Доктор Борис Иванович Губанов является разработчиком самой мощной в мире ракеты, 20-этажного гиганта с восьмью двигателями, способного за один раз вывести на орбиту больше, чем 100 небольших носителей начала космической эры.
Кроме того, он коммерсант, вынужденный обстоятельствами странствовать с потрепанным чемоданчиком по всему шару в попытках сделать свой бизнес.
Похоже, что он выбрал благоприятный момент. Запад готовится к экономической встрече на высшем уровне, которая должна состояться в конце этого месяца, и сейчас идут интенсивные дебаты о том, как помочь Советскому Союзу. В результате может победить мнение, что лучший способ помочь им
- это покупать их товары и услуги, вроде тех, которые предлагает доктор Губанов и которые являются частью их небогатого выбора конкурентоспособных продуктов.
Седоволосый советский ученый, похоже, не смущается своим щекотливым положением. Он без труда улыбается, потягивая кофе, с гордостью говорит о своей ракете и с неохотой о болезнях советской экономики, которая угрожает его программе.
Планируемые запуски его ракеты, названной "Энергия", постоянно откладываются,
"из-за трудностей в моей стране", как он сказал на прошлой неделе во время визита в Нью-Йорк.
Его ракета дебютировала в 1987 г., с грохотом умчавшись в ночное небо центральной Азии. Ее двигатели позволяют поднимать до 100 т полезной нагрузки. Однако, с тех пор
"Энергия" совершила лишь один полет, выведя в 1988 г. на орбиту первый советский Шаттл.
Следующий полет ракеты назначен на 1992 год, однако западные эксперты поговаривают, что экономический кризис в Советском Союзе может привести к закрытию программы.
"Мы тратим много денег,- сказал со вздохом доктор Губанов. - Мы имеем очень мощные ракеты, но трагедия заключается в том, что мы слишком медленно движемся".
Цель его поездок на Запад - продать услуги по выведению на
орбиту полезных нагрузок, ракетные двигатели, или хотя бы что-нибудь, связанное с космосом, чтобы добыть денег его осажденной стране и продолжить производство ракет.
Доктор Губанов провел в Соединенных Штатах две недели. Он выступил на ракетной конференции, провел переговоры с западными компаниями и экспертами по космосу, обсуждая возможные совместные программы и коммерческие сделки. Некоторые аналитики считают, что обращение столь высокого официального лица отражает отчаянное положение советской космической программы, и, вероятно, новые возможности для Запада.
С окончанием холодной войны западные эксперты все чаще призывают к организации совместных космических предприятий. В опубликованном в прошлом месяце исследовании стенфордского университета предполагается, что при объединении усилий Востока и Запада и использовании носителя
"Энергия" пилотируемый полет на Марс может потребовать затрат в 60 млрд. долл., а не 400-500 млрд., как полагает космическое агентство.
"Энергия" - это единственная возможность добраться до Марса в обозримые сроки и за приемлемую цену,- сказал доктор Брюс Лусигнен (Bruce Lusignan), стенфордский инженер, возглавляющий исследование.
- У нас сейчас нет ничего, способного сделать это".
В Белом Доме приветствовали исследование, заявив, что оно расширяет число возможных вариантов осуществления полета на Марс. Кроме того, некоторые частные эксперты утверждают, что настало время для объединения усилий Востока и Запада с целью реализации серьезного проекта.
"Мы говорим о том, что нужно оказать им экономическую помощь - сказал Крис Фаранетта (Chris Faranetta),
представитель частного объединения при Принстонском институте космических
исследований, содействующего проведению космических исследований и пытающегося
помочь доктору Губанову продать его ракету. - "Энергия" может быть платой. Это то, что они могут предложить".
Намерение Советов выбраться из затруднительного положения с помощью Запада, поначалу отвергнутое как бесполезная трата денег, приобретает вес и, похоже, станет темой номер один на предстоящей в конце этого месяца экономической встрече глав правительств в Лондоне.
Однако скептики утверждают, что плата "Энергией", несмотря на свою теоретическую привлекательность, весьма маловероятна.
"Советы слишком наивны, если полагают, что мы в нашей стране тратим деньги на космос в политических целях,- сказал автор книги
"Красная звезда на орбите" и эксперт по советской космической программе Джеймс Оберг (James E. Oberg).
- Мы хотим повысить наши собственные производственные возможности. Нереально, чтобы мы свернули целую нашу программу ради их политической стабильности, даже если это самое разумное решение".
Стартовавшая примерно в 1987 г. советская коммерческо-космическая программа, поначалу чрезвычайно секретная, началась с интенсивных попыток продать разнообразные продукты и услуги всем, кто имеет деньги. Компания ограничилась выпуском глянцевых брошюр и поездками представителей, стремящихся заключить сделки и предлагающих все, от услуг по выведению нагрузок и обеспечению спутниками связи до высококачественных фотографий из космоса.
Однако неопытность Советов в подобных делах, а также политическое сопротивление на Западе свели на нет все усилия. Соединенные Штаты запретили запуск большинства своих спутников на русских ракетах под надуманным предлогом обеспечения секретности.
Однако, с углублением экономического кризиса в Советском Союзе, их официальные представители возобновили свои попытки, одной из которых стала недавняя поездка доктора Губанова.
Он обладает внушительным политическим весом, являясь важным официальным лицом, 40 лет отдавшим советскому ракетостроению.
Родился 14 марта 1930 г. в Ленинграде, учился в авиационном институте в Казани и в 1953 г. начал работу в секретном конструкторском бюро Янгеля (позднее переименованном в КБ
"Южное"), находящимся в украинском городе Днепропетровске, недалеко от Черного моря. КБ Янгеля было первым центром холодной войны, здесь были разработаны SS18 и SS24. Ужасная SS18, прозванная на Западе
"Сатана", может с высокой точностью доставить более 10 ядерных боеголовок на другую сторону земного шара. Ликвидация этих ракет долгое время была основной целью американцев на переговорах по вопросам вооружения. SS24, новая твердотопливная ракета, во многом схожа с американской MX, которая может размещаться как в шахтах, так и на поездах.
Доктор Губанов быстро продвигался по службе в КБ Янгеля, он участвовал в разработке нескольких боевых ракет и их вариантов, предназначенных для выведения в космос военных и научных спутников.
В 1982 г. он покинул военное КБ и стал Главным конструктором НПО
"Энергия", находящемся в подмосковном Калининграде. Он говорит, что кульминацией его карьеры стало 15 ноября 1988 г., когда носитель
"Энергия" безупречно вывел в космос советский многоразовый корабль "Буран". Он был техническим руководителем всего проекта.
"Для каждого ракетчика,- сказал он,- первый полет его детища очень важен".
Спроектированная для выведения на орбиту как многоразовых кораблей, так и беспилотных грузов,
"Энергия" является первым советским носителем, использующим жидкий водород - высокоэнергетичное топливо, ключевое для выведения больших полезных нагрузок. Четыре главных двигателя ракеты работают на жидком водороде, а ее четыре ускорителя используют керосин, имеющий примерно вдвое меньшую эффективность. Такая же схема применялась на американской лунной ракете
"Сатурн-5".
Выступая две недели назад на организованной Американским институтом по аэронавтике и астронавтике
- профессиональной группой из Вашингтона - ракетной конференции в Калифорнии, доктор Губанов обрисовал, как можно изменить схему
"Энергии" для увеличения, либо уменьшения ее мощности. Например, она может быть оснащена восемью ускорителями для выведения на орбиту 200 т. Кроме того, возможен усеченный вариант на выведение нагрузок до 35 т.
В интервью доктор Губанов показал диапазон совместных проектов с использованием
"Энергии", включая выведение мощных энергетических спутников для передачи солнечной энергии на Землю, создание космической станции НАСА и осуществление пилотируемых экспедиций на Луну и Марс.
"Молодежь проклянет нас, если мы не примем решения отправиться на Марс. Иметь на нашей планете такую технологию и не воспользоваться ею
- плохо. Мы должны двигаться вместе",- сказал он.
Доктор Губанов опровергает западные предположения, что программа
"Энергия" может быть закрыта, если не найдется международной клиентуры. Скорее всего, говорит он, программа будет сокращена с тем, чтобы сосредоточить усилия на разработке уменьшенного варианта, такого, как
"Энергия-М".
Доктор Губанов предложил свою ракету Национальному Управлению по Аэронавтике и Исследованию Космоса (NASA) как наиболее вероятному покупателю, однако НАСА не проявило большой заинтересованности.
Управление, пытающееся разработать собственный тяжелый носитель и освоить современные технологии, отвергло все серьезные предложения Советов о совместной деятельности. Ключевым вопросом, по утверждению официальных представителей, является политическая стабильность Советского Союза, которая должна быть достаточной для проведения многолетних совместных работ, например, в случае подготовки полета на Марс.
"Слишком рано думать о совместной марсианской программе, учитывая неопределенность с финансированием, технические трудности и необходимость восстановления наших рабочих отношений с ними",- сказал Дебби Рен (Debbie Rahn), представитель руководства НАСА в Вашингтоне.
Другой представитель НАСА, Сэмюель Келлер (Samuel W. Keller) сказал о возможности использования
"Энергии" Западом следующее: "Если мы уже лет десять работали с Советами, то ответы на многие вопросы отличались бы от тех, что мы можем дать сегодня", добавив, что надежность поставщика является ключевым моментом.
Однако другие эксперты полагают, что новые политические веяния могут быстро изменить баланс мнений. Респектабельный авиационно-космический журнал Aviation Week & Space Technology написал в одном из последних номеров, что советские космонавты совершат полет на борту американского Шаттла, а в ответ на это американские космонавты будут работать на советской станции
"Мир". Предполагается, что план может быть официально представлен на предстоящей в конце этого лета встрече президентов Буша и Горбачева.
В то же время некоторые эксперты считают весьма призрачной вероятность совместного использования
"Энергии" в ближайшем будущем.
"Как политическое решение, это, конечно, произвело бы впечатление,- сказал доктор Джерри Грей (Jerry Grey)
- глава научно-технического отдела Американского института аэронавтики и астронавтики.
- Но как инженер, я бы проклял такую работу. Только согласование полезной нагрузки с ракетой
- совсем не просто. Все должно быть совместимо. Учитывая все детали, трудно рассматривать это предложение как реальную альтернативу".