Увлекательная газета
"Пропеллер" Московского авиационного
института в октябре 1993 г. писала, что когда
снимок с "оптическим обманом" Красной планеты
попал немецкому программисту, он с помощью
компьютера преобразовал изображение, как бы
взглянув на ландшафт с высоты полутора
километров, и... обомлел: с компьютерной
распечатки действительно смотрела женщина!
Сенсация попала на страницы печати. Хлынул поток
опровержений, в том числе Института космических
исследований, Института геохимии, которые
сводились к объяснению этого изображения игрой
света и тени. Однако автор, перерыв весь архив "Викингов", нашел еще один снимок, сделанный на
другом витке и при других условиях освещенности.
Сфинкс, хотя и был виден слабо, но не исчез!
Располагая двумя снимками, американцы
смогли построить стереоизображение сфинкса.
Электронная машина уверенно вырисовала и зрачки,
и глаз, и слезу на щеке, и даже зубы в приоткрытом
рту. Сфинкс оказался исполином: длина полтора
километра, высота до кончика носа полкилометра.
Теперь причудливое образование стало считаться
результатом выветривания горных пород.
Тем временем ученые продолжали анализ
марсианских панорам ...и в семи километрах
обнаружили 11 пирамид. Более полные анализы с
помощью компьютерной техники подтвердили все
предположения и показали уже 19 пирамид,
появились дороги и крутая площадка. Для
исследователей этих видовых документов нет
сомнений, что город построен очень давно и в
настоящее время необитаем: заметны два прямых
попадания метеоритов в левую большую пирамиду и
в перекресток дорог.
Космическим аппаратам, посылаемым к
Марсу, ставилась задача, в том числе, уточнить
данные о загадочных изображениях, но "Фобосы"
не дошли до планеты, американский "Марс обсервер" пропал без вести
8 августа 1993 г. Из всех посланных к Марсу
аппаратов посадку совершили только четыре. На
Венеру посылалось в два раза больше аппаратов, и
они в большей части выполняли свои задачи... Может
быть, обитатели планеты Марс покинули свои
поселения и оказались на нашей планете?..
Романтики будут всегда.
Несмотря на относительное сокращение
финансирования, американская программа остается
самой крупной в мире. Она в 6-7 раз больше
европейской и в 10-15 раз - японской. У американцев
остается тенденция сохранения своего
лидирующего положения. Одним из двигателей их
программы было соревнование с Советским Союзом.
Теперь, после того как Россия сложила оружие,
американский космос продолжает набирать темпы в
одиночестве, лавируя между налогоплательщиками
и своими планами.
Астронавт Эдвин Олдрин (Aldrin)
презентовал интегрированный космический план в
варианте ноября 1992 г. с предложением дать
свои замечания, дополнения или изменения к этому
плану. На плане Олдрин размашисто написал:
"Дорога в будущее. С наилучшими пожеланиями..."
Олдрин в 1966 г. совершил полет на
космическом корабле "Джемини-12" в качестве
второго пилота. 16-24 июля 1969 г. совершил
исторический полет на Луну совместно с Амстронгом и Коллинзом.
Олдрин вышел из лунной кабины
21 июля 1969 г. (после Амстронга) и пробыл на
поверхности Луны 2 ч 13 мин. Именем Олдрина
назван кратер на Луне. Он доктор наук. С 1972 г. в
отставке. Президент фирмы "Рисёрч энд
енджиниринг консалтинг". Очень обаятельный
человек.
Интегрированный космический план
представляет собой проект долгосрочной
программы человечества в освоении космического
пространства, охватывая период далее, чем 2100 г.
План создан на основе перспективных
американских исследований НАСА, рекомендаций
Комитета исследования Солнечной системы, группы
синтеза Т.Стаффорда. Программа - не окончательный
план и представляет собой набор международных
космических проектов, направленных на
расширение присутствия человека в Солнечной
системе и достижение "постоянного поселения
человека в космосе", провозглашенное
Президентом Бушем в июле 1989 г.
Программа разрабатывалась под
руководством Р.Джоунза с участием Э.Олдрина,
доктора Г.Бенфорда, С.Брайнта, Т.Брауна, доктора
Д.Брича, доктора Г.Кано - всего более тридцати
известных американских ученых.
Разделы периода 1980-1995 гг. фиксируют
контуры фундамента, на базе которого
разворачивается масштабная деятельность
человека в космосе. Отмечаются прежде всего
глобальные транспортные системы, входящие, по
мнению разработчиков плана, в Международный флот
ракет-носителей. В их числе "Ариан-3", "Зенит", "Х-1" (Япония), "Спейс Шаттл", "Энергия",
"Ариан-4", "Титан-2", "Дельта-2", "Титан-3", "Титан-4", "Атлас-2", "Х-2". В перечне ракет-носителей,
применяемых Россией для запуска космических
аппаратов, обозначены "Космос", "Циклон", "Союз", "Протон". Кроме того, упомянуты
китайские, индийские и израильские ракеты-носители.
Особое место в программе занимает
"Спейс Шаттл" как многоразовая система в
составе космических кораблей "Челленджер", "Колумбия", "Дискавери", "Атлантис" и
"Эндевор". В этом же разделе не забыты
космические корабли из серии "Буран".
Разработчики плана отмечают повышение
значимости национальной многоразовой
космической системы, расширение флота
одноразовых ракет-носителей и движущую силу
национальной политики США в освоении космоса. За
этот период наряду с развертыванием
государственных, военных и научных космических
систем выросли транспортные системы
коммерческой направленности. Отдается должное
исследованию межпланетного пространства и
планет, отмечаются "Фобос-1" и "Фобос-2",
"Магеллан", "Вояджер-2", "Музы-А" (Япония),
международная программа "Галилей", марсианская
программа. При этом не забываются планы русских
миссий на Марс в 1994 и 1996 гг., лунной миссии
Японии.
Должное место уделяется российской
космической станции "Мир", а также разрабатываемой международной станции "Фридом", сравниваются их характеристики. По
оценке американских специалистов, космическая
станция "Фридом" будет иметь суммарную массу и
полезный объем, в два раза превышающие
соответствующие характеристики "Мира".
Человечество располагает 22
космодромами и стартовыми полигонами. США имеют 6
космодромов, Китай - 3, Россия - 3, в том числе
аренда Байконура, Япония - 2, Канада, Норвегия,
Франция-Куру, Швеция, Израиль, Италия, Индия,
Австралия, все - по одному стартовому комплексу,
которые расположены в разных частях света.
Пятилетка 1995-2000 гг. ознаменуется на магистральном пути освоения космоса
построением международной космической станции "Фридом". В
1995 г. планировалось осуществить запуск на
околоземную орбиту первого блока станции. Экипаж
должен был прибыть на станцию в 1996 г.
Постоянное пребывание на борту экипажа с целью
освоения и установления рабочего ритма действия
экипажа планируется к 1999 г. Станция "Фридом"
будет функционировать на орбите высотой 407-463 км
с наклонением 28,5°.
Станция будет использоваться по своему
назначению, как космическое жилище человека на
низкой орбите Земли. В масштабную программу
входит создание орбитального корабля
длительного пребывания в космосе,
межорбитального транспортного аппарата,
маневрирующего орбитального аппарата,
персонального транспортного буксира и корабля
возвращения. В составе станции - промышленные
блоки космического производства, специальный
манипулятор, биомедицинская установка
переменной гравитационной силы, питомники для
растений и животных, управляемая экологическая
система жизнеобеспечения. Предполагается
наличие свободно летающих, дистанционно
управляемых лабораторий и производственных
цехов.
Кроме прямых задач станции как
космического центра планируется отработка и
осуществление функций космического депо,
причала, хранилища топлива для выполнения
собственных жизненных функций и для
транспортных космических аппаратов.
Предусматривается использование станции при
организации полетов на планеты и в дальний
космос.
Программа акцентирует, что в этот
период созревающий космический потенциал, флот
многоразовых и одноразовых ракет-носителей
будут побуждать свободное предпринимательство к
действию в этой области науки и техники. Будут
осуществляться многочисленные коммерческие
полеты наряду с научными и военными задачами.
Планируется создание многоразового
космического грузового корабля. Повысится
значимость тяжелых ракет-носителей. Космические
экспедиции направятся в предлунную область и
далее. Планируется возвращение на Луну, начнется
фаза сбора и анализа проб, построение
окололунных систем постоянного наблюдения за
поверхностью Луны и топографических
исследований.
Планируются международные беспилотные
экспедиции на Марс с марсоходом, с отбором и
возвратом на Землю проб марсианского грунта,
построение постоянных орбитальных систем
наблюдения за поверхностью Марса. Исследование
возможности использования солнечного потока
(солнечные паруса). Расширение использования
солнечной энергетики. Применение бортовых
высоковольтных генераторов прямого
преобразования ядерной энергии в электрическую.
Разработка систем аэродинамических ускорителей
и посадочных устройств, осуществление
возможности планирования и аэроторможения в
атмосфере планет.
Планируется выведение на
геостационарную орбиту платформы связи,
радиолокации, разведки земных ресурсов.
Автоматическое управление - без экипажа.
Предполагается выведение на полярную
орбиту отсека наблюдения за поверхностью Земли в
составе космических аппаратов многих стран.
В этой пятилетке ожидается появление в
составе международного ракетного флота "Ариана-5",
орбитального самолета "Гермес", американского
многоразового грузового носителя, орбитального
самолета с пребыванием в космосе до 90 суток.
2000-2005 гг. обобщенного плана
открываются утверждением, что появляются
существенные выгоды от вложений в космос,
который становится стратегической базой
ресурсов, увеличиваются возможности
международного ракетного флота, начинается
проникновение в Солнечную систему. Американский
одноступенчатый воздушно-космический самолет,
немецкий "Зенгер", японский X-II - "Надежда" и
американский "Спейс Шаттл" глобально входят в
круг средств транспортировки. Появляется
возможность полетов на Луну по прямой траектории
и с использованием окололунной орбиты.
Планируется выведение пилотируемой
космической станции на геостационарную орбиту,
образование космических сквозных платформ с
экипажем. Создание пилотируемого перелетного
космического корабля, способного осуществлять
посадку на Землю с использованием
аэродинамических свойств аппарата. Создание
лунного транспортного аппарата для пилотируемых
перелетов с базы на Луну. Образуется
транспортный мост "Земля-орбитальная база-Луна".
База накапливает ресурсы, образует склад и
резервуары с топливом. На орбите разворачиваются
астрономические наблюдения, исследования с
применением телескопа космического базирования
околозвездных образований и гамма-лучей. На
орбите большой разведывательный рефлектор.
Внедряются системы стабилизации космических
станций и аппаратов - гравитационные ускорители.
Система жизнеобеспечения на экологических
управляемых средствах. Совершаются полеты Земля-Луна.
Ведется сбор и анализ проб. Используется
электрическая грузовая машина на Луне с
солнечными генераторами и электродвигателями.
Создаются электроядерные двигатели
дальних перелетов, земно-марсианский грузовой
корабль, способный выходить на околомарсианскую
орбиту. Организуются беспилотные экспедиции на
Сатурн, Титан, Фобос, кометы, с отбором и
доставкой на Землю проб грунта и кометного ядра.
В перспективе 2005-2010 гг. открываются
образованием лунного форпоста, объявлена эпоха
двухпланетной цивилизации Земля-Луна. Форпост
состоит из лабораторий, производственных цехов,
жилищ в высокообъемных ангарах. Оснащение:
грузовик-платформа, подвижный подъемный кран,
экскаватор, луноход, лунные скафандры.
Используются солнечные панели увеличенной
площади, ядерные энергоустановки. На базе
разворачивается комплексированная сеть
электроснабжения. Проводятся астрологические
исследования с использованием всех преимуществ
этой уникальной базы на Луне. Ведутся
биомедицинские исследования в лаборатории в
условиях уменьшенных гравитационных сил.
Запускается пробная установка производства
кислорода из лунной породы. Строится виварий,
доставляются животные.
Форпост развивается, расширяется -
образуется Международная лунная база.
На орбите Земли находится Европейская
автономная космическая станция. На основе
международной орбитальной станции расширяются
исследования возможности поддержания жизни
организмов в условиях космоса. Создается
Международный космический университет на низкой
земной орбите. Открываются экскурсионные полеты
на орбитальную станцию.
На дальних дорогах отрабатывается
вывод космических аппаратов на околомарсианскую
орбиту, используется марсианская гибридная
система движения циклической двигательной
установки.
Ведется подготовка пилотируемых
экспедиций на Марс, опробуется марсоход
пилотируемого варианта.
Организуются исследования околоземных
астероидов, пролет Главного астероидного пояса
орбитальным кораблем. Космические корабли
достигают орбит вокруг Меркурия, забирают и
возвращают пробы с Венеры, полеты к Плутону или
Нептуну. Исследуются межпланетные тела.
Возможность международного
космического флота растет. В его составе:
Британский воздушно-космический самолет
"Хотол", Европейская ракета средней
грузоподъемности, сверхтяжелая ракета-носитель
варианта Т.Стаффорда с возможным использованием
частей ракеты-носителя "Энергия", японский
орбитальный воздушно-космический самолет.
Отрабатываются средства спасения в космосе.
2010-2015 гг. Развивается двухпланетная
цивилизация, чтобы эксплуатировать внеземные
ресурсы. На низкой околоземной орбите
расширяются космические станции, образуется
международный космодром. На Луне - лунодром. В
космосе крупномасштабное производство,
происходит становление экономики космоса.
Работают многоразовые космические корабли
второго поколения.
Производство жидкого кислорода на Луне
освоено, построены криогенные заводы и хранилища
произведенного продукта. Развертывается добыча
руды и обработка мантии Луны для производства
алюминия, железа, магния, титана, никеля, гелия.
Строятся фундаментальные жилые и
производственные сооружения. Устанавливаются
полусферические антенны постоянной связи с
Землей. Совершенствуется передвижная
высокоскоростная транспортная система
повышенной проходимости. Многоместные
транспортные аппараты дальнего действия
оснащены всеми средствами обеспечения жизни и
контроля среды. Производятся раскопки, ведутся
горные разработки, прокладываются тоннели.
Образовывается межпланетный
транзитный космодром в либрационной точке L1.
Космодром становится точкой ступенчатой лунной
орбитальной системы. Отрабатывается перелет
Земля-L1. Создается интегрированная марсианская
система полетов.
2015-2020 гг. Расширяется экспансия
человека во внутренней Солнечной системе.
Продукты производства идут из космоса на Землю,
Луну и в космос. Экспортируется гелий-3.
Лунная база почти самостоятельного
обеспечения. Собственные теплицы и производство
пищи. Необходимые запасы топлива и кислорода.
Термообеспечение и солнечная печь. Разработаны
средства и методы обработки почвы. Создано почти
замкнутое управление окружающей средой и
жизнеобеспечением.
На лунной базе развернуты средства
оптической и радиоастрономии. Разработаны
системы поиска внеземных цивилизаций.
Разрабатывается транспортная система
Земля-Марс. Начинаются пилотируемые
межпланетные полеты. Развертывается связная
сеть с Марсом.
На высокой земной орбите
разворачиваются опытные производства
концентрированной солнечной энергии для Земли,
космическая промышленность.
Устанавливается форпост на Фобосе.
Разрабатываются многоразовые
космические корабли второго поколения.
2020-2025 гг. Первый полет и высадка
человека на Марс. Устанавливается форпост на
Марсе. Начинаются разработки грунта Фобоса и
Деймоса.
Развертывается марсианская сеть
навигационных спутников. Исследуется
поверхность Марса. Ведется разведка Деймоса.
Особо исследуются полярные и приполярные районы.
Организовывается производство жидкого
кислорода, добыча и хранение кислорода, водорода,
азота и углерода. Строятся производственные и
жилые сооружения. Разрабатываются средства
лучевой защиты и предупреждения солнечных
вспышек. Проводятся биологические исследования
в условиях частичного притяжения и уменьшенного
давления.
Форпост расширяется, устанавливается
начальная база на Марсе. Образуется
трехпланетная инфраструктура: Земля-Луна-Марс.
Рождается космическая цивилизация. С Марса
возвращается первая пилотируемая экспедиция,
начинается разработка марсианских ресурсов.
Осуществляется полет второй экспедиции.
Используются ионные двигатели и электро-ускорительные
системы.
Исследуются особенности либрационных
точек L4 и L5.
Ведется эксплуатация астероидов и
комет на околоземных орбитах.
Космос движет глобальную экономику.
Человечество владеет неограниченными ресурсами
с Луны и астероидов и неограниченной
безопасности солнечной энергией для Земли.
2025-2030 гг. Образуется марсианский
космодром. Расширяется устройство на Фобосе. На
Марсе развертывается сеть метеорологических и
геофизических станций. Применяются вездеходные
транспортные средства, марсианские скафандры.
Действует производство, обслуживающее технику.
Устанавливается передовая марсианская лазерная
связная сеть. Создается земно-марсианская
транспортная система с солнечным парусом.
Начинается междузвездное
исследование, запускается непилотируемый зонд
до 1000 астрономических единиц.
Осуществляется первый пилотируемый
полет мимо Венеры, развертываются связные
спутники вокруг Венеры.
Осуществляется изменение орбиты
астероида Главного пояса, ведется его
эксплуатация.
Исследуется экологическое свойство
передачи солнечной энергии совершенными
средствами спутникового солнечного
концентратора.
2030-2035 гг. База на Марсе действует.
Строительство производственных и жилых
сооружений ведется с использованием исконно
марсианских строительных материалов. Создаются
помещения больших объемов. Производство пищевых
продуктов, медицинское обеспечение,
производство и хранение воды создает замкнутый
цикл жизнеобеспечения марсианской базы.
Устанавливаются многочисленные научные
форпосты. База обеспечена оснащенным
транспортом дальнего действия. Организовано
производство и хранение топлива. Ведутся
долгосрочные исследования по многим
направлениям.
Начинается строительство обитаемых
островов на земно-лунных либрационных точках L4 и
L5. Расширяется промышленная возможность
космических станций на высоких земных орбитах.
Создается система двигателей, работающих на
топливе, обогащенном антивеществом. На орбите
вокруг Венеры построена космическая станция,
создана земно-венерианская транспортная система
на солнечных парусах. Ведется освоение
астероидного пояса.
2035-2040 гг. Биосфера Земли дублируется
в обширных космических пространствах. Похожие на
Землю биомы - на поверхности Луны и Марса.
Марсианская база становится самообеспечивающей
свою жизнедеятельность. Действует постоянный
радиоканал Земля-Марс.
Астероиды преобразуются человеком в
планетоиды. Астероидный материал отводится на
полярную орбиту Земли и к Венере. Ведется
извлечение ресурсов астероидов. Около Венеры в
либрационной точке - космическая станция, на
орбите - солнечная электростанция. Образован
топливный склад компонентов, извлеченных из
астероидов.
Продолжается проникновение человека
внутрь Солнечной системы: осуществляются полеты
к Юпитеру, исследуются Юпитер и его спутники.
2040-2050 гг. Крупномасштабное заселение
космоса человеком, освоение космоса.
Преобразуется Марс, создаются новые спутники
Марса, Деймос перемещается на марсианскую
синхронную орбиту. Развернута связная сеть с
Венерой. На Венере - научные станции без экипажа.
Заселяется остров в либрационной точке
L4, L5. На полярной орбите Земли - устройство,
концентрирующее солнечную энергию. Орбитальные
спутниковые солнечные электростанции. На орбите
- гигантский солнечный рефлектор.
Полеты к Сатурну, исследование
спутников Сатурна и системы колец.
2050-2070 гг. Возрастает промышленная
возможность станций в либрационных точках.
Множатся небольшие марсианские поселения.
Начинаются исследования Урана, Нептуна, Плутона.
Прогнозируется преобразование Венеры к земным
условиям. Процесс займет от 110 до 20 тыс. лет.
Человечество возникает как
внегалактический вид.
2100 г. - бесконечность.
Крупномасштабное заселение Марса. Между
звездами путешествуют корабли - миры.
Человечество в междузвездном путешествии.
Мобилизация ресурсов на войны для
решения проблем политиков имела высокий стимул.
В космос проникли на гребне военной волны. Теперь
мобилизация ресурсов на изучение Вселенной
будет под силу только обществу высокой культуры,
когда в ее основе будет не стремление дальнейшей
наживы, а забота о человечестве в целом, и не
будут его раздирать противоборства политиков
различных мастей.
А может быть, спокойнее существовать
как племя нукак маку, живущее на островах Атлантики и сейчас не изменившее свой
быт, который образовался 500 лет назад? Жить и умереть вместе с планетой...