Выделение средств на космонавтику всегда было камнем преткновения в политике США, вызывая различные дебаты и критические суждения. В предвыборной кампании Дж.Кеннеди критиковал Д.Эйзенхауэра за недооценку роли освоения космоса. В свою очередь, сам он подвергался осуждению за приверженность грандиозным проектам. Однако больше всего доставалось Дж.Картеру. Одни критиковали его за излишние ассигнования на нужды космонавтики, другие, наоборот,- за недостаточное выделение средств на эти нужды.
В мировой практике не было случая, чтобы ракета и ракета-носитель были созданы частной фирмой и на её средства, тем более в национальных интересах. Носители создаются фирмами или по государственному заказу из бюджетных ассигнований, либо модифицируются за собственный счёт, хотя стоимость модернизации достигает существенной величины, но значительно меньшей, чем стоимость полной разработки комплекса. Государственные организации, управляющие от имени правительства страны, не имели устойчивой тенденции к передаче ракетных комплексов в коммерческие руки.
В мае 1983 г. Президент США Р.Рейган разрешил американским фирмам выйти на рынок, однако цены, объявленные для многоразовой транспортно-космической системы
"Спейс Шаттл" и ракет фирмы "Арианспейс", оказались высокими и стали препятствием для частных производителей космических систем. Рынок разделился на две более или менее равные части.
В 1986 г. в США пересмотрена политика в области развития космических транспортных систем. Наметилась тенденция использования частных фирм в предоставлении им транспортных услуг. Определились две группы компаний
- три крупнейшие аэрокосмические компании, выпускающие ракеты, традиционно использовавшиеся правительством: Martin Marietta
- ракеты-носители типа "Титан", McDonnell Douglas - "Дельта", General Dynamics -
"Атлас" и несколько небольших компаний: Space Services, American Rocket Corporation и Orbital Sciences Corporation, которые планировали производить запуски грузов с помощью ракет собственной конструкции. Главные проблемы, с которыми столкнулись эти компании, были связаны с трудностью доступа к правительственным космодромам и высоким уровнем страховых отчислений.
К 1992 г. ракетные пусковые установки США финансировались правительством до 3-5 пусков ракеты-носителя
"Дельта", 2-3 пуска "Атласа" и 1-2 пуска "Титана-3". Европейское космическое агентство обеспечивает пуск трех-четырех ракет-носителей
"Ариан-4" в год. Японское управление по исследованию космического пространства на космодроме Танегасима осуществляет два пуска ракеты-носителя Н-1 в год. Это по данным с 41-го конгресса Международной астронавтической федерации.
Отмечалось одновременно, что после имевшегося ранее бума, до конца 1990-х гг. ожидается значительное уменьшение количества пусков до тех пор, пока не начнётся быстрое увеличение космических аппаратов нового поколения. В этой связи прогнозируется, что внедрение рыночных отношений в космическую промышленность США будет неизбежным и явится попыткой сохранить мощности рынка средств выведения в сложный период последнего десятилетия.
Внедрение частного капитала в космические программы США было достаточно внушительным и раньше, особенно в области связи. Сейчас все имеющиеся и разрабатываемые в стране гражданские системы спутниковой связи принадлежат частным фирмам и корпорациям. Исключение составляет специализированная система, используемая НАСА.
Катастрофа "Челленджера" оказала огромное влияние на ситуацию на рынке средств доставки. Она повлекла за собой перемещение ряда полезных нагрузок вооруженных сил США на одноразовые носители.
"Титан-4" стал основой для военных грузов, "Дельта-2" (модернизированная ракета
"Дельта") сориентировалась для запуска спутниковой глобальной навигационной системы,
"Атлас-2" (модернизированная ракета "Атлас-Центавр") - для спутниковой связи. Переход на одноразовые носители обеспечил компаниям, изготавливающим одноразовые ракеты-носители, надежную базу для производства, что позволило снизить среднюю стоимость ракеты и предложить коммерческим потребителям приемлемые цены.
Наряду с этим, в свете более осмотрительных оценок возможностей системы
"Спейс Шаттл" и степени риска, было объявлено, что на орбиту будут выводиться этой системой только такие полезные нагрузки, которые требуют при выведении участия астронавтов.
Портфель заказов консорциума "Арианспейс" на использование ракет-носителей
"Ариан" быстро увеличился. Программа "Ариан" представляет собой первую большую программу Европейского космического агентства. Программа
"Ариан" планировалась как коммерческая с самого начала. В консорциум "Арианспейс" входят промышленные организации и государственные структуры, которые занимают в нём ключевые позиции. В этом проявляется умение совмещать в своей программе государственные и частные заказы. Консорциум
"Арианспейс" зарегистрирован во Франции в 1980 г. Оборотный капитал консорциума составляет более 1,3 млрд. французских франков. Акции принадлежат: Франции
- 58,5%, Германии - 19,6%, Бельгии - 4,4%, Италии - 3,6%, Швейцарии - 2,7%, Нидерландам
- 2,2% и Швеции - 2,4%.
Несмотря на разный подход американцев и европейцев к коммерциализации выведения полезных нагрузок на орбиту, у них есть общая черта: государственное финансирование создания ракетных комплексов, но частное финансирование запусков космических аппаратов.
Важным аспектом программы "коммерциализации космоса", выдвинутой американской администрацией, является передача частному сектору одноразовых ракет-носителей
"Дельта", "Атлас-Центавр" и "Титан-34Д". По-видимому, со временем будет продано и стартовое оборудование для запуска этих ракет, которое пока время от времени арендуется частными фирмами.
Не менее важным стало решение о передаче частному сектору некоторых функций НАСА. Следует отметить, что и раньше частные фирмы США по различным контрактам занимались не только разработками космической техники, но и операциями по её обслуживанию. Так, с 1963 г. сотрудники фирмы
"Форд" выполняли операцию по управлению пилотируемыми полётами, разрабатывали и устанавливали новые устройства в центре управления полётом в Хьюстоне, ремонтировали соответствующее оборудование и проводили тренировки космонавтов с персоналом центра. Сотрудники других частных фирм занимались операциями по сборке всех полезных нагрузок НАСА на космодромах, работами по обслуживанию запусков одноразовых ракет-носителей. Программа
"коммерциализации космоса" санкционировала передачу в частный сектор большинства операций, выполнявшихся ранее сотрудниками НАСА, и фактически привела к распродаже основных функций этой организации.
Во всех космических державах, в том числе и в Соединенных Штатах, руководство разработками программ и ракетно-космических систем осуществляется централизовано на базе государственных организаций типа НАСА, НАЕДА, ЕКА с привлечением частных фирм. Финансирование программ, которые после утверждения верховными органами становятся государственными, осуществляется за счет бюджета страны. Это легко понять, потому что любая программа такого рода стоит сотни миллионов и миллиардов долларов. Эти суммы неподъемны для частного вложения с учетом большого риска в эффективности вклада, как для любого нового дела.
Государственные начала рождают монополизм в этой сфере. Но большие
программы не могут быть реализованы без мобилизации ресурсов страны. Пример тому
-манхеттенский проект, программа "Аполлон" США и программы Советского Союза в области обороны. Концентрация неизбежна.
Государственное финансирование, в свою очередь, для простоты можно разбить на две статьи
- военные расходы и национальные престижные перспективные проекты и исследовательские работы.
В системе планирования и формирования бюджета СССР отдельной статьи на развитие работ по исследованию и использованию космоса до 1989 г. не было. Да и с введением этой статьи ясности более не стало.
В основных космических программах заказчиком и исполнителем выступало одно и то же ведомство
- Министерство общего машиностроения, куда напрямую через бюджетные ассигнования направлялись средства для реализации этих программ. Там же определялась структура аппаратуры, объем передаваемой информации и адресат. Но так как результаты передавались бесплатно, то потребитель не мог влиять и требовать более полного объема или более высокого качества, а исполнитель всегда имел возможность сказать, что это и есть хорошие результаты. Реализовывалась известная схема диктата производителя над потребителем.
Следовало бы наиболее явную, потребительскую часть расходов на космос перевести на прямые договоры. В этом случае кому будет нужна спутниковая связь, а это, видимо, Министерство связи, тот и должен на основе предложений разработчиков космической связи, их качества и степени совершенства оплатить все затраты на создание этой системы. Ведомства, ведущие борьбу и осуществляющие контроль за экологическим состоянием территорий, заказывают системы спутникового наблюдения; картографы заказывают снимки; геологи
- результаты геологических обозрений из космоса; рыбаки - системы обнаружения и информации о состоянии акватории; Морфлот и авиация
- связь и навигационную информацию; телевидение и радиовещание - трансляционные системы.
В том случае, когда потребитель будет заказывать качество и объем по структуре необходимых космических систем, имея, с другой стороны, армию абонентов, например, в области связи и телевидения, разработчики космических комплексов, наконец, избавятся от необходимости ежедневно объяснять пользу космических средств и не будут возбуждать раздражение.
Космос военных обосновывается на соответствующем уровне командования Вооруженными Силами, и бюджетные ассигнования адресуются космической промышленности или напрямую специализированным организациям по договорам.
На уровне Академии Наук, обосновывая необходимость расширения космических исследований Вселенной, развития космической астрономии и других областей поисковых направлений науки, будут заказывать свои космические комплексы по договорам на основе принятой программы исследований. И здесь нам тогда не придется агитировать за полеты на Луну и Марс: всего добьется Наука. Более того, мы лишились бы, наконец, обвинений в том, что разработчики создают космические программы без согласования с Наукой, с институтами. Будет и предопределено лидирующее положение науки в этой области.
Однако рыночная система применительно к космическим программам проработана весьма слабо. Дело в том, что основным заказчиком и инициатором космических программ являлось Министерство обороны, обладавшее запланированным кредитом, способным парировать технический и экономический риск. Большие затраты в разработке космических систем делают финансовый риск основной проблемой космонавтики. В этом плане многочисленные потребители коммерческих данных космоса, в том числе и Академия Наук, не обладали столь четкой инфраструктурой.
В начале 70-х гг. сформировалась идея торговать услугами по запуску космических объектов с целью получения валютной отдачи, но под предлогом охраны государственных тайн она не нашла своей реализации. В 1985 г. Советский Союз вышел на международный рынок, но время было упущено: места были распределены.
Судьба проектов теперь должна решаться не как бывало прежде, в угоду большой политике, а на основе конкуренции самих фирм и заказчиком
- определил Председатель Госкомоборонпрома В.К.Глухих. Нельзя подходить к решению проблем космоса с прошлым мышлением
- вторит пресса. Раньше руководители оборонных и космических предприятий, маститые ученые, авторитетные лидеры, которые раньше
"ногой открывали многие двери", выбивали финансирование, заказы на долгосрочные, емкие разработки, теперь этого не смогут делать. Необходимы действия, сообразные коммерческим отношениям.
С прошлым связаны лучшие годы подъема и расцвета космических предприятий.
Что же сейчас, если верить прессе?
Конструкторское бюро М.Ф.Решетнева всегда работало на удовлетворение общественных нужд, а не амбиций верхушечной номенклатуры. В его стенах создаются, например, спутники связи
- единственный на сегодня рентабельный вид космической техники. Совсем неплохие перспективы у метеоспутников, космических систем дистанционного зондирования земли.
ЦСКБ работает над проектом ракеты-носителя "Русь". Предполагается, используя некоторые элементы ракеты-носителя
"Зенит", прежде всего систему управления, существенно улучшить характеристики ракеты-ветерана Р-7: аж на полтонны увеличить полезную нагрузку. Представители ЦСКБ и парижской
"Аэроспатиаль" - сообщает газета "Российские вести" в феврале 1994 г. - практически подготовили контракт, по которому фирмы собираются разработать ракету-носитель. В качестве первой ступени предполагается использовать первую ступень самарского
"Востока", верхнюю ступень построят парижане.
В 1994 г. произведено 13 пусков "Протона", и все - успешные. А
"Ариан-4" завалились дважды и это стоило страховой компании 500 млн. долл.
"Протон" - единственная лошадка, способная сегодня вытащить спутники на геостационар.
Если предложенное количество запусков будет утверждено по договору с использованием
"Протона" (12 запусков с 1995 по 2000 г.), то это составит 8-10% от общего количества запусков спутников в мире.
За 1992 г., благодаря 7 запускам "Ариана", торговый оборот Общества по управлению и коммерции европейской системы запусков составил около 880 млн. долл., а чистая прибыль
- 26,45 млн. долл., что сравнимо с показателями предыдущего года.
Модернизированная ракета-носитель "Протон" ("Протон-М") вместо 21 т полезного груза может доставить на низкую околоземную орбиту до 22,3 т, а главное
- новая система управления позволит существенно уменьшить район падения отработавших ступеней. Специальная система позволит сжигать уцелевшие остатки топлива до падения ракеты на Землю.
На мировом рынке интересы создателей "Протона" представляет
"Локхид-Хруничев-Энергия интернэшнл".
Пресс-служба Государственного космического научно-производственного центра имени Хруничева заявила, что Российское космическое агентство и Ракетно-космические Силы Минобороны РФ приняли решение о создании нового ракетного комплекса
"Ангара", способного выводить на орбиту до 27 т. В конкурсе, в котором участвовали НПО
"Энергия" и КБ в Миассе, наиболее приемлемым признан вариант, предложенный хруничевским центром. Разработка будет завершена в 1998-1999 гг., а первый пуск планируется на 2000-2002 гг. Старт новой ракеты будет производиться с российского космодрома Плесецк.
"Использование носителя "Энергия" для выведения в космос западных нагрузок
- не такая уж глупая затея, как это может некоторым показаться",- замечает инженер одной из американских компаний, занимавшихся изучением возможностей этого носителя. Право России на аренду космодрома Байконур лишает Соединенные Штаты всяких оснований на беспокойство относительно возможностей России выполнять свои обещания.
"У господина Семенова тесные рабочие отношения с казахским президентом Нурсултаном Назарбаевым, и они оба прикладывают усилия к тому, чтобы космодром Байконур продолжал функционировать в интересах обеих стран",- отмечает еженедельник
"Авиация и космическая техника".
Руководитель одной из американских компаний сказал, что в долгосрочных планах космических экспедиций США следовало бы иметь в виду прежде всего
"Энергию", вместо того, чтобы продолжать борьбу со сторонниками создания собственных носителей этого класса.
Американский конгрессмен, посетивший космодром в декабре 1993 г.; своим докладом снял сомнения относительно состояния пусковых сооружений для
"Энергии".
НПО "Энергия" и КБ "Южное" в 1993 г. заключили соглашение с американской фирмой Commercial Space Management Company (CSMC), получившей эксклюзивные права на участие в коммерческих запусках ракет
"Энергия", "Энергия-М" и "Зенит". Компания будет осуществлять на международном рынке маркетинговые операции по пускам этих носителей. Оговорены предварительные цены: 35-45 млн. долл. за
"Зенит" и 75-100 млн. - за "Энергию-М".
Предусматривается использование "Зенита" для вывода космических кораблей, в том числе пилотируемых по программе международной станции
"Альфа", создание трехступенчатого варианта "Зенит-3", использование боковых ускорителей для
"Энергии-М" и "Ангары". Соглашение с Россией предполагало начать с 1995 г. разработку космических систем
"Целина-2С", "Целина-2Р". Планировалось разработать объединенную космическую систему исследований природных ресурсов и экологического мониторинга на базе подсистем
"Ресурс-0", "Океан-0", "Сич".
На космическом аппарате "Сич", разработанном КБ "Южным", установлен радиолокатор бокового обзора. Ширина полосы обзора до 450 км позволяет производить дистанционную разведку земли. НПО
"Энергомаш" в июле 1990 г. заключило контракт с фирмой "Дж.Рирдон ассошиэйтс" (Уинтроп, штат Массачусетс), которая стала официальным представителем научно-производственного объединения по вопросам продажи двигателя РД-170 в Америке. НПО готово было принять необходимые доработки по требованию западных заказчиков для установки двигателей на любой ракете-носителе гражданского назначения.
Во Флориде, по соседству с главным американским космодромом, на мысе Канаверал разместилось совместное (Научно-производственного объединения
"Энергомаш" из подмосковных Химок и компании "Пратт энд Уитни") предприятие по производству и продаже двигателя РД-170, используемого на ракете
"Зенит". Организаторы совместного предприятия предложат свои двигатели для использования в ракетах для запусков коммерческих спутников.
Предоставление услуг в областях космической связи и транспортирования грузов на орбиты по-прежнему считаются наиболее перспективными направлениями коммерциализации космической деятельности. Рынок сбыта продукции систем дистанционного зондирования остается небольшим по объему и довольно медленно развивается. Производству материалов в космосе, считавшемуся еще несколько лет назад одним из самых многообещающих в космическом бизнесе, сегодня отводится роль, скорее, метода накопления знаний в области материаловедения, которые могут быть использованы в процессах на Земле. Экономическая эффективность
"фабрик на орбитах" кажется более проблематичной.
Наблюдается дальнейшее обострение конкурентной борьбы на рынке космических услуг. Отчетливо проявившаяся несколько лет назад в области космических транспортных систем, она дает о себе знать сегодня в системах связи. Основньми участниками этой борьбы являются США и страны Западной Европы, прежде всего Франция. В результате государственной поддержки коммерческих операций в космосе успех в борьбе все чаще оказывается на стороне западноевропейцев. Попытки регулирования конкуренции, предпринимаемые на самом высоком уровне, пока не приводят к положительным результатам. В ближайшие годы на рынке космических услуг появятся Япония и ряд стран
"третьего мира".
Западноевропейцы, как и США, рассматривали Советский Союз и отчасти Китай не в качестве самостоятельной силы на контролируемом ими рынке космических услуг, а как некоторый подсобный фактор, который может быть использован в борьбе с конкурентом.
Судя по публикациям, объем Западного рынка коммерческих полезных нагрузок в период 1991-1995 гг. составил не менее 120 космических аппаратов, при этом половина этих спутников
- разработки США.
Для 80% космических аппаратов уже сделан выбор типов ракет-носителей и, естественно, места старта. 70% этого количества
- ракеты семейства "Ариан", космопорт Куру во Французской Гвиане.
По состоянию на 1991 г. данные по потребному грузопотоку коммерческих полезных нагрузок превзошли показатели расчетной модели, разработанной в США в 1988 г. На перспективный 15-летний период доля космических объектов по заказам НАСА и других правительственных организаций США составит 35%, по заказам Министерства обороны
- 42% и по заказам других стран и частных организаций - до 23%.
Основная доля запусков космических аппаратов в Советском Союзе производилась в рамках программ Министерства обороны и государственных программ. Единичные международные проекты составляли незначительную часть и велись на основе государственных ассигнований, за исключением нескольких пусков. Советский космический рынок, несмотря на то, что страна определенное время лидировала в разработках, был прочно блокирован извне ограничениями Координационного Комитета (КОКОМ
- СОСОМ), образованного 15-ю странами, который установил международный контроль над
"экспортом" технологии в социалистические страны. На деле все было гораздо проще: на Западе боялись потери рабочих мест в связи с советской конкуренцией. Война не окончена
- идет "война экономическая".
Развал Восточного блока, распад СССР и разрушение экономики нанесли удар по советской деятельности в космосе. СССР лидировал по количеству пусков ракет-носителей, достигая 80 запусков космических объектов. Часть снижения количества запускаемых спутников связана с некоторым увеличением срока службы отдельных космических аппаратов. Однако основной причиной является экономическое состояние предприятий космической отрасли. Темп запусков еще более снизился в 1992 г. О долгосрочном планировании речь уже не идет. Разрушение космической промышленности инициируется сверху сокращением финансирования и снизу
- прекращением поставок предприятиями сырья, металлов, материалов и комплектующих приборов и элементов.
В силу этих причин страны Восточной Европы и республики бывшего СССР уже не в состоянии в ближайшие годы реально присутствовать на основе государственной системы на мировом рынке космических аппаратов. Исключение могут составить лишь пилотируемые полеты орбитальной станции
"Мир" и отдельные разовые совместные проекты с западными фирмами. Создатели космических аппаратов будут вынуждены ориентироваться на собственные возможности в жестких финансовых рамках. Предполагаемый грузопоток составит до 30-40 пусков в год и сохранится до конца века примерно на одном уровне. Поток такого уровня может в какой-то мере поддержать структуру космических систем. Прежде всего, связи, телевидения для страны и наблюдения, разведки для нужд Вооруженных Сил. Если у Содружества не хватит на это средств, тогда республики лишатся того, к чему долго шли в космосе
- использованию его в народнохозяйственных и оборонных целях.
Расширение флота ракет и ракет-носителей до сих пор вытекало из стремления стран к обеспечению национальной безопасности, государственного престижа, из понимания того, что капиталовложения в космическую технологию ускоряют развитие национального уровня технологии и, в конечном счете, стремление общества к познанию мира.
Если в пятидесятых-шестидесятых гг. только две страны соперничали в космосе, то сегодня многие страны Европы, Япония, Китай и другие государства накопили значительный потенциал. Европейское космическое сообщество, объединяющее тринадцать стран, быстро завоевало сильные позиции на рынках средств выведения и дистанционного наблюдения. Для формирования устойчивых основ в космической сфере деятельности мировых производительных сил, несмотря на риск и неустойчивость рынка, необходимы инвестиции государственных и частных средств. Большое влияние на развитие космической сферы деятельности оказывает политическая обстановка в стране и в мире. За последнее время динамика отношений, изменений в космической политике приводит к тому, что Соединённые Штаты начинают терять технологическое первенство, а страны бывшего Советского Союза уже его потеряли. Американские специалисты предлагают для своей космической промышленности в этих условиях определить, какую область космической структуры выделить в качестве стратегического направления, понимая, что стремиться к лидерству во всех областях бессмысленно.
Первыми шагами к стимулированию космического направления будет развитие космического транспорта. Маловероятно, что удастся существенно удешевить космический транспорт типа
"Спейс Шаттла" в ближайшие 10-15 лет, чтобы сделать пользование космическим транспортом экономически приемлемым. Но следует предусмотреть меры, гарантирующие от срывов программ, то есть создать сильный и надёжный смешанный флот космических средств выведения. К таким заключениям приходят американские специалисты. Этот вывод исходит из того, что другие государства, обладающие космическим потенциалом, понимают экономическое значение космоса.
В этих условиях необходима высокая степень национального понимания значимости потенциала космоса, а также осознания значительных успехов других космических держав. Необходима концентрация усилий на основе централизованной координации поддержки правительства
- призывают руководители американских космических программ.
Законом 1958 г., учреждающим государственное агентство (НАСА), ответственное за гражданскую космонавтику, вменялось в обязанность, среди других обязанностей, развивать и коммерческую сферу деятельности. Основным достижением НАСА в этой области в последующие годы стала разработка и приватизация в 1973 г. космических систем связи. В настоящее время
- это одно из перспективных направлений коммерческой космонавтики.
Специальный доклад Президента США в 1984 г. и директива от февраля 1988 г., провозглашающая
"коммерческую космическую инициативу", утвердили поддержку со стороны государства политике коммерциализации космонавтики. Американским специалистам будущее национальной космонавтики стало видеться как сфера деятельности со смешанным участием государства и частного капитала. Однако реальный процесс коммерциализации космической деятельности развивается с заметными затруднениями. Это дает основание американским специалистам утверждать, что многомиллиардные доходы от космического рынка всё ещё находятся
"где-то за горизонтом".
Специалисты НАСА применительно к коммерческому использованию космоса прибегают к понятиям
"коммерциализация" и "приватизация". Эти два понятия отражают самостоятельные области деятельности. Под коммерциализацией понимаются меры, предпринимаемые государственными учреждениями в целях использования результатов космической деятельности любыми государственными учреждениями и частными фирмами на основе экономической выгоды. Под приватизацией понимается передача в частный сектор космических систем или целых областей этого направления. У нас понятие коммерциализации употребляется, когда говорится о деятельности, в результате которой извлекается какой-либо доход, особенно в валюте, при любой форме собственности. С целью стимулирования процесса коммерциализации космонавтики поощряется развитие отношений с небольшими компаниями, которые достигли определённого прогресса в создании перспективных технологий
- "small business" - "малый бизнес". Однако взаимодействие в этой форме встречает затруднения в связи с тем, что в качестве вида выполняемых частными предприятиями услуг за основу принят заранее разработанный государственным предприятием проект. Выяснилось, что аэрокосмические и машиностроительные компании не хотят вкладывать свои средства в реализацию какого-либо проекта, если неясен рынок и неясна конечная цель. Настораживает предпринимателей зависимость от неопределённости и изменчивости поведения государственных органов. Политика, проводившаяся до сих пор правительством, оценивается предпринимателями противоречивой, в связи с чем усиливается нервозность среди тех, кто всерьёз рассчитывал делать бизнес в космосе.
Выход на рынок стран с нерыночной экономикой рождает главную проблему
- это определение действительной стоимости вывода полезной нагрузки на орбиту в условиях реальных курсов валюты этих стран. Речь шла о Китае и Советском Союзе.
Рядом организаций Советского Союза и Китая предлагалось выведение полезных нагрузок примерно в 2-3 раза дешевле, чем это делают Европа и Америка. Некоторые организации СССР объясняют низкую стоимость своих разработок неизменностью своих конструкций с начала эксплуатации, большим количеством пусков ракет и крупносерийным изготовлением. Китайские специалисты утверждают, что это связано с невысокой стоимостью рабочей силы. Западные специалисты утверждают, что цены нерыночных государств основаны на искажённой стоимости труда и капитала. Однако выход на рынок КНР и СССР представлял для США и Европейского агентства большую угрозу. Ставился ряд условий, в том числе политического характера, а для Советского Союза
- еще и условие политической и экономической стабильности.
Ситуация на международном рынке не благоприятствовала развитию кооперации и сотрудничества. Спрос не возрастал, предложения от нас росли.
Прогнозировалось, что некоторые компании вынуждены будут отступить от коммерческой направленности пусков к пускам по правительственным заказам. Например, сокращение расходов фирмы
"Мартин Мариетта" на коммерческую часть программы пусков ракет-носителей "Титан-3", который не выдерживает конкуренции со стороны ракет
"Атлас-2" и "Ариан-4".
Фирма "Макдоннелл Дуглас" тоже была близка к аналогичной ситуации с ракетой
"Атлас-Центавр". Ряд полезных нагрузок ракеты "Дельта" переходил на этот носитель в связи с увеличением грузоподъёмности
"Атласа-Центавра". При отсутствии гарантированных правительственных заказов доля этой фирмы на рынке стала падать.
Задерживался выход на международный рынок японской ракеты Н-2, мощность которой примерно равна мощности ракеты
"Ариан-4", и вновь созданный консорциум "Ракет систем" вынужден ориентироваться на заказы национального космического агентства Японии.
Советский Союз делал первые шаги к рынку, предлагая к продаже те разработки, по которым в период холодной войны никакие разведывательные средства не могли бы получить даже информацию. Предлагались к продаже ядерные реакторы, ракеты-носители, спутники, космические станции, ракетные двигатели, плутоний для компактных источников энергии.
Окончательных сделок почти не было заключено, и некоторые представители правительства сопротивлялись этой идее, но много американских экспертов наводняют космические предприятия Москвы и других городов. По общей оценке, Советский Союз отставал по многим аспектам мировой научно-технической революции, особенно связанных с компьютерами и миниатюризацией электроники. Однако он ушел вперед в других областях.
В 1990 г. президент М.С.Горбачев вручил президенту Бушу документ с призывом ослабить торговые ограничения в области использования космических технологий.
Еженедельник "Эр э космос" (Франция) в сентябре 1990 г. сообщал, что портфель заказов на выведение полезных грузов с помощью ракет
"Ариан" достиг 37 спутников на общую сумму 15,5 млрд. франков. "Арианспейс",
имеющий 50% всех заказов в западном мире по выведению грузов, занял первое место
по осуществлению коммерческих запусков. За десять лет своего существования был
выведен в космос 61 спутник и осуществлено 38 полетов ракет "Ариан". Если учитывать только коммерческие запуски в западном мире, то за период с 1988 г. на долю
"Ариана" пришлось 29 из 41 запущенных спутников. Это данные на октябрь 1990 г.
В Китае в 1992 г. запущены четыре ракеты, на борту трех из них размещались зарубежные спутники. Последний старт завершился аварией с потерей австралийского спутника. Япония не может запускать зарубежные спутники без разрешения США, используя ракеты, созданные по американской технологии. Разработка собственной ракеты Н-2 дает возможность выйти на международный рынок.
К 1993 г. США выработали условия вхождения России на мировой рынок коммерческих запусков носителей и уведомили западно-европейских представителей в необходимости уступок в направлении развития свободной конкуренции. Соглашение предоставляет России возможность заключать контракты на проведение не более восьми запусков спутников на геостационарные или переходные орбиты в период с момента подписания соглашения до 31 декабря 2000 г. Контракты на запуски Россией на низкие околоземные орбиты будут рассматриваться в каждом отдельном случае. Соглашение предусматривает, что цены, которые будут устанавливаться Россией за осуществление запусков, будут
"такими же, как и у других участников рынка". Накладываемые ограничения не распространялись на недавно заключенные контракты на запуск спутников
"Инмарсат" и "Иридиум".
Западная Европа демонстрировала "пожелание допустить какие-либо значительные сдвиги, связанные с вхождением России" на рынок коммерческого использования носителей.
Республиканка от штата Калифорния заявила представителям руководства аэрокосмических компаний, что они должны воспринимать появление конкурента как результат долгожданного крушения Советского Союза. Особенно важно, заметил другой республиканец, что по мере нашего содействия развитию этих международных отношений мы все же не поступимся своей 35%-ной долей доходов от коммерческих запусков, которой сейчас располагаем.
2 сентября 1993 г. В.С.Черномырдиным в Вашингтоне был подписан пакет ключевых соглашений по космосу и энергетике. США заявили о своей готовности устранить барьеры на пути к полномасштабному сотрудничеству с Россией и к ее скорейшей интеграции в мировую экономику.
Накануне визита еще сохранялась надежда на то, что, проявив политическую волю, Черномырдин сумеет отстоять сделку с Индией и вместе с ней право России на экспорт ракетных технологий, не обостряя отношений с Америкой. Этого сделать не удалось. В итоге Россия, взяв на себя ряд дискриминационных обязательств, должна была пересмотреть всю внешнеэкономическую деятельность в области космоса.
По предварительной оценке, как утверждают "Московские новости", это привело не только к срыву 17 контрактов, заключенных Главкосмосом с Индией (более 200 млн. долл.), но и к срыву еще пяти сделок с Китаем, Австралией (на 350 млн. долл.), пяти с Бразилией, одной с Сирией. Во время визита Черномырдина в США стало известно, что американцы предложили Индии свои собственные криогенные двигатели.
Здравый смысл подсказывает, что когда импортирующая сторона гарантирует мирное использование получаемых технологий, препятствий для такого экспорта не должно быть. Выгоднее добиться создания международного механизма контроля, допускающего экспорт ракетных технологий.
Космическое сотрудничество с США более перспективно, более выгодно, чем сотрудничество с Индией,- так утешают себя подготовившие эти соглашения чиновники. Но, как известно, журавль
- в небе, а индийский контракт - это работа для 65 тыс. человек в России. Пакет документов, подписанный Черномырдиным, готовился с прямым участием Российского космического агентства.
Европейский союз отныне, после подписания соглашения о партнерстве и сотрудничестве, не рассматривает Российскую Федерацию как страну с плановой экономикой, признавая переходный период ее хозяйства. Подписание соглашения Президент назвал первым шагом, с помощью которого Россия приходит в Европу.
Итак, "железный занавес" разрушен. Однако российских экспортеров никто не ждет. Под разными благовидными предлогами тормозится выход на рынок высоких технологий, отводя России роль поставщика сырья и интеллекта для промышленно развитых стран.
Природное сырье, выкачиваемое в огромных объемах, практически без переработки вывозится из страны. На мировой рынок поставляются топливно-сырьевые продукты, что составляет 45% экспорта. Россия вывозит свою продукцию по бросовым ценам. Против России возбуждено около 20 антидемпинговых процедур.
Наблюдающаяся тенденция объединения разработанной в прошлые годы российской техники с западными техническими и технологическими возможностями может стать тем фундаментом, на котором и будет создана в будущем российская авиационно-космическая база,- отмечают западные специалисты.
Директор НАСА Д.Голдин утверждает, что ни США, ни Россия самостоятельно не смогли бы создать станцию типа
"Альфа", а участие России позволяет сэкономить два миллиарда долларов и на два года ускорить ввод орбитальной станции в эксплуатацию.
"Русские ценны тем,- отметила сенатор Барбара Микалски,- что поделятся своим огромным опытом в запусках и стыковках
- областях, где они обладают превосходством". По мнению же газеты "Уолл-стрит джорнэл", соглашение стало
" одновременно и наградой аэрокосмической промышленности России за согласие не продавать ракетную технологию Индии, и возможностью США привлечь российских ученых к усилиям по дальнейшему ограничению распространения опасного оружия". Наряду с этим есть опасение, которое выразил Н.Джонсон, сотрудник отдела
"Кэймен сайенсиз корпорейшен" в Колорадо-Спрингс: "Если задуматься над худшим вариантом развития событий и предположить, что через два-три
года Россия полностью откажется следовать здравому смыслу, придется начинать все
начала."
"Российские фирмы в настоящее время предлагают больше чисто
"бумажных" проектов, чем реальных программ, которые готовы к запуску в серийное
производство. Промышленность в целом испытывает весьма трудные времена, стараясь
поглотить сильнодействующее лекарство экономических реформ, прописанное
Ельциным," - заключает западная пресса.