Совет обороны

   Вновь созданный М.С.Горбачевьм Совет обороны предназначался для восстановления первоначально планировавшихся функций, он должен был стать органом, объединяющим стратегическую масштабность и оперативность решений. Решения Совета обороны подкреплялись затем постановлениями правительства. Парламентский комитет по вопросам обороны и безопасности должен был быть на страже законности действий и соблюдения рационального расходования государственных ресурсов.
   Председателем Совета обороны был М.С.Горбачев, членами Совета - Н.И.Рыжков, Д.Т.Язов, Н.Д.Моисеев, Э.А.Шеварнадзе, Л.Н.Зайков, Ю.Д.Маслюков.
   Совет обороны 06.05.1989 г. отметил в решении, что "в ходе работ по космической системе "Буран" создан существенный научно-технический и технологический задел, внедрение которого в различные отрасли народного хозяйства позволит получить должный экономический эффект. Впервые в мировой практике был решен ряд принципиально новых научно-технических и технологических проблем, отработаны уникальные бортовые и наземные системы и большой объем математического обеспечения, позволившие в том числе осуществить полностью автоматический полет орбитального корабля и посадку его на взлетно-посадочную полосу космодрома Байконур".
   Совет обороны отметил большую и самоотверженную работу коллективов НИИ, КБ, НПО, предприятий, организаций, войсковых частей и специалистов Минобщемаша, Минавиапрома, участвовавших в создании системы "Буран", в подготовке и проведении успешного запуска и полета первого орбитального корабля этой системы.
   В то же время, как отмечалось в решении, работы по созданию полезных нагрузок для этой системы, заданных постановлениями правительства, ведутся с отставанием от установленных сроков. Создание подлежащих ремонту унифицированных модульных космических аппаратов и крупногабаритных платформ, разгонных блоков, телеоператоров и манипуляторов, позволяющих повысить экономическую эффективность системы "Буран", еще должным образом не развернуто.
   С целью обеспечения эффективного, экономически оправданного целевого применения системы "Энергия"-"Буран", сокращения затрат на проведение работ по этой системе и полезным нагрузкам для нее Совет обороны решил:
- одобрить разработанные Минобщемашем, Минавиапромом, Минобороны и Академией наук и согласованные с Государственной комиссией Совета министров по военно-промышленным вопросам предложения по уточнению порядка летных испытаний системы "Буран", направленные на ускорение начала эксплуатации этой системы и экономию затрат, необходимых для проведения испытаний, и предусматривающие сокращение общего количества испытательных полетов орбитальных кораблей с десяти, ранее планировавшихся, до пяти, за счет комплексирования и совмещения задач, решаемых в процессе летных испытаний системы "Буран"; сокращение количества изготавливаемых орбитальных кораблей с пяти, предусмотренных программами 1977 и 1983 гг. до трех; проведение в 1989-1990 гг. работ по подтверждению требуемого уровня надежности и безопасности универсальной ракеты-носителя "Энергия", необходимого для обеспечения запуска пилотируемых орбитальных кораблей, с осуществлением в указанный период одного запуска ракеты-носителя.
- обязать министерства и ведомства, участвующие в создании системы "Буран", обеспечить готовность к запуску орбитальных кораблей этой системы в следующие сроки: беспилотного орбитального корабля, для отработки в космосе операций по стыковке с орбитальной пилотируемой станцией "Мир" и пилотируемым кораблем "Союз-ТМ" и последующей автоматической посадки орбитального корабля без экипажа, в первом квартале 1991 г.; пилотируемого орбитального корабля с экипажем из двух космонавтов, для отработки операций транспортно-технического обслуживания орбитальной станции "Мир", доставки на нее необходимых грузов и расходуемых материалов, испытаний системы бортовых манипуляторов, средств укладки и доставки на Землю полезных грузов с орбит, в первом полугодии 1992 г.
- обязать министерства и ведомства принять необходимые меры по обеспечению эффективного целевого применения системы "Энергия"-"Буран", по ускорению создания целевых полезных нагрузок для этой системы, в том числе ремонтнопригодных модульных космических аппаратов и крупногабаритных орбитальных платформ, разгонных блоков, манипуляторов и телеоператоров, а также других полезных нагрузок, заданных постановлениями правительства.
- Государственной комиссии Совета министров по военно-промышленным вопросам поручено рассмотреть, по представлению Минобщемаша, Минобороны и Академии наук, состояние работ, проводимых по перспективным многоразовым космическим системам, включая авиационно-космические системы, воздушно-космические самолеты и многоразовые крылатые ракетные блоки системы "Энергия"-"Буран", и в четвертом квартале 1989 г. представить в установленном порядке предложения о проведении дальнейших работ, предусмотрев при этом их эффективное целевое применение, в том числе в интересах международного сотрудничества, и исключив параллелизм и дублирование работ в целях снижения расходов на их создание.
- поручить Минобщемашу и другим заинтересованным министерствам и ведомствам дать предложения по использованию отечественных космических средств, включая систему "Энергия"-"Буран", стендовой и производственной баз, научно-технических и технологических достижений в интересах международного сотрудничества, в том числе на коммерческой основе.
- поручить Минобщемашу, Минавиапрому, Минрадиопрому, Минобороны в двухнедельный срок представить в установленном порядке предложения о поощрении участников работ, обеспечивающих создание, успешные запуски ракеты-носителя "Энергия", полет и автоматическую посадку орбитального корабля "Буран".
   Решение подписал М.Горбачев как председатель Совета и секретарь Совета генерал С.Диков.
   Вслед за этим, в июне, было подписано постановление правительства о планах дальнейших работ по космической системе "Буран" и ее целевому использованию до 2000 г. В этом постановлении, так же, как в решении, принято предложение о проведении работ по подготовке и осуществлению второго и третьего полетов орбитального корабля "Буран". Принято предложение о сокращении общего количества испытательных полетов и количества орбитальных кораблей. Нами это сокращение понималось как ускорение перехода к эксплуатационному этапу использования многоразовой системы "Энергия"-"Буран". Поручалось осуществить меры по использованию для выпуска народнохозяйственной продукции высвобождающихся в результате уменьшения количества изготавливаемых орбитальных кораблей и сокращения ежегодных пусков системы "Энергия"-"Буран". Наряду с этим, учитывая особую государственную важность ускорения телефонизации страны, было поручено Государственной комиссии по военно-промышленным вопросам подготовить совместно с Госпланом и представить проект постановления правительства о дальнейшем развитии телефонной связи в стране в 13-й пятилетке, в том числе выводимых на геостационарную орбиту ракетой-носителем "Энергия" с водородно-кислородным блоком и других космических средств связи. Было указано, начиная с 1990 г., все бюджетные ассигнования, необходимые для выполнения работ по системе "Буран", выделять отдельной строкой в бюджете страны.
   Таким образом, основные позиции, которые были необходимы для дальнейшего движения, вошли в директивные документы правительства страны. Особенно важным для разработчиков ракеты-носителя "Энергия" было внесение определенности по пускам на уровне решения правительства - по одному пуску в год: в 1990, 1991 и 1992 гг.
   Первоначально предусматривалось на этапе летно-конструкторских испытаний изготовить 5 орбитальных кораблей "Буран" и провести 10 отработочных пусков ракеты "Энергия".
   Общая стоимость работ оценивалась в 22,3 млрд. руб. на опытно-конструкторские работы и 4,7 - на капитальное строительство (в ценах 1989 г.). На 01.01.1991 г. затраты по системе "Буран" составили: 12,3 млрд. руб. на опытно-конструкторские работы и 4,1 - на капитальное строительство, итого 16,4 млрд. руб.
   Программа летных испытаний "Бурана" была уточнена следующим образом:
- 1991 г. - беспилотный запуск орбитального корабля "Буран" для отработки стыковки с орбитальной станцией "Мир" и кораблем-спасателем;
- 1992 г. - беспилотный запуск "Бурана" с целью отработки комплекта биотехнологической аппаратуры для получения лекарственных препаратов и новых материалов в автономном полете;
- 1993 г. - первый пилотируемый пуск. Стыковка с орбитальной станцией "Мир", перестыковка ее базового блока и целевых модулей;
- 1995 г. - второй пилотируемый запуск орбитального корабля "Буран" с целью получения лекарственных препаратов и новых материалов.
   Реализация этой программы оценивалась в 5 млрд. руб. в ценах 1989 г.
   Это было минимальное количество для поддержания сложнейшего комплекса в реанимационном режиме, а точнее - на грани развала структуры.
   Но успокаиваться было рано: заработал известный механизм. Ю.Н.Коптев и О.Н.Шишкин, облекая свои действия по фактическому свертыванию работ по ракете-носителю "Энергия" в формы административных и коллегиальных постановлений Министерства общего машиностроения, технических и организационных решений внутри головной организации, придавая этим решениям экономическую и перспективную значимость, поставили развернутую ранее многотысячными коллективами работу на тупиковые рельсы.
   В августе 1989 г. я вынужден был обратиться к М.С.Горбачеву:
   "Два успешных пуска ракеты-носителя "Энергия" продемонстрировали радикальное изменение возможностей ракетно-космических транспортных систем, обнажив, в то же время, отрыв в их развитии по отношению к полезным нагрузкам. Сложилась ситуация, когда страна, вложив 14,5 миллиардов рублей в многоразовую космическую систему (МКС) "Буран", получила мощное средство выведения полезных грузов массой свыше 100 т - ракету-носитель "Энергия", равных которой никто в мире не будет иметь еще 7-10 лет, а космических аппаратов соответствующей массы, несмотря на наличие задач, для нее пока нет.
   Это приводит к появлению тенденции искусственного сдерживания программы отработки нового сверхтяжелого носителя, свертыванию его производства, замораживанию созданного задела и, как следствие, к развалу кооперации. Мы близки к повторению истории с первым отечественным носителем сверхтяжелого класса "Н-1", когда из-за утраты актуальности и отсутствия продуманной программы целевого использования были прекращены работы по его созданию. Тогда страна потеряла 4,5 миллиарда рублей и отстала на 10-15 лет в создании перспективных образцов ракетно-космической техники. Нельзя допустить новой и более тяжелой ошибки.
   Созданные уникальные по своим возможностям промышленная и экспериментальная базы, многоцелевой стартово-посадочный комплекс, авиационные средства транспортирования крупногабаритных грузов (самолеты "Мрия"), солидный задел по решению научно-технических проблем разработки ракетных систем на водородном горючем, возвращения с орбиты крылатых летательных аппаратов, автоматического управления ими при спуске и посадке заложили предпосылки для качественно нового витка в развитии космонавтики. Все это является нашим национальным достоянием.
   Разработчиками ракеты-носителя "Энергия" предложены направления поддержания и развития созданного комплекса. Суть их в следующем:
- используя одну из главных особенностей носителя - модульно-блочный принцип его построения, разработать на основе имеющегося центрального блока более дешевую вторую ступень с меньшим запасом энергетики (в одноразовом исполнении). Тем самым при сохранении всего промышленно-стартового комплекса "Энергии" снижается грузоподъемность ракеты до 30-40 т. Это приблизит ракету по тактико-техническим характеристикам к разрабатываемым в настоящее время в отрасли космическим аппаратам, расширит возможность снятия жестких ограничений на их массу и реализует программу пусков, ориентированную на ракету-носитель "Протон", сокращение пусков которой как экологически опасной - в дальнейшем неизбежно;
- учитывая выявленную коммерческую значимость "Энергии", проявляемую заинтересованность в ее использовании рядом зарубежных фирм, а также одобренную в отрасли разработку тяжелой связной космической платформы, форсировать создание на существующих мощностях кислородно-водородного разгонного блока, блока довыведения и головного транспортного агрегата, что позволит выводить широкий спектр грузов массой 60-105 т на опорную орбиту и до 18 т на геостационарную. Это позволит, за счет резерва массы, обеспечить высокую надежность создаваемых космических аппаратов, повысить их ресурс до уровня не хуже, чем в США, снизить количество запускаемых объектов. Наконец, обеспечит возможность получения для страны валютных поступлений;
- создать полностью многоразовый всеазимутальный носитель грузоподъемностью 40-50 т со ступенями, оснащенными авиационными средствами приземления - крылом, стабилизатором, другими системами и агрегатами, разработанными ранее для орбитального корабля "Буран", что позволит снизить удельную стоимость выведения в 5-7 раз.
   Реализация этих направлений даст, в конечном счете, возможность довести эту сложную ракетную систему до уровня экономически эффективной. Наши предложения были доложены на Совете обороны 06.05.1989 г., однако уже на стадии формирования по результатам рассмотрения текстового документа часть из них была нивелирована. Дальнейшие практические действия Минобщемаша приводят к тому, что положение дел после выхода решения Совета обороны не меняется к лучшему.
   В этих условиях сохранить накопленный интеллектуальный и промышленный потенциал, тем более в рамках стесненного финансирования, можно только при должной организации работ в этой области. Многолетний опыт и прогрессивный стиль деятельности специализированных КБ - убедительное доказательство целесообразности организации работ на основе совершенной структуры и самостоятельности".
   Разобраться и подготовить соответствующее решение было поручено Л.Н.Зайкову, О.Д.Бакланову, И.С.Белоусову и О.С.Белякову - этим вопросом занимался аппарат О.Д.Бакланова.
   Вспоминается закон Паркинсона: "Вместо того, чтобы сказать "нет", тянульщик резины говорит "немного погодя", а эти слова предваряют закон, именуемый отказом, отсрочкой. Чтобы сделать этот закон действенным, надо, хотя бы примерно, определить, какой объем отсрочки будет равен отказу. Предположим, тонет человек, он зовет на помощь, а в ответ слышит "немного погодя". Благоразумная пауза в пять минут - и ответ сам по себе превращается в отрицательный. Почему? Очень просто - утопающий утонет раньше, чем истечет время отсрочки. По этому принципу действует "закон отказа".
   В сентябре 1989 г. я вынужден был обратиться в аппарат Совмина и ЦК:
   "При 14,5-миллиардных затратах страны происходит самозахоронение ракетно-космической транспортной системы "Энергия". Не развернута разработка полезных грузов больших масс. Повторяется история носителя H1. Сокращается количество изготавливаемых ракет - до 0,7 в год, при возможных 5. Теряется технология, падает надежность. Уровень ассигнований снизился до предела, при котором начинается развал кооперации.
   Главный конструктор, не являясь распорядителем кредита, фактически лишен возможности управлять распределением средств как по кооперации разработчиков, так и внутри головной организации, тем самым - изменить каким-либо образом сложившееся положение. Более того, проектные подразделения выведены из непосредственного подчинения главному конструктору.
   Ракетно-космическая транспортная система "Энергия" начнет себя окупать не ранее, чем с 1995 г. и выйдет на режим получения прибыли к 2002-2003 гг. Необходимо поддержание направления финансированием их из бюджета страны в этот период в размерах 0,7-0,8 млрд. руб. в год. В целях исключения перекачивания средств установить прямое финансирование отдельной строкой головной организации Советом министров СССР.
   Программа предусматривает выполнение работ, оговоренных решением Совета обороны от 06.05.1989 г., в том числе пуск в 1990 г. ракеты "Энергия" с групповым выведением космических аппаратов, разработку крупносерийной ракеты грузоподъемностью до 30-40 т, создание энергопоезда транспортной системы с выводом полезной нагрузки до 105 т на опорную орбиту и до 18 т на геостационарную, использование системы для запуска ремонтнопригодных крупногабаритных орбитальных платформ в интересах народного хозяйства, решение научных задач в области исследования и освоения планет, в том числе и в рамках международного сотрудничества, создание полностью многоразового всеазимутального носителя.
   В условиях стесненного финансирования в целях должной организации работ в этом направлении следует создать специализированную организацию с полной экономической и хозяйственной самостоятельностью".


Далее...