественной печати нет бьющихся за разумный, осмысленный, незашоренный подход к проблеме космоса.
Эта ситуация осложняет упорную работу оставшихся верными прогрессу и преданных мечте истинных создателей космических систем, в направлении хотя бы сохранения интеллектуального потенциала страны, части промышленности и уникальных ракетно-космических комплексов.
Наша пресса, кроме амбициозных утверждений о необходимости в недолгие времена
"перестройки", теперь "реформы", сущности которой еще никто не изложил откровенно и не обозрел свежим глазом, избегает преподнести
"несекретную" информацию - где мы находимся в результате бурной деятельности в том числе и прессы. А
"Космические новости" Хьюстона, США, пишут более откровенно. Это те американцы, у которых, как пишет газета МАИ, только и дел, что финансировать российские реформы и российскую космонавтику, задают и отвечают на многочисленные вопросы и недоумевают: какой дурак сказал, что конец холодной войны должен ознаменоваться крупными вложениями в космическую программу? Что произошло с деньгами, освободившимися к концу гонки вооружений? Полетим ли мы на Марс? И отвечает: люди НЕ высадятся на Марс. Никакой Никита Хрущев теперь не подгоняет, как в старые добрые времена, стуча ботинком по столу. А многолетние соперники
- русские прекратили гонку на Марс, объявили американцев победителями и... перековали свои ракеты на кружки для милостыни.